Мировой класс. СПбГУ запускает онлайн-школу для русскоговорящих учеников в других странах

Для детей эта школа будет бесплатной, но финансирует ее не российский бюджет. По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, деньги выделяет Университет из своих средств, причем внебюджетных. Проект поддержали Минпросвещения и аппарат правительства РФ. Рекламы в первый год, говорят, почти не было, наберут только 120 человек. Заявки подали семьи из 44 стран, конкурс — 2,5 человека на место.

Мировой класс. СПбГУ запускает онлайн-школу для русскоговорящих учеников в других странах | ФОТО Википедии / Добросовестное использование

ФОТО Википедии / Добросовестное использование

Для вуза заниматься школьным образованием не дебют. При ­СПб­ГУ действует Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева. Сейчас она входит в список лучших школ страны, по успехам в некоторых предметах — на первом-втором местах.

Мы работаем в тех направлениях, где у нас очень большой опыт, — комментирует Николай Кропачев.

В онлайн-образовании Университет тоже накачал мышцы: по количеству онлайн-курсов на международной образовательной платформе занимал четвертое-пятое места в мире, говорит ректор. И первое — в Европе: пользователей больше 3 миллионов. После февраля 2022 года доступ на платформу для российских вузов был закрыт, но, по словам Кропачева, «мы предоставили всем, кто хотел продолжить обучение по нашим образовательным программам, такую возможность на нашей платформе. Число желающих не уменьшилось ни на одного человека».

Несколько лет Университет ведет онлайн-курсы выходного дня для зарубежных школьников по основным предметам. В свое время об этом попросили, по словам ректора, русскоязычные латвийские граждане — хотели, чтобы их детям преподавали на русском и, главное, качественно. Мы откликнулись. В первый год учились 70 детей из Латвии, в 2022‑м было уже 2700 из десятка с лишним стран.

В последние месяцы ко мне поступали обращения от родителей, проживающих в разных регионах мира, с просьбой открыть не разовые курсы, а дать возможность получить полноценное школьное образование, — рассказывает Николай Кропачев. — Эти ребята или их родители не готовы или не могут приехать в Россию, но хотели бы учиться на русском языке по полной образовательной программе.

Обобщенный портрет такого школьника не нарисовать, говорят в Университете. Это и дети, у которых, например, закрылась русская школа, и те, кто вполне успешно учился в иностранной.

В нынешнем году СПбГУ принимал заявления в 5 – 10-е классы. Начальные не набирали: опыт работы с детьми младших классов есть, но больше в формате курсов, а не общеобразовательной школы (в ту же Академическую гимназию набирают по конкурсу с восьмого класса), однако это в планах. Выпускной одиннадцатый класс тоже появится — вероятно, в следующем году. Это уже подготовка к ЕГЭ, надо отработать схему обучения.

Заявлений в онлайн-школу подано 294, сообщают в Университете. Из 44 стран: больше всего — из Латвии (83), дальше идут Казахстан, Узбекистан, Канада, Румыния, Турция, Молдавия, Киргизия, Италия, Эстония, Белоруссия, Австралия, Индия, Испания, Индонезия, Тунис, Туркмения. Из США, Израиля, Великобритании, Франции — по одному-два (во всяком случае так было незадолго до окончания приема заявок), как и из Камбоджи и Никарагуа.

Я думаю, такого нет ни в одной школе мира, — констатирует ректор, имея в виду не только «международность» классов (в каждом будет по 20 человек), но и сам формат школы. Все‑таки у детей разный уровень владения русским языком и подготовки по предметам (системы образования в странах могут существенно различаться). В конце концов дети живут в разных часовых поясах. И вообще есть прискорбная мировая статистика: онлайн-курсы до конца проходят лишь 5 – 10 % записавшихся.

Однако у новой школы подход будет принципиально другой, обещают в Университете.

Название «онлайн-школа» просто прижилось, но оно не очень точное, — говорит Елена Казакова, членкор Российской академии образования, директор Института педагогики СПбГУ. Это подразделение появилось пять лет назад, занимается новыми технологиями в образовании. Проект, добавляет Казакова, правильно было бы назвать гибридным: — Мы строим обычную школу, только размещаем ее в Сети. У ученика будут одноклассники, классный руководитель. Мы строим школу так, чтобы ученики ощущали связь с Университетом, с его Академической гимназией.

