Минюст разъясняет, как НКО чаще всего нарушают закон

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, выявляемых Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций

Минюст разъясняет, как НКО чаще всего нарушают закон | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу как орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, информирует о типичных нарушениях законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями при осуществлении своей деятельности.

1. Непредставление некоммерческими организациями в Главное управление сведений об изменении своего адреса (места нахождения).

В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести и о религиозных объединениях), пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях), пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческие организации не представляют в Главное управление сведения об изменении своих адресов.

2. Несоблюдение некоммерческими организациями положений собственных уставов, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов управления.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях, абзаца 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, пункта 1 статьи 21 Закона о политических партиях некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов управления, а именно:

• не соблюдается периодичность проведения заседаний руководящих и контрольно-ревизионных органов;

• не ведется учет членов;

• на заседаниях органов управления рассматриваются вопросы, не соответствующие компетенции указанных органов.

3. Отсутствие у некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, благотворительных программ со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов в нарушение статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

4. Нарушение некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме общественных организаций, территориальной сферы деятельности в нарушение статьи 14 Закона об общественных объединениях.

Необходимо обратить внимание на следующие положения вышеуказанного закона:

– Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

– Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

– Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

– Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Таким образом, осуществление деятельности за пределами территории региона или регионов, на которых вправе действовать местные, региональные или межрегиональные общественные организации, является грубым нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

5. Непроведение ежегодного аудита некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме фонда, поступление имущества которых, в том числе денежных средств, за год составило более 3 миллионов рублей.

В нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности), некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, не проводят ежегодный аудит.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности организация, имеющая организационно-правовую форму фонда, проводит обязательный аудит в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей.

6. Использование символики, описание которой не содержится в уставах.

В нарушение пункта 5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях, части 2 статьи 20 Закона об общественных объединениях некоммерческие организации используют на бланках и печатях символику, описание которой не содержится в их уставах.

Главное управление напоминает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.


#Минюст #документы #юристы #закон

Комментарии