Макрон и Ле Пен прошли во второй тур президентских выборов во Франции

Как и прогнозировало большинство социологических опросов, сенсаций в первом туре выборов главы Пятой республики не случилось. Два главных фаворита предвыборной гонки — действующий президент страны Эммануэль Макрон и лидер правоконсервативного «Национального объединения» Марин Ле Пен — без особых треволнений преодолели первый барьер и готовы через две недели побороться в очном поединке за обладание руководящим креслом в Елисейском дворце.

Макрон и Ле Пен прошли во второй тур президентских выборов во Франции | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

На первоначальном этапе борьбы в ней участвовали 12 претендентов, представляющих весь политический спектр страны — от крайне правых до крайне левых, от социалистов и «зеленых» до республиканцев и коммунистов. Следует отметить, что кроме двух фаворитов, Макрона, набравшего 27,6 % голосов, и занявшей второе место Ле Пен (23,4 %), хороший результат показал лишь «бронзовый призер» гонки кандидат от крайне левого движения «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон — 21,9 %. Кстати, все три «призера» показали результат лучше (на 2 – 3 пункта), чем на выборах в 2017 году.

Лидеры остальных девяти партий и политических объединений, по сути, провалились. Достаточно сказать, что нынешние наследники таких прославленных партийных деятелей, как де Голль и Миттеран, долгие годы ­стоявших у руля Пятой республики, республиканка Валери Пекресс и мэр Парижа социалистка Анна Идальго набрали, соответственно, 4,7 % и 1,7 % голосов избирателей. Также примечательно, что в отличие от успеха партии «зеленых» в Германии, где они получили на недавних выборах в бундестаг почти 15 % голосов и заняли почетное третье место, войдя в коалиционное правительство, французские экологисты выступили очень скромно. Их лидер Янник Жадо набрал лишь немногим более 4 % и оказался на шестом месте. Явка на прошедших выборах составила около 75 %, это несколько меньше, чем за последние два десятилетия, но по европейским меркам весьма неплохо.

Интересно, что на нынешних выборах повторилась тенденция выборов пятилетней давности: в крупных городах заметное преимущество среди избирателей имел Эммануэль Макрон, а вот глубинка Франции свои предпочтения отдавала Марин Ле Пен. Правда, здесь интересен феномен столичного региона Иль‑де-Франс (помимо Парижа в него входят семь департаментов), где победу одержал Меланшон с 30,24 % голосов. У Макрона второе место (30,19 %), тогда как на третьем оказалась Марин Ле Пен с 12,97 %.

Примечательно, что Меланшон занял первое место по итогам подсчета бюллетеней в ряде знаковых для действующей власти городов, в том числе в Марселе, а также в родном городе Макрона Амьене и Гавре, администрацию которого возглавляет поддержавший главу государства его бывший премьер-министр Эдуар Филипп. Впрочем, несмотря на все свои заметные успехи, лидер крайне левого движения «Непокоренная Франция» в финал битвы за Елисейский дворец так и не вошел.

Предвыборную борьбу фавориты провели по‑разному. Макрон перед первым туром ее почти не вел, он отказался от теледебатов с конкурентами и поучаствовал всего в одном митинге своих сторонников. Зато действующий президент развил бурную деятельность на международной арене, особенно в попытках «разрулить» украинскую проблему. Свою предвыборную программу он обнародовал за месяц до выборов. В ней он пообещал гражданам Пятой республики сделать Францию первой крупной страной, которая «сможет отказаться от нефти, газа и угля». Кроме того, важное место Макрон отвел пенсионной реформе. «Система финансирования пенсий через перераспределение средств будет закрепляться посредством поэтапного повышения пенсионного возраста до 65 лет», — говорится в его предвыборной программе.

Макрон также пообещал, что Париж продолжит вкладывать средства в оборону и «укреплять взаимное доверие между вооруженными силами и гражданами». Действующий президент также обещает установить «более надежный контроль» над границами страны и укреплять атлантическую солидарность.

Ле Пен, напротив, предвыборный период провела очень активно, она объехала почти всю страну, многократно встречалась со своими сторонниками, участвовала в теледебатах, где выглядела вполне убедительно. Ее программа была фактически противоположна программе Макрона. Марин Ле Пен заявляла, что в случае избрания ее президентом она резко ограничит иммиграцию, чтобы «остановить затопление страны мигрантами». «Я начну войну против исламизма, закрыв экстремистские мечети, а также выдворив иностранцев, фигурирующих в картотеке S (особая категория разыскиваемых лиц в списке французской полиции, куда вносятся экстремисты. — А. Б.)», — говорится в ее предвыборной программе.