По словам Казаковой, если есть постоянный контакт с учителем, одноклассниками, ежедневная обратная связь, то успешно завершают онлайн-обучение «75 – 80 %, в некоторых случаях больше».

TASS_28593228.jpg
ФОТО Сергея Фадеичева/ТАСС

Гибридную форму обучения Университет опробовал еще в пандемию.

Появились «гибридные» аудитории, когда часть иногородних или иностранных студентов, оставаясь в своих городах, виртуально присутствовали на лекциях групп.

Учебники будут цифровые, прог­раммы специально разработанные, педагогический состав (в основном — учителя из академической гимназии) подготовлен к тому, что «в этой распределенной по миру реальности надо будет объяснять новый материал, получать обратную связь, мотивировать, организовывать групповую работу, проводить лабораторные».

Организаторы признают, что классы придется строить «по очень сложной системе». В отборе главным будет владение русским языком, затем — умение учиться в цифровом пространстве и в целом готовность узнавать новое. И только потом — степень владения школьными предметами. Не исключают, что классы будут «плавающими» — например, семиклассник может оказаться на «пятиклассном» уроке русского языка.

Впрочем, в Университете сильная база по методикам преподавания русского языка как иностранного. Например, иностранцы, которые поступают на подготовительное отделение вуза, за год с нулевого уровня выходят на уровень В1 (свободное говорение), а половина из них — на В2 (способность вести дискуссию на научную тему), утверждает Александр Бабич, первый проректор по молодежной политике и организации приема СПбГУ.

Еще одна загвоздка — разница в часовых поясах. Тем более что Университет мыслит школу «в прямом эфире», и уроки в записи будут, скорее, исключением. По словам Елены Казаковой, придумано несколько стратегий построения расписания, но конкретно можно будет говорить ближе к осени, когда станет понятно, из каких регионов земного шара все‑таки поступили ученики и насколько у них велик разброс во времени.

Те, кто успешно окончит онлайн-школу, получит, как и выпускники прочих школ, государственный аттестат. С ним можно поступать в российские вузы. Иностранные граждане могут это делать и сейчас, но приходится отдельно подтверждать документы о школьном образовании — с аттестатом этого не понадобится. Впрочем, и никаких привилегий при поступлении в Университет не будет.

Сможет ли выпускник с таким аттестатом поступить в университет страны, в которой живет, зависит от местных законов. Это уже зона ответственности родителей, подчеркивают в Университете. Ответственность вуза — «только качест­венное обучение».

Совмещать университетскую онлайн-школу с зарубежной у ребенка вряд ли получится. Кто‑то попытается, но Елена Казакова считает, что «это не самая разумная стратегия»: учеба полноценная, а если нужны отдельные предметы, то резоннее записываться на университетские онлайн-курсы для школьников.

Иностранные журналисты интересовались у руководства СПбГУ «культурой отмены», в частнос­ти «русского» образования, языка и так далее. По словам Николая Кропачева, вуз по собственной инициативе не приостановил сотрудничество ни с одной образовательной организацией — разве что сам закрыл свое представительство в Нью-Йорке, но еще в 2021 году. Представительства работают «в Италии, Испании, Греции. В 50 странах действуют 112 центров русского языка».

Как говорит Александр Бабич, по данным Россотрудничества, СПбГУ - самый востребованный российский вуз у иностранных граждан. В прошлом году на одну тысячу мест бесплатного обучения по линии Россотрудничества было подано более 21 тысячи заявлений. На платные места конкурс — 2,5 человека на место.

Начало учебного года у онлайн-школы — 1 сентября. Проектом уже заинтересовались в МГУ, а в СПбГУ рассчитывают в будущем построить в виртуальной реальнос­ти школу на три тысячи учеников.


#обучение #школа #СПбГУ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7461) от 20.07.2023 под заголовком «Мировой класс ».


Комментарии