Итальянцы построят в России второй завод по производству макарон

Кто был автором того, полувековой давности, розыгрыша, история умалчивает. Но то, что на него купились многие доверчивые европейцы, - доподлинно известно. Тогда в телеэфир стран Западной Европы запустили сообщение о собранном в Швейцарии небывалом урожае... макарон. В полученных позже откликах кто-то удивлялся, что макароны растут вертикально, а не горизонтально, кто-то просил выслать рассаду... Но были и такие, кто пребывал в легкой растерянности - они-де до сих пор были уверены, что макароны изготавливают из муки.

Итальянцы построят в России второй завод по производству макарон | Фото: Pixabay / ponce_photography

Фото: Pixabay / ponce_photography

Сам себе сеятель

Ладно, пошутили и почти забыли... Только вот руководство одной очень известной российской макаронной фабрики к этой шутке отнеслось вполне серьезно. Макароны растут в поле - почему бы и нет?.. Ну не в прямом, конечно, смысле...

Фабрика та появилась в Челябинске еще в тридцатых годах прошлого века. И была вполне себе рядовым предприятием макаронной промышленности, хотя и в ее истории были заметные страницы. Например, в 1950-е годы здесь впервые в стране освоили выпуск новых макаронных изделий под названием «ракушки». А в начале 1990-х, опять же одними из первых, установили итальянскую линию для производства макаронных изделий «соломка» (спагетти).

При этом долгие-долгие годы сырье для растущего ассортимента - зерно, и в первую очередь пшеницу, - фабрике приходилось закупать. Поэтому посчитали и пришли к выводу: куда эффективнее будет обзавестись своими полями и заняться выращиванием сырья самим. Для этого фабрика создала аграрную «дочку», которая прикупила в соседней Курганской области два сельхозпредприятия, занимающихся возделыванием зерновых, зернобобовых и уж до кучи - масличных культур. И построила еще два хранилища зерна.

При таких «нивах и амбарах» головная фабрика может сегодня не ограничиваться производством только макарон/лапши/вермишели. Выпускает она еще и муку в ассортименте, и некоторые виды круп (в том числе гречневую ядрицу). Но макаронные изделия все-таки в приоритете. Доля челябинской фабрики на макаронном рынке России самая высокая - 20%. Всего же в отечественных игроках рынка числится без малого полторы сотни предприятий-производителей. Многие из них - выходцы из мукомольной промышленности.

Антикризисный гарнир

«Золотое время» для российских производителей макаронных изделий обычно наступает в период кризисов. Вспомним.

Август 1998 года, дефолт. Макаронная продукция независимо от ее качества раскупается запуганными россиянами мгновенно. Импорта почти нет, а построить цех по производству макарон в то время можно было за не такие уж великие денежки. Благо технология относительно проста, быстро окупается, поэтому рентабельность в отрасли достигала 70 - 80%.

На рынок выходили все новые и новые игроки. Вот тогда-то ряды «макаронщиков» пополнили мукомолы - на мучном рынке наблюдалась стагнация, и это заставило компании открывать параллельные производства.

Та же картина востребованности макарон в кризисные 2008 - 2009 годы... Потом - 2014-й. Ограничение импорта продовольствия, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро, разгул продовольственной инфляции... И - здравствуйте, макарошки!

Продовольственный ажиотаж, связанный с началом пандемии, случился и весной нынешнего года. Правда, макаронных изделий он коснулся в меньшей степени. По мнению экспертов-маркетологов, на это повлияло сложившееся у потребителя устойчивое мнение: «Макароны будут всегда!». Ну а как же иначе?! В стране - стабильно высокие урожаи пшеницы, Россия в мировых лидерах по ее экспорту, сусеки забиты... Вот что там будет с гречкой - это бабушка надвое сказала...

Результаты недавнего исследования российского рынка макаронных изделий обнародовала маркетинговая компания Alto Consulting Group. По ее данным, в 2019 году в России было произведено 1 миллион 408 тысяч тонн макаронных изделий. Это меньше, чем в предыдущем году, но всего-то на 0,5%. И уже в феврале нынешнего года производство увеличилось почти на 6% к уровню февраля 2019-го.

