Медики и фармацевты остаются востребованными в России

Оценка ситуации с трудоустройством в отрасли не оставляет сомнений в том, что квалифицированный специалист без работы не останется: уровень конкуренции за вакансии низок, зарплаты растут, а спрос со стороны работодателей остается высоким практически по всем профессиям и специализациям. По данным службы исследований hh.ru, к примеру, в профессиональной сфере «Медицина, фармацевтика» по итогам 2021 года в целом по России на одну вакансию приходилось всего 1,4 активного резюме. Это означает, что выбирать работодателю не из кого — каждый, кто хочет трудиться на поприще медицинской помощи, сейчас легко может найти себе место.

Медики и фармацевты остаются востребованными в России | Если работу по медицинскому профилю не удается найти в городе, в российских регионах квалифицированных врачей и медсестер всегда готовы принять. Причем нередко — на лучших условиях. / Фото Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Если работу по медицинскому профилю не удается найти в городе, в российских регионах квалифицированных врачей и медсестер всегда готовы принять. Причем нередко — на лучших условиях. / Фото Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Эскулапы в дефиците

Данные из разных источников показывают: продолжающаяся пандемия только усиливает хроническую нехватку кадров разного уровня в медицине и фармации. Так, в банке данных петербургской службы занятости в настоящее время насчитывается более 450 предложений для врачей, медсестер, лаборантов и т. д. Причем уровень заработка даже в нековидных учреждениях здравоохранения привлекательный: рядовому участковому терапевту в районных поликлиниках города сулят заработок 80 – 100 тыс. рублей, а медсестра вполне может рассчитывать на доход 50 – 60 тыс.

На разных «работных» интернет-сайтах вакансий еще больше — только для медсестер их насчитывается до 800. Заработок неплохой: примерно 500 предложений работодателей предполагают оплату труда медсестры в размере от 50 тыс. рублей в месяц, а почти сотня — выше 80 тыс. Типичное предложение для врачей-терапевтов — работа в районной или частной поликлинике с заработком от 70 тыс.

Большим спросом пользуются и другие специалисты сферы медицины. Число вакансий для фармацевтов в Петербурге за 2021 год увеличилось на… 367 %, а количество мест для санитаров — на 92 %. Причем потребность медицинских учреждений города в кадрах растет повсеместно: объем предложений в стоматологических клиниках, например, возрос на 52 %.

Как считает Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик», «тренд на нехватку высококвалифицированных кадров наблюдается в медицине давно, а пандемия обострила многие моменты — сегодня дефицит ощущается особенно остро». И Тимур Исламов, основатель медицинской франшизы Clean Clinic, соглашается. «Спрос на медицинских специалистов огромный, — говорит он. — И не только на пульмонологов и сотрудников лабораторий, которые в связи с пандемией зарабатывают сегодня небывалые, по традиционным меркам, деньги, но и на представителей других специальностей».

Переезжают легко

Конкуренция за кадры и рост доходов уже привели к тому, что в России началась активная миграция медиков и фармацевтов из одних регионов в другие. Они едут туда, где лучше «кормят» — в столицы и регионы с высокими заработками.

И это легко видно по уровню конкуренции за медицинские вакансии. Так, если в Москве на одно место в отрасли претендуют в среднем 3,3 соискателя, а в Петербурге — 2,6, то в регионах Северо-Запада на медицинскую вакансию приходится менее 1,8 резюме. А в таких областях, как Псковская или Архангельская, медиков вообще не хватает — там порой некому работать и вакансии не заполняются месяцами.

Причина лежит на поверхности. В Москве, в частности, средняя предлагаемая в отрасли зарплата превысила 71 тыс. рублей, в Петербурге — 57 тыс. А когда я спрашивал о доходах медсестер и квалифицированных массажистов в одном из крупных районных центров Новгородской области, мне честно признавались, что 30 тыс. рублей «чистыми» для них уже много. «Те, кто моложе и мобильнее, уезжают в Москву и Петербург, — рассказала мне одна из возрастных медсестер. — У меня много знакомых девочек, которые вполне удачно устроились в Питере. Тех денег, что они там зарабатывают, им хватает и на аренду квартиры, и на жизнь в городе».

Во всем известной больнице в Коммунарке под Москвой, в частности, сейчас актуальны более 60 вакансий. Зарплата — от 50 тыс. рублей для делопроизводителя до 150 – 200 тыс. для врачей-рентгенологов, эндоскопистов и т. д. Да и медсестры не в обиде: им обещают от 70 тыс., а в ряде случаев (анестезист и др.) и от 90 тыс.

В результате, если вы возьмете на себя труд проанализировать, выпускники каких вузов лечат вас в районной поликлинике, тут же узнаете — в основном это питомцы региональных институтов. Увы, привлекательность столиц оборачивается для многих областей Северо-Запада хроническим дефицитом медицинских кадров — большая часть выпускников местных вузов и медицинских училищ уезжают туда, где рубль «длиннее».

Уверены в будущем

Высокий уровень спроса на медиков и фармацевтов способствует и росту их самооценки. Так, 73 % опрошенных hh.ru вовсе не испытывают опасений по поводу увольнения с текущего места работы. А две трети абсолютно уверены в том, что смогут легко трудо­устроиться в ближайшем будущем. Поэтому и снижать свой зарплатный аппетит как минимум половина медиков не собираются.

Специалисты в сфере подбора кадров для медицины отмечают: дефицит и повышение уровня оплаты труда, к сожалению, рынку труда не всегда идут на пользу. Как отмечает бизнес-психотерапевт Ольга Лукина, «собственники частных клиник сетуют на отток среднего медицинского персонала в государственный сектор, где на фоне пандемии повышают зарплаты». «Медицинские сестры, которых в таких клиниках вырастили практически с нуля, уходят, — говорит она. — А у выпускников медицинских вузов при посредственном качестве подготовки резко выросли денежные амбиции». В этой ситуации работодатели вынуждены проявлять гибкость. Например, докторам и медсестрам не чинят препятствий при совмещении. Если это, конечно, не мешает основной работе. «Медикам, которые хотят подработать, мы готовы предложить индивидуальные условия оплаты труда и времени работы», — говорит, в частности, Ирина Сережкина.

Отвечают программами

Регионы, откуда медики «утекают», вынуждены отвечать специальными программами для желающих трудиться в провинции. Они очень разнообразны и подчас весьма выгодны — дефицитным врачам и медсестрам готовы не только выдавать солидные подъемные, но и обеспечить их жильем.

В Псковской области, к примеру, размер подъемных для врачей поликлиник, врачебных амбулаторий, поликлинических отделений и отделений общей врачебной практики увеличен до 300 тыс. рублей, а фельдшер при первом трудоустройстве может рассчитывать на единовременную поддержку в размере 100 тыс.

Еще более крупные суммы светят медикам в Арктике. По действующей в целом ряде регионов Севера программе «Арктический доктор», в частности, врач единовременно может получить до 3 млн рублей, а фельдшер — 1,5 млн. Практически во всех регионах страны крупные выплаты предусмотрены по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Причем не так давно были сняты возрастные ограничения (т. е переехать на село можно и тем, кому за 50), а зачастую участвующим в этих программах медикам предоставляют еще и жилье. И это вполне подходящий вариант для тех, кто действительно хочет помогать людям, которые в этом нуждаются порой гораздо больше, чем в городе.


#работа #профессия #медицина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7119) от 01.03.2022 под заголовком «Если что — уйду к другому».


Комментарии