Модно быть проницательным. Итоги Венецианского кинофестиваля

Главной и объединяющей темой Венецианского кинофестиваля стала философия и практика социально-политической активности. Не групп и партий, конечно, - отдельной личности. С первых дней конкурсных показов стало ясно, что программа демонстрирует новый мир, который делится не столько на богатых и бедных, униженных и снобов, сколько на проницательных и наивных.

Модно быть проницательным. Итоги Венецианского кинофестиваля | Иллюстрация S.Borisov/shutterstock.com

Иллюстрация S.Borisov/shutterstock.com

Модно быть проницательным - вот в чем дело. Свобода в том, чтобы иметь свое собственное представление об устройстве мира и не дать вовлечь себя в манипуляции общественным мнением, на которые падки как финансовые корпорации разного уровня, так и политики. И те и другие суть своего рода «наперсточники», и не стоит поддаваться их играм - предостерегают нас фильмы Венецианского фестиваля.

В историческом контексте эта тема самым масштабным образом изложена в картине «Я обвиняю» Романа Поланского - ожидаемое «Гран-при» жюри. Детальное историческое воссоздание перипетий дела Альфреда Дрейфуса, которое, как известно, раскололо европейское и российское общество в начале прошлого столетия на реакционный и демократический лагеря.

«Золотого льва» получил «Джокер» Тодда Филлипса. Психодрама-гиньоль про клоуна-убийцу - героя комиксов. Для поклонников жанра, для знатоков преступлений и наказаний, происходящих в вымышленном Готэм-городе, фильм обещает стать культовым. Для прочих - тут ценен полный переворот мифа об адском шуте. Джокер в исполнении Хоакина Феникса не порождение инфернальных сил зла, а анархист-борец против корпораций, сам - жертва детского насилия. Несчастный стендап-комик с приступами недержания хохота, против которого ополчился ехидный мир.

Награда за лучшую режиссуру - «О бесконечности» Роя Андерсона. Шведский классик, известный своими нежными парадоксальными кино клоунадами об обывателях, уже получал в Венеции высшие награды. Его фильмы - череда минималистских комических и трагических скетчей: ясность композиции, псевдопростота. Лаконичные репризы на тему будничного апокалипсиса, но в этот раз и антимилитаристские притчи. Влюбленная пара с картины Шагала летит над разрушенным Кельном. Гитлер дрожит в бункере как мокрая мышь - мизансцена воспроизведена по картине Кукрыниксов. Офицеры предпочитают алкоголь канонам выправки, впрочем, и священник балуется «кровью Христовой» из горлышка во время службы.

Любопытным парафразом к фильмам-победителям стали самые монументальные кинополотна программы - шпионская сага «Субботний роман» китайского режиссера Лоу Е, грандиозно снятая хроника концерта группы «Пинк Флойд» Шина Эванса и Роджера Уоэтерса и архивная инсталляция «Государственные похороны» Сергея Лозницы. «Субботний роман» - шпионские интриги на съемочной площадке и в кулуарах в преддверии атаки на Перл-Харбор - снят в стиле «новой волны» и голливудских военных детективов. «Мы и они» - гимн рокерам- «левакам», которые уже полвека поют людям о том, что «свиньи правят миром».

И, наконец, «Государственные похороны» - монтаж практически неизвестных широкой публике киноматериалов о похоронах советского деспота. Лица десятков тысяч людей - снятых, заметим, официальными кинокамерами, - на которых ясно выражена увечность судьбы: изначальная, порожденная ложным тезисом, лежащим в основе существования. Понимают они это или нет, в исторической ретроспективе оказывается не столь важным. Важно то, что физиогномика, запечатленная на кинопленке, не врет. Кинополотно - бескомпромиссный вызов каким-либо оправданиям авторитарного режима.

Казалось бы, несопоставимые визуальные опусы. Что их объединяет? Очень внятный и очень страстный посыл: не стоит поддаваться тем образам реальности, которые нам зачастую навязывают.

#кинофестиваль #кино #фильмы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (6521) от 10.09.2019 под заголовком «Модно быть проницательным».


Комментарии