В общем и целом Россия производит около 23% макаронных изделий от общеевропейского уровня. Куда там до нас Германии и Испании с их 6,5% «на брата», и Греции - с 3%, и Великобритании - с 2%!

Но куда нам всем вместе взятым до Италии с ее 70 (!) европейскими процентами...

«Макароны - это наше все!» - с полным правом может заявить любой житель Апеннинского полуострова. В их макаронном «арсенале» более двухсот видов изделий, отличающихся, в сущности, только формой. Правда, каждая строго соотносится с конкретным соусом. Основных приправ к макаронам насчитывается не меньше полусотни.

Великий итальянский композитор Россини утверждал, что в своей жизни он плакал всего два раза. Первый - когда услышал скрипичную игру Паганини, второй - когда уронил на пол блюдо с макаронной запеканкой, рецепт приготовления которой изобрел сам.

Но при всем при этом вряд ли Италию можно назвать родиной макарон.

Первые макароны появились на Востоке за 490 лет до нашей эры. В Италии они объявились, по разным данным, в период с XIII по XV век. Самая распространенная версия: в Европу из Китая их привез путешественник Марко Поло.

Но там, в Китае, макароны готовили из рисовой муки и называли как-то иначе. Итальянцы же предпочли муку пшеничную, а происхождение слова «макароны» связывают с глаголом «макаре», что значит «мять, месить».

Еще в «макаронной» истории с точностью «до года» зафиксированы две интересные даты: в 1367 году был записан первый кулинарный рецепт макарон с сыром; в 1819 году изобретены спагетти. В России «трубочки из теста» появились во времена Петра I. И стоили они тогда в пять-шесть раз дороже самой лучшей муки.

От «эконом» до «премиума» и обратно

Продовольственное эмбарго, введенное Россией в 2015 году, не коснулось макарон/лапши/вермишели. И до сих пор основными поставщиками макаронных изделий в Россию выступают итальянские компании. В общем объеме экспорта их доля в стоимостном выражении около 45%. Далее следует Китай - 16%. Но надо понимать, что Италия поставляет нам макаронную продукцию премиум-класса и, соответственно, высшего ценового сегмента. В то время как Поднебесная балует макаронами/лапшой экономкласса, в основном быстрого приготовления.

Итальянские макароны-премиум, встречающиеся в нашей торговой рознице, конечно, не всем по карману. Когда в супермаркете на товарной выкладке нынешний среднестатистический покупатель видит макаронные изделия по вполне доступной ему цене (в среднем 30 - 35 руб./полкило) и рядом - итальянский макаронный изыск (120 - 130 руб./полкило), каков будет выбор? Думаю, вопрос риторический...

Пару-тройку лет назад большим удивлением для того самого среднестатистического покупателя стала ну о-очень заметная - от 30 до 50% - ценовая скидка на всю ассортиментную линейку макарон/лапши/вермишели одной известной итальянской фирмы. У обывателя возникло подозрение, что импортные макарошки просто завалялись на складах и теперь продаются по бросовой цене.

На самом же деле это был маркетинговый ход производителя. Ровно такой же, какой устраивает большинство фирм, только-только выходящих на российский рынок: ценовые скидки на товары акции «Мы открылись!».

Год рождения упомянутой итальянской макаронной компании 1877-й. За почти полтора последующих века она завоевала пол-Европы и немалую часть Северной Америки. А совсем недавно построила свой первый завод в Подмосковье. И выдала свою продукцию, сделанную по тем же рецептам и на таком же оборудовании, что и в родной Италии.

Сейчас итальянцы начинают строительство в России своего второго завода по производству макарон (по-итальянски говоря - пасты). И возведение своей первой в Восточной Европе мельницы. Будут ли они на российских полях выращивать пшеницу «на макароны», пока неизвестно. Но слухи о желании пришлых итальянских макаронников сделать это уже вовсю будоражат наших аграриев.

#еда #выращивание #пшеница

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (6704) от 22.06.2020 под заголовком «Зреет пшеница, лапша колосится...».


Комментарии