Мороженое на палочке. Сто лет назад придумали эскимо

«Производители мороженого прекращают выпуск популярного у миллионов сладкоежек эскимо...» Эта весть облетела информагентства не только нашей страны, но и - берем шире! - всего мира. Впрочем, россияне могут не волноваться. Не в нашей стране подобное происходит, в США. Вдруг обратив внимание на название мороженого, один из его крупнейших производителей одновременно вспомнил о... толерантности. И решил, что такое название унижает эскимосов - группу коренных народов, проживающих на территориях Аляски, канадского Нунавута, восточных районов российской Чукотки, а также на некоторых территориях Гренландии.

Мороженое на палочке. Сто лет назад придумали эскимо | Фото: Pixabay / wanderson91

Фото: Pixabay / wanderson91

Сосулька на палочке

Между тем в нынешнем году можно праздновать 100-летний юбилей эскимо. Есть версия, что ровно сто лет назад - в 1920-м - с американцем Христианом Нельсоном, владельцем фабрики сладостей в штате Айова, случилась оплошность: он случайно облил брикет сливочного мороженого шоколадной глазурью. Первым же эту «оплошность» и продегустировал. Понравилось так, что решил запустить в производство промышленную партию. У нового мороженого появилось название «Пирожок эскимоса». И было оно... без палочки.

Спустя примерно полтора года - в январе 1922-го - Нельсон получил патент на этот вид мороженого. И теперь каждый год 24 января во всем мире отмечается Международный день эскимо. Кстати, и в год выдачи патента у «Пирожка эскимоса» все еще не было палочки.

У нее, палочки для мороженого, долгое время была своя отдельная история. Вот она...

Одиннадцатилетний мальчишка Френки Эпперсон из Сан-Франциско однажды по рассеянности оставил на крыльце дома стаканчик с лимонадом. Да еще то ли с ложечкой, то ли с палочкой для его перемешивания. Ночью ударил мороз. И что получил поутру паренек?.. Чуть повзрослев, он начал готовить лимонады - «сладкий лед», — замороженные на палочке, и продавать их в городском парке. Назвал творение «Эпсикл», соединив свою фамилию со словом «айсикл» (icicle - «сосулька»). А вот его дети, не сильно очарованные изобретением родителя, переименовали ледышку в «Пепсикл» - «папины сосульки».

Брикет мороженого и палочка нашли друг друга в 1928 году. И не за океаном, а во Франции, где Шарль Жерве, владелец компании по производству сыров, начал выпуск «побочного продукта» - сливочного мороженого в шоколадной глазури. На палочке!

В России первые партии эскимо были изготовлены в 1935 году. Делали их вручную, первые партии необходимого промышленного оборудования появились в нашей стране только в 1947 году.

Но вернемся к эскимосам. К нашим, российским. По словам составителя русско-эскимосского словаря филолога Натальи Радунович, народ Чукотки на название «эскимо» не обижается, потому как сам называет себя инуитами. А слово «эскимос» было придумано индейцами для инуитов Канады и Аляски, и перевод его может действительно выглядеть уничижительным - «поедающий сырое мясо»...

Любопытно, что снимать с конвейера мороженое на палочке в шоколадной глазури американская компания не собирается. Ее маркетологи ломают головы над тем, каким иным словом можно заменить устоявшийся за столетнюю историю сам термин - «эскимо».

В сезон и - круглый год

Мороженое вряд ли можно назвать продуктом первой необходимости. Кроме того, интерес к нему потребителя сильно зависит от сезона: летом мороженого едят больше, зимой меньше. Да и то, смотря какое лето - в холодное продажи падают, в жаркое растут. Как сообщают маркетинговые службы розничных продуктовых сетей, в нынешнем месяце, июне, все торговые точки европейской части России увеличили продажи на 1,4 - 2%.

В любом случае вне зависимости от сезона мороженое дает его производителям очень высокую рентабельность: от 20% при производстве массового продукта до 1000% (!) при создании эксклюзивного джелато.

Для тех, кто пока не знает: изначально «джелато» - это итальянское мороженое, в основе которого натуральное молоко, жирные сливки, желтки и сахар. К этой основе добавляют ягоды, орехи, шоколад, свежие фрукты. Настоящее джелато не выпускается промышленным способом. Делают его только вручную мастера-джелатьере в специальных кафе-мороженых - джелатериях. Несколько таких заведений теперь есть и у нас в Петербурге.

Но наш нынешний разговор о массовом продукте - о том мороженом, которое доступно всем.

По данным исследовательской компании Alto Consulting Group, в 2019 году в России было произведено 410 290 тонн мороженого. Это оказалось на 8% меньше, чем в году предыдущем. Но уже в январе нынешнего года производство увеличилось на целых 32% по сравнению с январем 2019-го.

