Минприроды предложило расширить перечень подлежащих утилизации товаров и упаковки
От Минприроды поступило предложение расширить перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также внести изменения в нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2023 – 2025 годы. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
ФОТО pixabay
Разработанный перечень дополнен товарами из 34 групп. В этом списке текстильные изделия (кроме одежды), ковры, белье, бумажная и картонная упаковка, шины, стеклянные зеркала, пластмассовые изделия, компьютеры и др. Также устанавливаются новые долгосрочные нормативы утилизации отходов от использования товара или упаковки.
«Сегодня утилизируется только 4,5% отходов, остальное направляется на полигоны для захоронения, — подчеркивает глава Минприроды Александр Козлов. — Вопрос создания системы утилизации является приоритетным. Поэтому если бизнес не утилизирует самостоятельно, то он должен заплатить экосбор в пользу государства, которое будет создавать необходимые мощности и развивать систему обращения с отходами».
Представители бизнеса к этой идее отнеслись скептически. По их мнению, принятие документа может привести к двукратному повышению стоимости отечественных товаров, что с учетом нынешних экономических реалий, мягко говоря, несвоевременно. Ряд национальных отраслевиков и ассоциаций производителей опубликовали свои комментарии к этому проекту.
Так, Ассоциация дистрибьюторов и производителей электротехники «Честная позиция» (АЧП) считает, что реформа требует более вдумчивого подхода. «Мы уже подготовили ряд предложений по внесению изменений в документы и готовы активно подключиться к обсуждению системы РОП (расширенная ответственность производителя) по утилизации, — говорит директор по маркетингу АЧП Анна Дружинина. — Если говорить об электротехнической отрасли, то под действия реформы подпадают сразу две большие группы товаров: осветительное оборудование и кабельно-проводниковая продукция».
По оценке руководства АЧП, на территории РФ недостаточно перерабатывающих мощностей. Кроме того, на рынке используется в том числе упаковка, которая не поддается переработке, присутствует производственный брак, существуют природные факторы, и все это противоречит характеру экологического сбора. Таким образом, почти за половину выпускаемой упаковки необходимо будет безальтернативно платить экосбор.
Обновленный документ предусматривает и запуск электронного реестра с указанием мощностей утилизаторов. Предприниматели уверены, что внесение сведений о товарах в систему ЕГИС УОИТ (Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров) увеличивает риск остановки оборота продукции на рынке и создания дефицита социально значимых товаров.
«Остается открытым вопрос, каким образом будут осуществляться сбор информации в этот реестр товаров и контроль полноты и достоверности вносимых сведений при отсутствии информации о точном числе хозяйствующих субъектов РОП, — комментирует Анна Дружинина. — Вводятся лицензии на утилизацию отходов от использования товаров 1 – 5‑го классов опасности. Но каким образом будут выдавать лицензии на 5‑й класс опасности отходов, к которому относится большая часть отходов упаковки — бумага, картон, полиэтилен, гофрокартон и т. д., тогда как действующее законодательство практически не регулирует этот класс отходов, на текущий момент непонятно».
Коллег поддерживают представители Ассоциации производителей шин. Против принятия проекта в представленной редакции выступает и Ассоциация предприятий в сфере радиоэлектроники, информационных технологий и инжиниринга.
Специалисты Российского союза промышленников и производителей (РСПП) также указывают на сложность реформы и на «отсутствие должного уровня администрирования производителей уже имеющихся групп товаров и упаковки». Они предлагают учитывать многолетний международный опыт, когда при становлении института РОП показатели по утилизации отходов вводились всего на несколько групп товаров и упаковки (упаковка, электроника, масла, батарейки, шины), и лишь после апробации механизма администрирования перечень объектов постепенно расширялся.
«Представленный проект постановления вместо выделения ключевых групп товаров и упаковки предлагает расширить существующий перечень товаров, при этом не представлено ни экономического обоснования документа, ни механизма контроля новых субъектов регулирования. Между тем, в соответствии с концепцией РОП, утвержденной в 2020 году, предлагалось установить целевые показатели на упаковку, шины, электронику, батарейки и нефтепродукты», — напоминают в РСПП.
Анализируя основные претензии производителей, можно сделать вывод: проект предусматривает установление нормативов утилизации, которых достичь невозможно, поэтому предприниматели будут вынуждены просто платить экосбор. Его, очевидно, заложат в стоимость товаров, а в итоге мы получим очередной виток инфляции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7162) от 04.05.2022 под заголовком «Упаковка станет золотой?».
Комментарии