Магазины в новом формате. Как изменится рынок продуктового ретейла после пандемии?

После гречневого ажиотажа, когда покупатели опустошали полки отделов бакалеи, в продуктовых гипермаркетах наступило затишье. Люди стараются лишний раз не посещать магазины, чтобы не подхватить вирус. Да и не хочется тратить последние копейки, когда впереди тревожная неопределенность. В результате, по предварительным прогнозам экспертов, до 50% компаний, специализирующихся на продуктовой рознице, после окончания режима самоизоляции ждет банкротство. А отрасль - принципиально новый рынок.

Магазины в новом формате. Как изменится рынок продуктового ретейла после пандемии? | ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Впрок уже не берут

Статистика красноречива: период конец марта - начало апреля показал в продуктовом ретейле снижение трафика и спад продаж более чем на 40%. Редкое исключение составили алкомаркеты. Особенно большой отток ощутили гипермаркеты, которые, как правило, находятся не в шаговой доступности.

«Всплеск ажиотажных гречневых продаж быстро завершился, - подтверждает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. - Все, кто делал запасы впрок, уже купили необходимое. К слову, таких людей было немного - чуть больше 10% населения».

При этом, по данным агентства, у 2/3 населения нашей страны отсутствуют не только продуктовые запасы, но и финансовые накопления. У 50% - один и более непогашенных кредитов. И это с учетом того, что до начала карантинного кризиса у значительного числа россиян ресурсов хватало исключительно на еду и необходимую одежду.

«На фоне растущей безработицы и резкого снижения доходов населения поведение потребителей будет меняться, - считает Федяков. - Прежде всего люди не только вернутся к модели бережливого потребления (многие в последние годы ее и придерживались), но и сделают ее еще более экономной. Это отразится на продуктовом рынке, где будет усиливаться конкуренция между компаниями и продолжится консолидация. В конце концов надо быть готовыми, что в ближайшей перспективе сформируется принципиально новый рынок, к которому придется приспосабливаться».

Онлайн не для всех

Уже понятно, что одним из главных трендов нового рынка станет многократное увеличение онлайн-продаж и активизация сервисов доставки продуктов. Сегодня ряды армии онлайн-покупателей пополнились и любопытными новичками, и теми, кто до недавнего времени отзывался об этом формате покупок негативно. На волне всплеска популярности подобных сервисов даже производители еды решили обратиться к онлайн-продажам в обход магазинов. Однако вряд ли такие продажи смогут удержать рынок продуктовой розницы на прежнем уровне.

«Безусловно, количество онлайн-заказов растет. Только в марте прирост в таком формате вырос на 36%, - говорит Иван Федяков. - Но при этом интернет-продажи составляют всего 3% от общего объема продаж. Кроме того, компании, которые работают в дистанционном режиме, испытывают колоссальные перегрузки и зачастую не могут обслужить всех желающих, так как спрос превышает технические и физические возможности предприятий».

«Онлайн-заказов в нашей компании стало больше, поэтому мы были вынуждены увеличивать свой штат и оптимизировать транспортную базу, - подтверждает руководитель направления по работе с госорганами макрорегиона Северо-Запад Х5 Retail Group Ольга Волкова. - С начала мая наш онлайн-супермаркет выполняет 11 тыс. заказов в день, из них только на дачи приходится 35%, это порядка 3,9 тыс. заказов. В прошлом году доля заказов на дачи в период с 1 по 11 мая составляла 19% от общего количества заказов в сутки. В этом году зона доставки онлайн-магазина была расширена в Ленинградской области на 30 км. С 29 апреля в нее входят Приозерский, Ломоносовский, Кировский и Тосненский районы».

При этом Иван Федяков призывает не преувеличивать потребность в онлайн-продажах, отмечая, что, например, в дискаунтерах реализация интернет-продаж практически невозможна. И вот почему.

«Во-первых, в разных регионах у таких магазинов отличается ассортиментная матрица. Во-вторых, доставка в данном случае не нужна, так как посетители таких форматов не хотят за нее переплачивать. Они готовы потратить свое время, лишь бы сэкономить, - объясняет эксперт. - Более того, компаниям, которые до сих пор не создали свои сервисы интернет-продаж, уже поздно их запускать: учиться плавать в разгар кораблекрушения бессмысленно. Инвестиции в подобные сервисы достаточно дорогостоящие и сложные. И надо понимать, что нынешние лидеры отрасли инвестировали в свое развитие на протяжении нескольких лет. Более того, последние тренды свидетельствуют: продажи через сайт уже неактуальны, на первый план выходят продажи через приложения, создание которых еще сложнее и дороже».

