2Vtzqv4Hz9U

Мало не покажется. Почему новый проект КоАП назвали «бесчеловечным»

Минимальный штраф за превышение скорости может возрасти в шесть раз, за перевозку детей без специального удерживающего устройства - в полтора, за пьяную езду придется отдать 50 тысяч рублей. Такие наказания предусмотрены в новом проекте Кодекса об административных правонарушениях (он размещен на портале проектов нормативных актов, дабы общественность могла его всесторонне обсудить).

Мало не покажется. Почему новый проект КоАП назвали «бесчеловечным» | Когда инспекторов с улиц стали вытеснять камеры фотофиксации, желающих проскочить на красный или прибавить скорость стало заметно больше. ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС

Когда инспекторов с улиц стали вытеснять камеры фотофиксации, желающих проскочить на красный или прибавить скорость стало заметно больше. ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС

Не дави на газ

Едва появившись, проект тут же подвергся ожесточенной критике. «Драконовский», «бесчеловечный», «коррупционный» - это самые мягкие высказывания автовладельцев в Сети.

В общий хор влились голоса представителей общественных движений. Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов назвал проект «абсолютно людоедским». Не лучшего мнения о нем в Национальном автомобильном союзе. Вице-президент союза Антон Шапарин считает, что прописанная в нем система штрафов может стать непосильным бременем для большинства автовладельцев.

Да и в Госдуме от инициативы Минюста не в восторге. Депутаты опасаются, что никакой профилактике правонарушений она способствовать не будет, все сведется лишь к новым поборам с населения...

Давайте разберемся, вокруг чего разгорелся такой сыр-бор.

Основным камнем преткновения стало увеличение штрафа за превышение разрешенной скорости. Того самого нарушения ПДД, которое хоть раз в жизни совершает каждый находящийся за рулем. В подтверждение - статистка ГИБДД, согласно которой именно лихачи делают 80% всех штрафов (в основном 500-рублевых).

Но если новый КоАП вступит в силу, то автомобилисту, который превысит скорость на 20 - 40 км/ч, уже придется заплатить 3 тысячи рублей. За превышение на 40 - 60 км/ч - 4 тысячи, за более чем на 60 км/ч - 5 тысяч рублей или его ждет лишение прав на 4 - 6 месяцев.

Более того, проект Минюста подразумевает не просто увеличение штрафов, но и некую накопительную систему. То есть чем больше нарушений совершит водитель, тем серьезнее будет наказание. Например, гонщика, которого во второй раз поймают на превышении скорости более чем на 60 километров, могут лишить прав сроком на год либо заставят заплатить 10 тысяч рублей. Согласитесь, даже с учетом 50%-ной скидки, которую никто не отменял, сумма получается немаленькая.

Предложение, на первый взгляд, здравое. Ведь давно известно, что 500-рублевые штрафы, особенно оплаченные вовремя за полцены, не воспринимаются водителями как наказание. Скорее как плата за скорость. Подумаешь, 5 - 10 штрафов. Как говорится, невелика потеря...

Расслабились, господа автолюбители? Теперь получите по полной. Только вот, как считают эксперты, злостных гонщиков даже шестикратное увеличение не остановит. Ну гонял же безнаказанно по столичным дорогам водитель, которому только за год было выписано 650 (!) штрафов. Он и ему подобные будут лихачить и дальше. А вот по карману законопослушного гражданина законопроект ударит весьма ощутимо.

В Сети автомобилисты предлагают свои варианты решения проблемы, вплоть до фантастичных.

Например, ввести для любителей быстрой езды прогрессивную шкалу штрафов, исходя из стоимости автомобиля, на котором совершено правонарушение. То есть чем дороже у гонщика авто, тем больше он будет «должен». Пусть даже владелец навороченной машины в кредитных долгах, как в шелках.

Еще предложение - укоренить на российской почве финскую систему штрафов, когда размер платежа зависит от уровня заработной платы нарушителя. Увы, сей «росток» вряд ли приживется. Есть опасение, что сильно увеличится количество граждан, доход которых окажется ниже прожиточного минимума.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин и вовсе считает, что менять штрафы не имеет смысла, советуя большее внимание уделять профилактике правонарушений и сделать неотвратимыми уже существующие наказания.

С его мнением согласны многие пользователи Сети.

«Если бы сейчас ГИБДД наказывала за нарушения всех, необходимости в ужесточении не было бы, - считает Николай. - А так сколько водителей мчатся на дикой скорости, подрезают, обгоняют по встречке. И ничего им за это не бывает. Лишь потом, когда случается беда, вдруг выясняется, что у таких лихачей были десятки-сотни нарушений ПДД».

Комментируя ситуацию с гонщиком, которому было выписано 650 штрафов, уже упомянутый Петр Шкуматов задает совершенно справедливый вопрос: «Разве у дорожной полиции было недостаточно поводов, чтобы лишить этого человека прав на вождение автомобиля?».

Кивать на Европу, где за превышение скорости предусмотрены штрафы в размере 80 евро, тоже не стоит. Как отметил вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский, средняя зарплата в России, увы, с европейской несопоставима. Большинство жителей регионов, по его словам, просто не смогут оплатить новые штрафы.

За руль подшофе

Казалось бы, за езду в пьяном виде штрафы в новой редакции КоАП должны были бы взлететь многократно. Ан нет. Согласно внесенным поправкам, если человек попадется за рулем в нетрезвом виде, ему будет грозить то же наказание, что и сегодня. То есть лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей.

