Мебельные осложнения. В отрасли наблюдается рост цен

Мебельная промышленность проходит через пандемию по наилучшему из возможных сценариев. Объем производства в России, несмотря на жесткие ограничительные меры, вырос, спрос восстановился, а большинство предприятий избежали банкротства. Однако в отрасли возникли осложнения, которые провоцируют неизбежный рост цен.

Мебельные осложнения. В отрасли наблюдается рост цен | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Петербуржцы устояли

В России на сегодняшний день работают более 10 тысяч мебельных компаний, из них треть – это производители. Но по-настоящему серьезные объемы (от 1 млрд рублей в год) обеспечивают единицы. Подавляющее большинство участников рынка – представители малого и среднего бизнеса.

Наибольший вклад в работу мебельной промышленности в 2020 г. внесли предприятия Центрального федерального округа: на их долю пришлось 36,4% всей произведенной в стране мебели, что на 1,3% меньше, чем годом ранее, и Приволжского федерального округа (29,3%), а на третьем месте наш Северо-Запад – около 14%. Почти в три раза (до 0,7%) сократилась доля Москвы, а вот в Северной столице объемы выпуска уменьшились незначительно, составив 2,3% от всего объема выпуска российской мебели, что сопоставимо с показателем 2019 г.

А в 2021 году мебельные производства Петербурга и Ленобласти показывают уверенный рост: +23,2% в городе и +26,4% в области за первый квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вот только пока представители отрасли радуются растущему рынку, многие простые потребители испытывают противоположные чувства. Мебельщики в один голос предупреждают о неизбежном подорожании продукции минимум на 10%. И это с учетом того, что за прошлый год отечественная мебель уже подорожала на 10 – 15%, а импортная – на 20 – 50%.

Наступление «серых» лущилен

Рост цен на отечественную мебель связан с прошлогодним подорожанием на 15 – 20% импортной фурнитуры и комплектующих, которые в нашей страны практически не производятся. Однако основной фактор, негативно повлиявший на ценовую политику, это «плиточный кризис». В стране возник серьезный дефицит сырья, который привел к его резкому удорожанию (примерно на 40%).

Одной из причин дефицита называют теплую погоду конца 2019-го и начала 2020 года. Это привело к вязкости почвы и усложнило работу техники. Древесина напиталась влагой, и спилить такое дерево стало сложнее. То есть заготовка сырья оказалась проблемной.

Кроме того, в условиях девальвации рубля многие поставщики полуфабриката для производства фанеры (березового шпона) прекратили поставки на внутренний рынок и полностью переориентировались на внешний.

Это не первый такой кризис. В 2017 – 2018 годах производители фанеры вынужденно сокращали объемы производства из-за дефицита фанерного кряжа: тогда лесозаготовительные предприятия активно поставляли его на экспорт в ущерб интересам отечественных комбинатов. Для урегулирования ситуации правительство РФ вводило временные ограничения на экспорт фанерного кряжа. Например, с 1 января по 30 июня 2019 года экспорт фанерного кряжа был фактически запрещен.

«Это позволило насытить внутренний рынок сырьем и нормализовать работу фанерных комбинатов, однако привело к появлению новой проблемы, острота которой проявилась лишь в 2020 году, – объясняет гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов. – Опасаясь пролонгации данного постановления, недобросовестные участники рынка переориентировались с заготовки и экспорта фанерного кряжа на производство и экспорт неквотированного полуфабриката – березового шпона. Сегодня объем неучтенного производства и экспорта шпона неизвестен, не поддается учету и количество производящих его небольших лущильных заводов. Площадку для выпуска шпона реально оборудовать в течение нескольких дней, вложив копеечные инвестиции».

В результате в конце 2020 года легальные производители фанеры забили тревогу: массовая работа «серых» лущилен дестабилизирует поставки сырья (как шпона, так и фанерного кряжа) на крупные комбинаты.

Осложняло ситуацию и то, что значительная часть плиты оседала на теневом рынке, который к началу 2021 года достиг рекордных для страны 40 миллиардов рублей. Фактически 20% мебельной продукции производится нелегально.

Чтобы урегулировать ситуацию, Минпромторг выступил с инициативой включения березового шпона в юрисдикцию системы ЕГАИС Лес. Тотальный учет призван обеспечить прозрачность товародвижения и сделать невозможным дальнейшее функционирование логистических и производственных цепочек с участием «серых» лущильщиков, дилеров и экспортеров. Члены АМДПР считают, что так же надо поступить и в отношении ДСП. Как уверяют в ассоциации, включение в систему не повлечет за собой дополнительных расходов и не отразится на себестоимости.

