Министры иностранных дел Польши, Украины и Литвы создали «Люблинский треугольник»

В конце июля в польском Люблине, где когда-то была создана Речь Посполитая, министры иностранных дел Польши, Украины и Литвы объявили о создании нового формата партнерства, получившего название «Люблинский треугольник».

Министры иностранных дел Польши, Украины и Литвы создали  «Люблинский треугольник» | Фото: pixabay

Фото: pixabay

Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба, выступая в приграничном польском городе Люблине на совместной пресс-конференции с польским и литовским коллегами Яцеком Чапутовичем и Линасом Линкявичюсом, от имени нового тройственного союза торжественно заявил: «Мы создаем формат, который станет важным элементом укрепления Украины как полноправного члена европейской и евроатлантической семьи народов». По его словам, «Люблинский треугольник» станет инструментом «ангажирования для тех стран, которые требуют более тесных контактов с Западом». Большая часть текста декларации посвящена вопросам, непосредственно касающимся Украины. Так, в документе указывается, что министры «с удовольствием» отмечают предоставление Киеву статуса партнера с расширенными возможностями НАТО, и план действий по членству в альянсе «должен стать следующим шагом в этом направлении». Поощряется также «эффективное проведение» Киевом политико-экономических реформ.

Стороны договорились также сотрудничать в сфере экономики, говорится в заявлении трех министров. «Возможно, это сотрудничество расширится и на другие институты», – сообщил министр иностранных дел Польши Чапутович. Он чуть позже в интервью польскому агентству печати более подробно осветил задачи нового союза, дав понять, что его цель не только более эффективная совместная работа на площадках ЕС или НАТО, но и координация процесса «пересмотра правил, регулирующих отношения с Россией».

Дипломаты в день подписания документа не ограничились декларациями и вместе посетили базу многонациональной польско-литовско-украинской бригады LITPOLUKRBRIG, которая расквартирована в том же Люблине. Созданная в 2015 году мотопехотная «международная миротворческая бригада», составленная из украинских бойцов и военных двух стран НАТО, насчитывает три полка, или 4,5 тысячи военнослужащих. Последние два года соединением командует украинский полковник Дмитрий Братишко. Интересно, что бригада носит кроме сложной аббревиатуры еще и имя великого князя литовского Константина Острожского, который в ХVI веке командовал войском в двух войнах с Русским государством.

Не случайно для подписания нового тройственного союза был выбран и польский город Люблин. Именно здесь 451 год назад была заключена так называемая Люблинская уния, которая скрепила союз королевства Польского и Великого княжества Литовского и образовала единое федеративное государство – Речь Посполитая, в которое входили земли нынешних Литвы, Белоруссии, Украины и части России. Поляки играли в нем главенствующую роль. К идее Речи Посполитой от моря до моря Варшава возвращалась и в XX веке при Пилсудском.

По мнению экспертов, сейчас Варшава вынашивает планы по объединению бывших территорий Речи Посполитой под своим началом. Украина входит в сферу польских интересов, но о равном партнерстве в этом случае говорить не приходится, отмечают аналитики. Так, например, считает главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич. «Перед нами одна из возможных конфигураций глобального проекта, который всегда продвигали поляки, – Междуморье. Этот проект предусматривает гегемонию Варшавы, потому что Польша по своим экономическим, политическим, демографическим возможностям гораздо больше Литвы, Латвии или даже Чехии, Словакии, Венгрии. Украина в ее состоянии на начало 1990-х теоретически была по своему потенциалу конкурентом Польши, но сегодня такой даже близко не является», – отмечает эксперт. Поэтому, по его мнению, польской гегемонии в «Люблинском треугольнике» ничего не препятствует, и Украина на правах младшего партнера вынуждена будет следовать старой польской политике, рассматривающей эту территорию как свои восточные земли – «кресы всходни». «А поскольку курс Литвы и Украины сугубо проамериканский, а значит, и пропольский,  то для этого больших препятствий нет», – подчеркивает Межевич.

О разных целях каждого из тройственного союза говорит политолог гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. «Все члены «Люблинского треугольника» преследуют свои интересы. Польша рассматривает Украину как блюдо, надеясь удовлетворить свои территориальные притязания. Так что здесь интерес очень прагматичный. Литва пытается найти партнеров, которые помогут ей оставаться в орбите влияния США, усилить свои позиции в качестве американского союзника. А Украина пытается зацепиться за страны Евросоюза, чтобы говорить о перспективе вхождения в него», – полагает эксперт.

Политолог Александр Асафов в свою очередь считает, что попытку создать «Люблинский треугольник» ждет фиаско, как и многие другие проекты объединений Восточной Европы вокруг Варшавы. «Попытки объединиться по антироссийскому принципу с апелляцией к неким корням Великого княжества Литовского проявляются лишь в договоренностях трех чиновников, пусть и достаточно высокого уровня. Это еще один пропагандистский конструкт, за которым ничего не последует». Экономически и политически Польша, Украина и Литва преследуют разные цели, подчеркивает эксперт. Впрочем, отмечает Асафов, есть и объединяющий фактор – антироссийский вектор политики и лояльность Соединенным Штатам.

#политика #министр #партнерство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6737) от 10.08.2020 под заголовком «Для чего понадобился «Люблинский треугольник»?».


Комментарии