Мороженое на палочке. Сто лет назад придумали эскимо

«Производители мороженого прекращают выпуск популярного у миллионов сладкоежек эскимо...» Эта весть облетела информагентства не только нашей страны, но и - берем шире! - всего мира. Впрочем, россияне могут не волноваться. Не в нашей стране подобное происходит, в США. Вдруг обратив внимание на название мороженого, один из его крупнейших производителей одновременно вспомнил о... толерантности. И решил, что такое название унижает эскимосов - группу коренных народов, проживающих на территориях Аляски, канадского Нунавута, восточных районов российской Чукотки, а также на некоторых территориях Гренландии.

Мороженое на палочке. Сто лет назад придумали эскимо | Фото: Pixabay / wanderson91

Фото: Pixabay / wanderson91

Сосулька на палочке

Между тем в нынешнем году можно праздновать 100-летний юбилей эскимо. Есть версия, что ровно сто лет назад - в 1920-м - с американцем Христианом Нельсоном, владельцем фабрики сладостей в штате Айова, случилась оплошность: он случайно облил брикет сливочного мороженого шоколадной глазурью. Первым же эту «оплошность» и продегустировал. Понравилось так, что решил запустить в производство промышленную партию. У нового мороженого появилось название «Пирожок эскимоса». И было оно... без палочки.

Спустя примерно полтора года - в январе 1922-го - Нельсон получил патент на этот вид мороженого. И теперь каждый год 24 января во всем мире отмечается Международный день эскимо. Кстати, и в год выдачи патента у «Пирожка эскимоса» все еще не было палочки.

У нее, палочки для мороженого, долгое время была своя отдельная история. Вот она...

Одиннадцатилетний мальчишка Френки Эпперсон из Сан-Франциско однажды по рассеянности оставил на крыльце дома стаканчик с лимонадом. Да еще то ли с ложечкой, то ли с палочкой для его перемешивания. Ночью ударил мороз. И что получил поутру паренек?.. Чуть повзрослев, он начал готовить лимонады - «сладкий лед», — замороженные на палочке, и продавать их в городском парке. Назвал творение «Эпсикл», соединив свою фамилию со словом «айсикл» (icicle - «сосулька»). А вот его дети, не сильно очарованные изобретением родителя, переименовали ледышку в «Пепсикл» - «папины сосульки».

Брикет мороженого и палочка нашли друг друга в 1928 году. И не за океаном, а во Франции, где Шарль Жерве, владелец компании по производству сыров, начал выпуск «побочного продукта» - сливочного мороженого в шоколадной глазури. На палочке!

В России первые партии эскимо были изготовлены в 1935 году. Делали их вручную, первые партии необходимого промышленного оборудования появились в нашей стране только в 1947 году.

Но вернемся к эскимосам. К нашим, российским. По словам составителя русско-эскимосского словаря филолога Натальи Радунович, народ Чукотки на название «эскимо» не обижается, потому как сам называет себя инуитами. А слово «эскимос» было придумано индейцами для инуитов Канады и Аляски, и перевод его может действительно выглядеть уничижительным - «поедающий сырое мясо»...

Любопытно, что снимать с конвейера мороженое на палочке в шоколадной глазури американская компания не собирается. Ее маркетологи ломают головы над тем, каким иным словом можно заменить устоявшийся за столетнюю историю сам термин - «эскимо».

В сезон и - круглый год

Мороженое вряд ли можно назвать продуктом первой необходимости. Кроме того, интерес к нему потребителя сильно зависит от сезона: летом мороженого едят больше, зимой меньше. Да и то, смотря какое лето - в холодное продажи падают, в жаркое растут. Как сообщают маркетинговые службы розничных продуктовых сетей, в нынешнем месяце, июне, все торговые точки европейской части России увеличили продажи на 1,4 - 2%.

В любом случае вне зависимости от сезона мороженое дает его производителям очень высокую рентабельность: от 20% при производстве массового продукта до 1000% (!) при создании эксклюзивного джелато.

Для тех, кто пока не знает: изначально «джелато» - это итальянское мороженое, в основе которого натуральное молоко, жирные сливки, желтки и сахар. К этой основе добавляют ягоды, орехи, шоколад, свежие фрукты. Настоящее джелато не выпускается промышленным способом. Делают его только вручную мастера-джелатьере в специальных кафе-мороженых - джелатериях. Несколько таких заведений теперь есть и у нас в Петербурге.

Но наш нынешний разговор о массовом продукте - о том мороженом, которое доступно всем.

По данным исследовательской компании Alto Consulting Group, в 2019 году в России было произведено 410 290 тонн мороженого. Это оказалось на 8% меньше, чем в году предыдущем. Но уже в январе нынешнего года производство увеличилось на целых 32% по сравнению с январем 2019-го.