Вся власть дискаунтерам

Именно развитие жестких дискаунтеров, в основе которых минимальный ассортимент продуктов по максимально низким ценам, является еще одним актуальным трендом нового розничного рынка.

«В данном случае под удар попадают деликатесы, а также продукты категории фреш и кулинария - их продажи будут снижаться, - предупреждает Иван Федяков. - С одной стороны, у людей теперь будет меньше денег, чтобы тратиться на эти позиции. С другой — с психологической точки зрения покупатели станут бояться приобретать товары без упаковки в открытой выкладке. Шок, который население переживает сейчас, в одночасье не пройдет. А вот сегмент кондитерских изделий - не в самой плохой ситуации. Сейчас, возможно, спрос на такие товары снизится, но затем пойдет в рост. Люди, не имея возможности получать более дорогие удовольствия в виде путешествий, престижных автомобилей и техники, будут заедать стресс сладким».

Прощайте, гипермаркеты

А вот к гипермаркетам - в том виде, в каком они существуют сейчас, - потребитель интерес потеряет. В результате они постепенно начнут трансформироваться в магазины-склады. Магазин-склад - это состояние, в котором гипермаркеты были изначально, когда в 1950 - 1960-е годы начали обслуживать розничных и мелкооптовых покупателей. Сейчас мы возвращаемся к этой истории.

Кроме того, гипермаркеты наполовину станут складами, где будет осуществляться отгрузка для дистанционных продаж. Фактически они начнут постепенно превращаться в пункты выдачи заказов. Уже сейчас в некоторых гипермаркетах курьеры не заходят в зал, ожидая свои заказы в производственных помещениях.

Что касается продуктовых сетей, то они, безусловно, выживут. Правда, речь идет о десятке крупных торговых сетей, которые и до кризиса уже начали поглощать проекты второго эшелона. Представители этой «большой десятки» попали в список системообразующих компаний, которые получат государственную поддержку. Они-то уж точно не утонут, продолжая поглощать доли рынка, высвобождающиеся от других игроков.

Второму эшелону за меры поддержки придется бороться. Понятно, что в этих условиях выживут единицы.

Не выходя из дома

Абсолютной инновацией рынка, которая рождается сегодня, можно считать микропродуктоматы, которые уже начали устанавливать в подъездах многоквартирных жилых домов. Это холодильные шкафы с функцией безналичной оплаты с помощью мобильного приложения. Компании, которые устанавливают такие автоматы, берут на себя оплату электричества и готовы платить за аренду используемых квадратных метров. Микромаркеты будут оборудованы диспансерами с одноразовыми перчатками, чтобы можно было безопасно открывать дверь и брать товар, а также станут подвергаться ежедневной дезинфекции.

Одна из известных компаний уже анонсировала, что будет устанавливать микромаркеты - автоматы с продуктами первой необходимости (хлеб, мясная и рыбная продукция, сыры, напитки) и кулинарией в подъездах многоквартирных домов в Москве (ранее сеть планировала реализовать такой формат в бизнес-центрах). Параллельно аналогичный проект запустила другая известная сеть. Продуктомат компания установила в многоквартирном доме Петербурга. В ассортимент включены молочные продукты, хлеб, готовые блюда, бакалея, детское питание. По просьбам жильцов будут добавляться и актуальные сейчас непродовольственные товары. Также в микромаркет встроена кофемашина.

Впрочем, по мнению экспертов, инвестировать в развитие новых форматов в нынешних условиях эффективно не для всех игроков рынка. «На данный момент самая подходящая антикризисная стратегия для владельцев магазинов - инвестиции в повышение эффективности действующего бизнеса. Вкладывать деньги во что-то абсолютно новое сейчас не стоит. Лучше выдержать паузу», - полагает Иван Федяков.

#торговля #продукты #магазины #ретейл

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (6680) от 18.05.2020 под заголовком «За едой к продуктомату».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.