Из всех федеральных округов лидером производства был и остается Центральный с его долей 23 - 25%. За ним идет Сибирский, следом — Приволжский. На четвертом месте наш Северо-Запад. В аутсайдерах - Южный федеральный округ.

Такой удивительный расклад вовсе не значит, что на юге мороженого едят меньше, чем в Сибири. Просто показатели связаны с географией размещения производств. В центральной России и в Сибири их больше, на юге - единицы.

Стоимость мороженого «от производителя» за год увеличилась на 16,5%. Торговля не делала баснословных накруток, увеличила стоимость холодного лакомства всего на 4,2% и зафиксировала ее на среднестатистической отметке - 454 рубля за килограмм.

Наша статистика не дает точного ответа, сколько организаций - с точностью «до» - работает на отечественном рынке мороженого. По разным оценкам, от 100 до 150 производств. Точнее сказать трудно, потому как в регионах помимо крупных есть и малые локальные производства, есть молочные предприятия с небольшими цехами мороженого, его выпуск наладили и фирмы, специализирующиеся на замороженных полуфабрикатах. Стоит вспомнить и производителей соков, ради расширения ассортимента освоивших их выпуск в замороженном виде.

При этом, по оценке Союза мороженщиков России, рынок открыт для появления новых компаний. Особенно таких, кто подвизался бы на изготовлении нишевой продукции.

Вафельный стакан с наноначинкой

Каждый год в феврале в Москве в рамках международной выставки

«Продэкспо» проходит традиционный «Салон мороженого». Там подводят итоги минувшего года, строят планы на будущее. На салоне 2020 года озвучили главный тренд на ближайшую перспективу: будет расти сегмент мороженого, «полезного для здоровья». В этом сегменте отметятся низкокалорийное мороженое; «спортивное» мороженое с протеинами и L-карнитином (природным веществом, родственным витаминам группы В); функциональное мороженое, например с пробиотиками.

Озвучили еще парочку важных направлений. Одно из них - увеличение производства и, соответственно, потребления натурального мороженого, то есть из экологически чистого сырья. Без консервантов и добавок. Другое - увеличение производства/потребления мороженого с новыми необычными вкусами.

Это как в иных странах-государствах. Японцы, к примеру, изобрели мороженое со вкусом говяжьего языка, куриных крылышек, морепродуктов... Ассортимент американских «айс-кримов» пополнило мороженое со вкусом жареного тоста, попкорна, базилика и даже с кусочками настоящего мяса. В Англии появилось наномороженое со вкусом яичницы и бекона, которое готовится с применением жидкого азота.

Если уж честно, то и наши производители уже пытались и пытаются удивлять едоков новыми вкусами - придумали «черное» мороженое, мороженое со вкусом омаров, со вкусом сыра... И даже мороженое с хлебом. Но масс-сегмента из этой затеи не получается. В стране по-прежнему самым популярным видом мороженого остается старый добрый пломбир в вафельном стаканчике. Его выбирают 40% покупателей.

Другие виды мороженого по потребительским пристрастиям распределяются так: эскимо - 25%; рожок/трубочка - 18%, мороженое в большой упаковке на несколько порций - 13%.

Кстати, покупателей, как выяснили маркетологи, очень подкупают склоняющие к ностальгии названия современного мороженого: «Как раньше», «48 копеек», «ГОСТ», «СССР».

А вот присутствие в мороженом пальмового масла пугает не так, как еще пару-тройку лет назад. Возможно, потому, что научились отличать натуральный продукт и мороженое «с пальмой» по цене. Растительное составляющее заметно удешевляет продукт.

К тому же большинство торговых сетей наконец-то начало выполнять постановление правительства, регламентирующее выкладку молочных, молочносоставных и молокосодержащих продуктов. К таковым относится и мороженое. Документ предписывает визуально отделять чисто молочные продукты от продуктов с заменителями молочного жира.

Да и уважающие себя и потенциальных едоков производители сегодня не стесняются честно, отдельной строкой, указать на упаковке: «Продукт с заменителем молочного жира».

Но если такой строчки нет, а подозрение на то, что производитель что-то там «нахимичил», все-таки сохраняется, то растительную составляющую можно обнаружить в домашних условиях.

Если молочное мороженое, тая, оставляет на тарелке жидкость, похожую на пролитое молоко, то растительное мороженое будет таять значительно дольше и постепенно превратится в подозрительную жидкость с творожистой массой посредине.

#мороженое #производство #сладости

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6708) от 29.06.2020 под заголовком «Эскимо меняет имя».


Комментарии