«Точно оценить объем теневого производства мебели невозможно, потому что нет четкого понимания масштаба оборота основного сырья, ДСП. Рынок сейчас абсолютно непрозрачен», – комментирует гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков.

Заморский стул в госзакупках не участвует

Экспорт мебели из России в прошлом году составил 437,6 млн долларов, что на 1,4% больше, чем в 2019 году. А вот импорт сократился. Особенно это было заметно в сегменте стульев, кресел и диванов.

По данным «Анализа рынка стульев в России», подготовленного BusinesStat в 2021 году, среди всех видов мебели влияние импорта сильнее всего ощущается на рынке стульев и табуретов. За последние пять лет 60% проданных в России стульев были иностранного производства. За этот период импорт стульев в страну вырос на 34,1%, в основном за счет поставок из Китая. В 2020 году в Россию из Поднебесной было ввезено 4,43 млн стульев.

Эксперты считают, что перелома тенденции не произошло и незначительное снижение импорта в период пандемии сменится ростом в 2022 – 2025 гг. на 2,1 – 4,0% в год. В 2025 году в Россию будет ввезено 7,01 млн стульев, что на 10,8% превысит уровень 2020 года.

Впрочем, повлиять на ситуацию может политика государства. Чтобы поддержать российских мебельщиков, с 2021 года минимальная доля закупок мебели отечественного происхождения в госзакупках крупных компаний и корпораций установлена на уровне 75% от общего объема. Норматив распространяется на все виды мебели: кухонную, для спален, столовых, гостиных, офисов; деревянную, металлическую и пластмассовую.

«Квотирование закупок отечественной мебели принесет российским мебельщикам дополнительно до 40 – 45 млрд рублей выручки в год и будет способствовать росту отечественного мебельного рынка до 10% ежегодно. Но теперь драйвером станет не импортная мебель, как раньше, а продукция российских предприятий», – уверен Александр Шестаков.

Тест на оригинальность

В целом, по данным АМДПР, продажи мебели в России в 2020 году остались на уровне 2019 года. На долю мебели отечественного производства в общем объеме продаж пришлось 57,9%, на долю импортной – 42,1%.

В структуре продукции, как и в прошлые годы, наибольшей популярностью пользовались мягкая и кухонная мебель: на долю этих сегментов пришлось 20 и 17% от общего объема производства. Несколько сократился объем выпуска бытовой корпусной мебели (шкафы, тумбочки для гостиных и спален) – с 28,5% в 2019 году до 25% в 2020 году. Зато с 3 до 5% увеличилась доля производства мебели для сидения. При этом эксперты уверены, что российский мебельный рынок в нынешнем году вырастет в пределах докризисных значений – на 10 – 12%.

Изменения на мебельном рынке во многом связаны с тенденциями на рынке недвижимости и вызваны пандемией. Производители мебели для офисов продолжают чувствовать себя неуютно, поскольку рынок офисной недвижимости не спешит восстанавливаться, а многие компании в той или иной степени сохраняют удаленный режим работы. Зато по тем же причинам мебель для жилых помещений продолжает пользоваться высоким спросом. В этом сегменте драйвером роста может стать сотрудничество со строительной отраслью в части вывода на рынок полностью готового жилья с базовой отделкой и меблировкой.

И все же влияние кризиса ощущается – сегодня наиболее востребована жилая мебель эконом- и среднего ценовых сегментов.

«Впервые за последние несколько лет рост рынка в товарном исчислении в 2,5 раза превысил рост в финансовом выражении. Это означает, что люди стали больше покупать, но преимущественно дешевую мебель», – констатирует Александр Шестаков.

В этом есть и опасность для рынка. Если он будет развиваться с акцентом на простую мебель экономкласса, то в перспективе мы можем вернуться к стилю «а-ля СССР», когда у всех будут одинаковые столы и шкафы лаконичного дизайна известной шведской сети. Между тем уже сегодня покупатели хотят найти оригинальную мебель, которую производят небольшие российские фабрики и авторские студии.

#мебель #промышленность #рост цен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (6921) от 12.05.2021 под заголовком «Мебельные осложнения».


Комментарии