Летун отпущен на свободу?

Правовой вакуум, в котором до сих пор пребывает сверхлегкая авиация России, чреват бедой.

Летун отпущен на свободу? | Фото: Pixabay / cocoparisienne

Фото: Pixabay / cocoparisienne

Пропуск под облака

Два крыла из прочной синтетической ткани, натянутой на металлический каркас. Между ними человек в мотоциклетных очках и летном шлеме. Если разогнаться и ринуться вниз с высокой горы, можно долго парить как птица. А если установить моторчик с пропеллером, можно подняться с ровной поверхности и лететь несколько десятков километров — пока хватит бензина.

Первое — дельтаплан, второе –дельталет. Когда-то, на заре своего рождения, это был «экстрим», развлечение для людей, не слабых духом. Сейчас это уже никакая не экзотика. Дельталеты используются для опыления полей, разведки полезных ископаемых, кино- и фотосъемки ну и, конечно, по-прежнему для «праздника души» тех, кому не сидится на земле...

Разумеется, переход в «третье измерение» — это неизбежное увеличение риска. Однако, как уверяют профессионалы-дель- тапетчики, основной закон здесь тот же, что и на любом виде транспорта. Ухаживай за техникой, соблюдай правила движения (а в небе они тоже существуют, и весьма строгие) — и лети спокойно.

Введение сверхлегкой авиации в законные рамки началось с первых же дней ее появления — еще в советские времена. Летать бесконтрольно у нас, как известно, разрешалось только птицам. Дельталетчики были жестко вписаны в систему ДОСААФ, подчиняясь регламентам и правилам, многие из которых были разработаны специально для них.

Грянувшая демократия эту стройную систему порушила едва ли не до основания. Исчез ДОСААФ, а вместе с ним — множество правовых механизмов, регулирующих жизнь его бывших членов. В числе прочих «зависла» и сверхлегкая авиация — старые законы действовать перестали, а в новых ей места не нашлось.

— Нормативная база, регулирующая нашу жизнь, сегодня имеет массу «прорех», — признает председатель Федерации сверхлегкой авиации Санкт-Петербурга Владимир Федченко. — Это и понятно: если по полной программе применить здесь законы авиации большой, нужен будет такой контрольный аппарат, которого и представить невозможно. Строго говоря, всю сверхлегкую авиацию сегодня спокойно можно запретить, ибо ее в ряде «воздушных» законов просто нет. Разумеется, все понимают, что этого делать нельзя. Поэтому многие наши отношения с вышестоящими и контролирующими органами основываются на «джентльменских договоренностях»...

Увы, этот вынужденный правовой вакуум вызывает кое у кого соблазн и вовсе обойтись без всяких законов.

Неукротимая «Дельта»

Весной прошлого года питерские дельталетчики сдавали экзамены на подтверждение допусков и аттестации летательных аппаратов. По этому случаю из Москвы прибыла комиссия во главе с президентом Объединенной федерации сверхлегкой авиации (ОФ СЛА) России Владимиром Забавой. Перед полетами необходимо было провести разведку погоды, для чего в воздух поднялся один из опытнейших питерских дельталетчиков, руководитель клуба «Дельта» Владимир Дремин. И тут случился конфуз немыслимый: сразу после взлета у его аппарата... отвалилось колесо. Позор буквально на всю Россию! Между тем это один из тех аппаратов, на которых Дремин проводит ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ. Причем уже далеко не первый год.

«Дельта» базируется в Доме юношеского творчества Московского района и пользуется там немалой популярностью. Красочные стенды с цветными фотографиями повествуют о том, как юные романтики осваивают «пятый океан», проводят учебные сборы и даже участвуют в мероприятиях всероссийского масштаба. Разумеется, дети верят своим опытным наставникам. Верят им и взрослые — дельталетчики-любители, которых в «Дельте» немало.

Между тем для сомнений оснований более чем достаточно. Ибо, как утверждает Федченко, НИ ОДИН из используемых «Дельтой» аппаратов до последнего времени (во всяком случае до момента написания этих строк) не имел НИ КА КИХ документов. Любой мало-мальски разбирающийся в авиации человек скажет: ни о каких полетах в такой ситуации не может быть и речи. Риск смертельный! Но они летали, летали много лет. Ссылаясь при этом на лицензию, выданную... роно Московского района. Правда, говорится в ней лишь об обучении детей в классах. Для того же, чтобы летать, необходима лицензия на обучение полетам, но ни в каком законе не написано, кто ее должен давать. Не прошли члены клуба и обязательную процедуру страхования жизни при полетах — ни одна страховая компания не заключит договор без документов на транспортное средство...