Единственное новшество в том, что если рядом с нетрезвым водителем окажется ребенок до 16 лет, то штраф возрастет до 50 тысяч. При этом срок лишения прав увеличится до 2 - 3 лет.

Постойте! Разве нынешние кары останавливают выпивох?

Вот данные ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области за прошлый год. За 12 месяцев стражи дорожного движения задержали более 7 тысяч нетрезвых водителей. Причем некоторых из них повторно. Вдумайтесь, более 7 тысяч нетрезвых водителей! И каждый из них является потенциальным убийцей.

В Государственной думе периодически звучат предложения о том, чтобы человека, даже если он не совершил ДТП, но сел за руль в пьяном виде, считать преступником, а не правонарушителем. Но до конкретного воплощения они пока не доходят.

«Неплохо бы взять пример с Белоруссии, - пишет в Интернете Оксана. - Там очень строгая система наказания за пьяное вождение. Первое нарушение карается огромным штрафом, повторное наказывается конфискацией транспортного средства с его последующей реализацией».

Идея неплохая, но несколько сомнительная хотя бы потому, что непонятно, чья машина будет изъята. Ведь не всегда за рулем сидит собственник автомобиля. Это может быть служебное авто или купленное на общие деньги семьи.

Подобная мера, как уверены оппоненты Оксаны, только вызовет рост взяток. Ведь чего греха таить, коррупция никуда не делась. Поэтому с усилением санкций увеличится и соблазн отмазаться, дав инспектору «на лапу».

Несколько лет назад общественники предлагали парламентариям разработать проект закона, который позволил бы лишать алкоголика-рецидивиста прав пожизненно. Но депутаты эту инициативу даже не попытались рассмотреть.

Без прав и детского кресла

Радикальнее всего новый КоАП предлагает повысить ответственность для водителей, которые не остановились по требованию сотрудника автоинспекции. Сейчас за это грозит самое большее — штраф 800 рублей. Теперь же за неоднократное игнорирование этого требования и попытку скрыться штраф предлагается увеличить как минимум до 40 тысяч.

И эта мера оправданна, хотя бывают ситуации, когда и законопослушный автомобилист не останавливается по требованию дорожного инспектора. Не потому, что боится быть пойманным с поличным, а в силу того, что, например, в темноте не увидел указующий жезл. Вряд ли эти водители заслуживают столь драконовских мер.

А вот тех, кто улепетывает от полиции, нарушая все возможные ПДД, следует наказывать по всей строгости закона.

Что же касается езды без прав, то штраф за это правонарушение остается прежним - от 5 до 15 тысяч рублей. Но есть небольшое новшество. Если водитель попадется снова, то его размер возрастет до 20 - 30 тысяч рублей. Более того, нарушитель рискует отправиться на обязательные работы на срок от 40 до 60 часов либо получить административный арест до 5 суток. Сегодняшняя редакция КоАП ответственность за подобный рецидив даже не предусматривает.

Также Минюст планирует ужесточить наказание за перевозку детей без автокресел. Если сегодня такую беспечность оценивают в 3 тысячи рублей, то в случае принятия документа она подорожает до 5 тысяч для водителей, 30 тысяч для должностных лиц (сейчас 25) и 150 тысяч для юридических лиц (сейчас 100 тысяч).

Тоже вполне резонно. Ведь только безграмотный автолюбитель считает наличие детского кресла прихотью тех, кто хочет выжать из него последние деньги. На самом деле эти сертифицированные детские устройства спасли жизнь сотням малышей.

В 5 тысяч рублей вместо нынешней тысячи в новой редакции КоАП оценены такие нарушения, как пересечение железнодорожных путей вне переезда, выезд или стоянка на рельсах при запрещающем сигнале светофора.

В такую же сумму обойдется и опасное вождение (этот термин в правилах существует уже два года, но ответственности за это до сих пор нет). Напомним, что под это определение подходит и несоблюдение дистанции, и резкое перестроение, и препятствие обгону...

Единственное, чего опасаются автолюбители, - кто будет определять, совершил человек опасный маневр или нет? Если решение будет принимать только инспектор ГИБДД без средств фиксации, то это может создать почву для коррупции.

Неприятная новость для тех, кто любит прятаться за темными стеклами своего авто. Штраф за излишнюю тонировку планируют увеличить с 500 рублей до тысячи. За повторное нарушение придется отдать уже 3 тысячи.

Хотя, как уверены эксперты, эта сумма никого не напугает. Ведь были же времена, когда водителей буквально силой заставляли счищать темную пленку со стекол машин. И что? Через несколько дней они наклеивали ее снова.

Насколько реально вырастут штрафы и вырастут ли, пока говорить рано. Во всяком случае депутаты Госдумы назвали предложенный

Минюстом проект сырым и требующим доработки.

...Теперь отвлечемся и порассуждаем. Понятно, что никому не хочется платить больше. И действительно «ценник» в новом проекте задран слишком резко. Но...

Уже многие годы ситуация на дорогах становится все сложнее и опаснее. Число машин растет, а посмотрите, сколько водителей не соблюдают элементарного: не включают поворотники, не держат дистанцию, плюют на рядность, создают заторы, выезжая на уже забитый перекресток... Похоже, сами себя мы дисциплинировать не в состоянии. Может, и правда «денежный кнут» нам в помощь?

#Минюст #закон #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6621) от 10.02.2020 под заголовком «Мало не покажется».


Комментарии