2Vtzqv4Hz9U

Магазины в новом формате. Как изменится рынок продуктового ретейла после пандемии?

После гречневого ажиотажа, когда покупатели опустошали полки отделов бакалеи, в продуктовых гипермаркетах наступило затишье. Люди стараются лишний раз не посещать магазины, чтобы не подхватить вирус. Да и не хочется тратить последние копейки, когда впереди тревожная неопределенность. В результате, по предварительным прогнозам экспертов, до 50% компаний, специализирующихся на продуктовой рознице, после окончания режима самоизоляции ждет банкротство. А отрасль - принципиально новый рынок.

Магазины в новом формате. Как изменится рынок продуктового ретейла после пандемии? | ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Впрок уже не берут

Статистика красноречива: период конец марта - начало апреля показал в продуктовом ретейле снижение трафика и спад продаж более чем на 40%. Редкое исключение составили алкомаркеты. Особенно большой отток ощутили гипермаркеты, которые, как правило, находятся не в шаговой доступности.

«Всплеск ажиотажных гречневых продаж быстро завершился, - подтверждает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. - Все, кто делал запасы впрок, уже купили необходимое. К слову, таких людей было немного - чуть больше 10% населения».

При этом, по данным агентства, у 2/3 населения нашей страны отсутствуют не только продуктовые запасы, но и финансовые накопления. У 50% - один и более непогашенных кредитов. И это с учетом того, что до начала карантинного кризиса у значительного числа россиян ресурсов хватало исключительно на еду и необходимую одежду.

«На фоне растущей безработицы и резкого снижения доходов населения поведение потребителей будет меняться, - считает Федяков. - Прежде всего люди не только вернутся к модели бережливого потребления (многие в последние годы ее и придерживались), но и сделают ее еще более экономной. Это отразится на продуктовом рынке, где будет усиливаться конкуренция между компаниями и продолжится консолидация. В конце концов надо быть готовыми, что в ближайшей перспективе сформируется принципиально новый рынок, к которому придется приспосабливаться».

Онлайн не для всех

Уже понятно, что одним из главных трендов нового рынка станет многократное увеличение онлайн-продаж и активизация сервисов доставки продуктов. Сегодня ряды армии онлайн-покупателей пополнились и любопытными новичками, и теми, кто до недавнего времени отзывался об этом формате покупок негативно. На волне всплеска популярности подобных сервисов даже производители еды решили обратиться к онлайн-продажам в обход магазинов. Однако вряд ли такие продажи смогут удержать рынок продуктовой розницы на прежнем уровне.

«Безусловно, количество онлайн-заказов растет. Только в марте прирост в таком формате вырос на 36%, - говорит Иван Федяков. - Но при этом интернет-продажи составляют всего 3% от общего объема продаж. Кроме того, компании, которые работают в дистанционном режиме, испытывают колоссальные перегрузки и зачастую не могут обслужить всех желающих, так как спрос превышает технические и физические возможности предприятий».

«Онлайн-заказов в нашей компании стало больше, поэтому мы были вынуждены увеличивать свой штат и оптимизировать транспортную базу, - подтверждает руководитель направления по работе с госорганами макрорегиона Северо-Запад Х5 Retail Group Ольга Волкова. - С начала мая наш онлайн-супермаркет выполняет 11 тыс. заказов в день, из них только на дачи приходится 35%, это порядка 3,9 тыс. заказов. В прошлом году доля заказов на дачи в период с 1 по 11 мая составляла 19% от общего количества заказов в сутки. В этом году зона доставки онлайн-магазина была расширена в Ленинградской области на 30 км. С 29 апреля в нее входят Приозерский, Ломоносовский, Кировский и Тосненский районы».

При этом Иван Федяков призывает не преувеличивать потребность в онлайн-продажах, отмечая, что, например, в дискаунтерах реализация интернет-продаж практически невозможна. И вот почему.

«Во-первых, в разных регионах у таких магазинов отличается ассортиментная матрица. Во-вторых, доставка в данном случае не нужна, так как посетители таких форматов не хотят за нее переплачивать. Они готовы потратить свое время, лишь бы сэкономить, - объясняет эксперт. - Более того, компаниям, которые до сих пор не создали свои сервисы интернет-продаж, уже поздно их запускать: учиться плавать в разгар кораблекрушения бессмысленно. Инвестиции в подобные сервисы достаточно дорогостоящие и сложные. И надо понимать, что нынешние лидеры отрасли инвестировали в свое развитие на протяжении нескольких лет. Более того, последние тренды свидетельствуют: продажи через сайт уже неактуальны, на первый план выходят продажи через приложения, создание которых еще сложнее и дороже».

