Медиасообщество Великого Новгорода присоединилось к дискуссии о проблеме «авторского рэкета» (фото и шрифты)

Сегодня этот вопрос стоит крайне остро и все больше российских СМИ присоединяются к выводу: «Это ненормально!». За последние несколько лет число исков за якобы неправомерное использование фото и шрифтов кратно увеличилось, а крупные суммы взысканий стекаются к нескольким частным фирмам. Большинство таких дел выигрывают истцы в суде в упрощённом порядке, без вызова сторон.

Медиасообщество Великого Новгорода присоединилось к дискуссии о проблеме «авторского рэкета» (фото и шрифты) |

На днях в Великом Новгороде прошла встреча с юристом, главой Совета по юридическим вопросам в сфере СМИ Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России Борисом Грумбковым. Сессию в редакции «Новгородских ведомостей» посетили журналисты и работники ОГАУ «АИК», а также студенты НовГУ. Участники встречи обсудили проблему «авторского рэкета» и его последствия для добросовестных редакций СМИ.

photo_5413496639986989227_y.jpg


Выступающий привел пример: одно из петербургских сетевых изданий заказало разработку сайта у веб-студии ITS.Agency. Через некоторое время редакция вдруг получила претензию от ООО «ТайпТайп» из-за шрифта, которым написаны тексты на сайте. Якобы шрифт принадлежит этой фирме, а лицензия на него предприятием куплена не была. Оплатите 750 000 рублей компенсации. В СМИ пояснили: делала сайт студия ITS.agency (ИП Комнатный С.В.), она вставила туда этот шрифт, не уведомив об этом заказчика.

«Это петербургская шрифтовая фирма «TypeType». Они попросили купить лицензию за 200 тысяч, чтобы шрифт оставался на сайте. И при этом заплатить компенсацию в 750 тысяч рублей. Мы пытались объяснить, что сайт делала другая фирма, и исполнители должны были шрифт купить по всем правилам. Даже если они не купили, то нам об этом они не сказали. Это «TypeType» не удовлетворило, и они подали в суд иск на 1,5 миллиона рублей», – рассказал выступающий.

Вопрос касается не только шрифтов. Это даже новинка в этом «бизнесе», хуже дела обстоят с фотографиями: некоторые организации занимаются лишь тем, что судятся с редакциями за авторство.

img_20251003_115827-scaled (1).jpg


«Это ненормально. Мы — редакции СМИ и единственный общественный институт, который реализует конституционное право граждан на получение информации. Но когда дело доходит до споров из-за фотографии, то нас приравнивают к частным конторам, маркетплейсам и другим. Об этой ситуации надо говорить громко. Потому что государственные СМИ бюджетные деньги в результате таких сомнительных исков отдаёт в частные конторы. В таких схемах не только регулярно не найти фотографа, но ещё и вместо заверенных оригиналов копий приходят лишь ссылки на интернет-диски», – подчеркнул юрист.

Выступающий отметил, что в подобных ситуациях помогает правомерное цитирование, когда снимок иллюстрирует материал: например, баскетбольный мяч при спортивном репортаже или конкретный мост в новости про его ремонт. Журналист в материале указывает и авторство фотографа, и первоисточник. В таких случаях высок шанс отразить потенциальный иск. Только в суде необходимо будет доказать цель цитирования.

photo_5413496639986989228_w.jpg


Зачастую иски возникают в рекламных материалах. Когда заказчик высылает текст и фото и просит ничего не менять, а в итоге оказывается, что на снимок претендует какой-то автор, разрешения он не давал. Для того, чтобы избежать иска, следует в рекламном договоре прописывать, что за такие случаи отвечает рекламодатель. Есть шанс, что суд посчитает СМИ информационным посредником, что позволит избежать наказания. После необходимо будет только устранить нарушения — удалить фотографии.


Источник: 53 новости

Фото: Дарья Гусева

 


#авторское право #фото #шрифты

Комментарии