Из всех федеральных округов лидером производства был и остается Центральный с его долей 23 - 25%. За ним идет Сибирский, следом — Приволжский. На четвертом месте наш Северо-Запад. В аутсайдерах - Южный федеральный округ.

Такой удивительный расклад вовсе не значит, что на юге мороженого едят меньше, чем в Сибири. Просто показатели связаны с географией размещения производств. В центральной России и в Сибири их больше, на юге - единицы.

Стоимость мороженого «от производителя» за год увеличилась на 16,5%. Торговля не делала баснословных накруток, увеличила стоимость холодного лакомства всего на 4,2% и зафиксировала ее на среднестатистической отметке - 454 рубля за килограмм.

Наша статистика не дает точного ответа, сколько организаций - с точностью «до» - работает на отечественном рынке мороженого. По разным оценкам, от 100 до 150 производств. Точнее сказать трудно, потому как в регионах помимо крупных есть и малые локальные производства, есть молочные предприятия с небольшими цехами мороженого, его выпуск наладили и фирмы, специализирующиеся на замороженных полуфабрикатах. Стоит вспомнить и производителей соков, ради расширения ассортимента освоивших их выпуск в замороженном виде.

При этом, по оценке Союза мороженщиков России, рынок открыт для появления новых компаний. Особенно таких, кто подвизался бы на изготовлении нишевой продукции.

Вафельный стакан с наноначинкой

Каждый год в феврале в Москве в рамках международной выставки

«Продэкспо» проходит традиционный «Салон мороженого». Там подводят итоги минувшего года, строят планы на будущее. На салоне 2020 года озвучили главный тренд на ближайшую перспективу: будет расти сегмент мороженого, «полезного для здоровья». В этом сегменте отметятся низкокалорийное мороженое; «спортивное» мороженое с протеинами и L-карнитином (природным веществом, родственным витаминам группы В); функциональное мороженое, например с пробиотиками.

Озвучили еще парочку важных направлений. Одно из них - увеличение производства и, соответственно, потребления натурального мороженого, то есть из экологически чистого сырья. Без консервантов и добавок. Другое - увеличение производства/потребления мороженого с новыми необычными вкусами.

Это как в иных странах-государствах. Японцы, к примеру, изобрели мороженое со вкусом говяжьего языка, куриных крылышек, морепродуктов... Ассортимент американских «айс-кримов» пополнило мороженое со вкусом жареного тоста, попкорна, базилика и даже с кусочками настоящего мяса. В Англии появилось наномороженое со вкусом яичницы и бекона, которое готовится с применением жидкого азота.

Если уж честно, то и наши производители уже пытались и пытаются удивлять едоков новыми вкусами - придумали «черное» мороженое, мороженое со вкусом омаров, со вкусом сыра... И даже мороженое с хлебом. Но масс-сегмента из этой затеи не получается. В стране по-прежнему самым популярным видом мороженого остается старый добрый пломбир в вафельном стаканчике. Его выбирают 40% покупателей.

Другие виды мороженого по потребительским пристрастиям распределяются так: эскимо - 25%; рожок/трубочка - 18%, мороженое в большой упаковке на несколько порций - 13%.

Кстати, покупателей, как выяснили маркетологи, очень подкупают склоняющие к ностальгии названия современного мороженого: «Как раньше», «48 копеек», «ГОСТ», «СССР».

А вот присутствие в мороженом пальмового масла пугает не так, как еще пару-тройку лет назад. Возможно, потому, что научились отличать натуральный продукт и мороженое «с пальмой» по цене. Растительное составляющее заметно удешевляет продукт.

К тому же большинство торговых сетей наконец-то начало выполнять постановление правительства, регламентирующее выкладку молочных, молочносоставных и молокосодержащих продуктов. К таковым относится и мороженое. Документ предписывает визуально отделять чисто молочные продукты от продуктов с заменителями молочного жира.

Да и уважающие себя и потенциальных едоков производители сегодня не стесняются честно, отдельной строкой, указать на упаковке: «Продукт с заменителем молочного жира».

Но если такой строчки нет, а подозрение на то, что производитель что-то там «нахимичил», все-таки сохраняется, то растительную составляющую можно обнаружить в домашних условиях.

Если молочное мороженое, тая, оставляет на тарелке жидкость, похожую на пролитое молоко, то растительное мороженое будет таять значительно дольше и постепенно превратится в подозрительную жидкость с творожистой массой посредине.

#мороженое #производство #сладости

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6708) от 29.06.2020 под заголовком «Эскимо меняет имя».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.