Вся власть дискаунтерам

Именно развитие жестких дискаунтеров, в основе которых минимальный ассортимент продуктов по максимально низким ценам, является еще одним актуальным трендом нового розничного рынка.

«В данном случае под удар попадают деликатесы, а также продукты категории фреш и кулинария - их продажи будут снижаться, - предупреждает Иван Федяков. - С одной стороны, у людей теперь будет меньше денег, чтобы тратиться на эти позиции. С другой — с психологической точки зрения покупатели станут бояться приобретать товары без упаковки в открытой выкладке. Шок, который население переживает сейчас, в одночасье не пройдет. А вот сегмент кондитерских изделий - не в самой плохой ситуации. Сейчас, возможно, спрос на такие товары снизится, но затем пойдет в рост. Люди, не имея возможности получать более дорогие удовольствия в виде путешествий, престижных автомобилей и техники, будут заедать стресс сладким».

Прощайте, гипермаркеты

А вот к гипермаркетам - в том виде, в каком они существуют сейчас, - потребитель интерес потеряет. В результате они постепенно начнут трансформироваться в магазины-склады. Магазин-склад - это состояние, в котором гипермаркеты были изначально, когда в 1950 - 1960-е годы начали обслуживать розничных и мелкооптовых покупателей. Сейчас мы возвращаемся к этой истории.

Кроме того, гипермаркеты наполовину станут складами, где будет осуществляться отгрузка для дистанционных продаж. Фактически они начнут постепенно превращаться в пункты выдачи заказов. Уже сейчас в некоторых гипермаркетах курьеры не заходят в зал, ожидая свои заказы в производственных помещениях.

Что касается продуктовых сетей, то они, безусловно, выживут. Правда, речь идет о десятке крупных торговых сетей, которые и до кризиса уже начали поглощать проекты второго эшелона. Представители этой «большой десятки» попали в список системообразующих компаний, которые получат государственную поддержку. Они-то уж точно не утонут, продолжая поглощать доли рынка, высвобождающиеся от других игроков.

Второму эшелону за меры поддержки придется бороться. Понятно, что в этих условиях выживут единицы.

Не выходя из дома

Абсолютной инновацией рынка, которая рождается сегодня, можно считать микропродуктоматы, которые уже начали устанавливать в подъездах многоквартирных жилых домов. Это холодильные шкафы с функцией безналичной оплаты с помощью мобильного приложения. Компании, которые устанавливают такие автоматы, берут на себя оплату электричества и готовы платить за аренду используемых квадратных метров. Микромаркеты будут оборудованы диспансерами с одноразовыми перчатками, чтобы можно было безопасно открывать дверь и брать товар, а также станут подвергаться ежедневной дезинфекции.

Одна из известных компаний уже анонсировала, что будет устанавливать микромаркеты - автоматы с продуктами первой необходимости (хлеб, мясная и рыбная продукция, сыры, напитки) и кулинарией в подъездах многоквартирных домов в Москве (ранее сеть планировала реализовать такой формат в бизнес-центрах). Параллельно аналогичный проект запустила другая известная сеть. Продуктомат компания установила в многоквартирном доме Петербурга. В ассортимент включены молочные продукты, хлеб, готовые блюда, бакалея, детское питание. По просьбам жильцов будут добавляться и актуальные сейчас непродовольственные товары. Также в микромаркет встроена кофемашина.

Впрочем, по мнению экспертов, инвестировать в развитие новых форматов в нынешних условиях эффективно не для всех игроков рынка. «На данный момент самая подходящая антикризисная стратегия для владельцев магазинов - инвестиции в повышение эффективности действующего бизнеса. Вкладывать деньги во что-то абсолютно новое сейчас не стоит. Лучше выдержать паузу», - полагает Иван Федяков.

#торговля #продукты #магазины #ретейл

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (6680) от 18.05.2020 под заголовком «За едой к продуктомату».


Комментарии