Кроме того, политик намерена гарантировать каждому «возможность выйти на пенсию в 60 лет и получать достойные деньги благодаря прогрессивной системе». Ле Пен обещала также защищать национальные интересы Франции, вкладывать средства в «оборонный аппарат» и вести независимую внешнюю политику, чтобы вернуть стране «ее мощь и суверенитет».

Каждый из участников финала после первого тура подвел промежуточные итоги. «Не будем совершать ошибку, ничто пока не завоевано» — так заявил действующий глава государства. По словам президента-кандидата, «голосование через две недели станет решающим». Он намерен провести сейчас более интенсивную кампанию, чем в канун первого тура, и заверяет, что «готов протянуть руку всем, кто хочет работать для Франции». По словам Макрона, он уважает тех, кто голосовал за Ле Пен, но сделает «все в течение пяти лет, чтобы у них не было больше причин голосовать за крайне правых». Действующий президент отметил, что Франция «живет в небезопасном мире». Одновременно он подчеркнул свои достижения во внутренней политике: занятость на рынке труда достигла рекордного уровня за последние 15 лет.

«Те, кто не голосовал за Макрона, должны присоединиться ко мне», — полагает в свою очередь Ле Пен. В своем выступлении по итогам воскресного голосования она пообещала в случае избрания во втором туре стать «президентом для всех французов» и «привести за пять лет в порядок» страну. Через две недели, считает Ле Пен, французам предстоит фундаментальный выбор между двумя противоположными взглядами на будущее. Она сделала акцент на важности суверенитета Пятой республики во всех отраслях, «чтобы французы могли решать сами за себя и защищать свои интересы». Ле Пен указала, кроме того, на социальные и культурные расколы, которые наблюдаются на территории страны, а также различия в обеспечении медицинской помощью и в доступе к цифровым технологиям. Она заверила в готовности учесть «максимально широкий» спектр политических предпочтений.

Пять лет назад второй тур голосования принес убедительную победу Эммануэлю Макрону, который обошел свою соперницу со значительным перевесом — 66 против 34 %. Сейчас различные социологические службы почти в один голос также отдают предпочтение действующему президенту, правда, прогнозируя незначительный его перевес примерно в 3–4 пункта, 52:48. Для таких выводов есть, конечно, объективные причины. Боевые действия на востоке Европы, антироссийские санкции, нарастающий энергетический кризис — все это привлекает внимание к Макрону как непосредственному участнику опасного конфликта с непредсказуемыми последствиями. Как говорят во Франции, не стоит менять капитана корабля, когда на море бушует шторм. Понятно, что все это играет Макрону на руку.

Сюда же можно добавить еще ряд субъективных причин, способствующих его будущему успеху: большинство выбывших кандидатов поддержали действующего президента во втором туре, лишь двое из десяти политиков призвали выступить на стороне Ле Пен; вся французская пресса однозначно и безоговорочно поддерживает нынешнего хозяина Елисейского дворца; наконец, Евросоюз (и вообще коллективный Запад) неоднократно высказывался устами своих высокопоставленных политиков за Макрона.

Есть, несомненно, определенные козыри и у Марин Ле Пен. Она многому научилась, избавилась от определенной резкости в высказываниях и сейчас предстает в образе хорошо воспитанной дамы-политика. Она также отступилась от некоторых прежних позиций, в частности, не говорит об отказе от евро, о выходе из ЕС, как было в 2017‑м, что тогда напугало многих французов, особенно старшего поколения. К тому же в своей программе Ле Пен сделала акцент на том, что сейчас больше всего волнует население, — это падение покупательной способности, рост цен на горючее и продукты.

Таким образом, складывается впечатление, что она готова защищать французские семьи от грядущих бурь, вызванных негативными последствиями санкций Евросоюза против России. Так что Ле Пен вполне может рассчитывать на голоса простого народа, жителей сельских и периферийных районов, молодежи, которая страдает от безработицы, других социальных проблем.

Думается, многие кроме всего прочего разделяют критическое отношение Марин Ле Пен к Евросоюзу. В случае избрания на президентский пост она хотела бы трансформировать ЕС в альянс европейских наций, имеющих больший суверенитет. Другие поддерживают ее намерение вывести Францию из объединенного командования НАТО. В целом многочисленные ее сторонники не без оснований усматривают решимость Ле Пен следовать курсу генерала де Голля, последовательно выступавшего за независимый статус Пятой республики на международной арене.


#выборы #президент #Франция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7151) от 15.04.2022 под заголовком «Глобалист против консерваторши».


Комментарии