Меркель вспоминает. Экс-канцлер Германии написала мемуары
В 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности канцлера Германии Ангелу Меркель поразило «чувство собственной правоты», с каким выступал на мероприятии российский президент Владимир Путин. Он тогда произнес свою ставшую знаменитой «мюнхенскую речь», в которой подверг жесткой критике попытки США и Запада выстроить однополярную модель мирового порядка.
ФОТО Rasmus Gundorff Sæderup on Unsplash
Путин отмечал, что односторонние действия западных стран становятся «генератором новых человеческих трагедий и очагов напряженности». «В мюнхенской речи Путин предстал таким, каким я его знала: как человек, который всегда начеку», — вспоминает Меркель в мемуарах. Меркель после выступления президента РФ согласилась, что Украине не место под натовским «зонтиком».
Написанная бывшим канцлером книга объемом 700 страниц под названием «Свобода» должна выйти в свет в конце ноября. Но немецкая газета Die Zeit, получив заранее экземпляр мемуаров, опубликовала некоторые выдержки из текста. К высказанным российским президентом в Мюнхене предостережениям на Западе, как известно, не прислушались. Но Меркель, по ее собственным словам, сочла по меньшей мере отдельные моменты мюнхенской речи вполне обоснованными. Годом позже Германия отказалась одобрить предоставление Украине и Грузии плана действий по вступлению в НАТО (ПДЧ), что фактически означало бы подготовку этих двух стран к вступлению в альянс. В мемуарах Меркель объясняет свое решение тем, что предоставление ПДЧ было бы слишком рискованным шагом и могло вызвать серьезную напряженность в отношениях с Россией. «Принятие новых членов должно давать больше безопасности не только им, но и самому НАТО», — пишет бывший канцлер, задаваясь вопросом о том, можно ли представить, что страны НАТО вмешались бы в гипотетический конфликт на Украине и смогла бы она сама, будучи канцлером, поставить перед бундестагом вопрос об отправке туда немецких войск.
При этом Меркель указывает, что в тот момент вступление в альянс поддерживала лишь небольшая часть украинского населения, а в Крыму находился российский Черноморский флот, что создавало дополнительные риски. «Такого тесного соприкосновения с российскими военными структурами до сих пор не было ни в одной стране-кандидате на вступление в НАТО», — пишет Меркель. В итоге на саммите альянса в Бухаресте в апреле 2008 года Украина и Грузия вместо ПДЧ получили только обещание, что они будут приняты в НАТО. Но, как отмечает бывший канцлер, даже такое, по ее словам компромиссное, решение стало вызовом для России.
Свои мемуары Меркель заканчивала накануне президентских выборов в США, и в книге, еще не зная итогов голосования, она «от всего сердца» желает победы кандидату от демократов Камале Харрис. С Дональдом Трампом во время его первого президентского срока у Меркель отношения явно не сложились, начиная с их первой встречи в Вашингтоне в 2017 году. «Мы говорили на двух разных уровнях. Трамп — на эмоциональном, я — на фактическом», — вспоминает бывший канцлер. По ее словам, на все упреки Трампа в адрес Германии она пыталась отвечать цифрами и фактами. Но при всех разногласиях у Меркель, как она признается, возникло впечатление, что американский президент пытается ей понравиться.
Тем не менее вести переговоры с Трампом было для Меркель крайне сложной задачей. По ее словам, американский президент действовал в политике как предприниматель на рынке недвижимости, желавший приобрести очередной объект. «По мнению Трампа, все страны конкурировали друг с другом, и успех одной страны означал поражение другой», — пишет она в своей книге. В конце концов Меркель обратилась за помощью к Папе Римскому Франциску, попросив у него совета, как «справиться с принципиально разными мнениями в группе важных людей». Имя Трампа канцлер не упоминала, но Папа все понял и ответил одной фразой: «Гнуть, гнуть, гнуть, но смотреть, чтобы не сломалось». И Меркель этот совет очень понравился.
Есть в книге и довольно личные эмоциональные переживания, связанные с политикой. Меркель, например, вспоминает, с какими чувствами она участвовала в теледебатах с кандидатом в канцлеры от социал-демократов Герхардом Шредером вечером после выборов в бундестаг в 2005 году. Социал-демократы тогда уступили консервативному блоку ХДС/ХСС, кандидатом от которого шла Меркель, всего один процент голосов, и подведение итогов было очень напряженным. «Я сидела так, как будто я не участвовала во всем этом, а смотрела сцену дома перед телевизором», — признается Меркель, добавляя, что в тот момент она подсознательно понимала, что переживает какой‑то особенный момент. Подсознание ее не обмануло: по итогам тех выборов Меркель стала канцлером и управляла Германией в течение последующих 16 лет. Однако поверить в свою победу на выборах она не могла до самого последнего момента.
Читайте также:
Газовая арифметика. Сможет ли Европа обойтись без поставок голубого топлива из России?
Ланкийцы готовы к переменам. 14 ноября в Шри-Ланке состоялись досрочные парламентские выборы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7802) от 28.11.2024 под заголовком «Меркель вспоминает».
Комментарии