— Когда год назад меня избрали председателем питерской федерации, — рассказывает Федченко, — и я все это узнал, признаюсь, поначалу просто не поверил. Так не может быть! Оказывается, может. Более того, мои претензии «Дельта» встретила в штыки: какие такие документы? Без них летали и летать будем!

В дело вмешалась транспортная инспекция — выдала предписание, потом еще одно, потом наложила штраф. Не помогло. Напротив — Дремин, что называется, полез в бутылку: а где прямо написано, что за отсутствие этих документов меня могут отстранить от полетов? Действительно, нигде — есть лишь подписанный ОФ СЛА и транспортной инспекцией России регламент (то самое «джентльменское соглашение»), но, дойди, скажем, дело до суда, — это никакой не закон. Так что все от винта! Кульминации своей конфликт достиг накануне намечавшегося в январе перелета в честь снятия блокады. Впервые в истории принадлежащие нескольким питерским клубам дельталеты должны были стартовать со льда Невы у Петропавловской крепости и пролететь над городом. Федченко заявил категорически: если накануне старта Дремин не представит необходимые документы, «Дельта» полетит в одиночестве. Запретить ей полет он не имеет права, но и участвовать в «явной авантюре» тоже не желает. Дремин пообещал, но обещания своего так до конца и не выполнил. Широко разрекламированный перелет так и не состоялся.

В феврале «Дельта» безо всяких разрешений и заявок (то есть нарушив элементарные «правила небесного движения») совершила рискованный перелет из Пет- родворца в Лахту вдоль берега залива прямо над портами, причалами и заводами. А 7 марта при выполнении полетов в Пет- родворце Дремина «прихватила» транспортная инспекция. По имеющимся данным, теперь «Дельтой» занимается транспортная прокуратура. Но сможет ли она вменить ей что-то конкретное — большой вопрос. В силу вышеизложенных причин.

В чьем кармане окажется ключик от неба

Впрочем, ныне «Дельта» уже не клуб. В начале нынешнего года он превратился в региональную (хотя никаких структур в регионах не имеет) общественную организацию «Центр сверхлегкой авиации «Дельта». А директором ее является некто Олег Борисович Филиппов — как уверяют профессионалы, человек, об авиации имеющий представления весьма приблизительные, но зато обладающий чудовищной энергией и невероятной способностью «открывать ногой» двери любых кабинетов.

Питерским дельталетчикам он известен давно. В 1997 году, когда «Дельта» (разумеется безо всяких оформлений и бумаг) катала отдыхающих на сестрорец- ком пляже, он, воспользовавшись конфликтом в ее рядах, «взял себе» большую часть ее команды. Создал некое ООО «Фобос», которому официально через администрацию района «пробил» монопольное право на полеты над береговой чертой. Соответственно, и на контроль (как говорят, со взиманием 20% от доходов) над всеми «неорганизованными летунами». Фактически получил власть, которая, как у некоторых создавалось впечатление, просто валялась на земле...

Увы, четкого механизма контроля над сверхлегкой авиацией тогда не существовало (как, впрочем, до конца нет его и сейчас), а для районных властей эти проблемы и вообще были полным мраком.

А Филиппов взял и этот механизм СОЗДАЛ и проблемы эти РЕШИЛ. Красивая жизнь на берегу тогда, правда, продолжалась недолго — один из дельталетчиков погиб (после обильного возлияния в 5 часов утра поднялся в воздух и не справился с управлением), и полеты запретили. Филиппов на несколько лет ушел в другой бизнес, а вернувшись прошлым летом в «Дельту», сделал «дубль два», только на более высоком уровне. Каким-то неведомым чудом он пробил «Дельте» разрешение на право контролировать всю авиацию общего назначения города! ( К ней, поясним, относится вся некоммерческая гражданская авиация, в том числе сверхлегкая и деловая — небольшие самолеты, принадлежащие фирмам и частным лицам.) Прозрачно намекая при этом на свои связи в самых высоких кругах, в том числе в командовании воздушной армии и ФСБ. Более того, представляя себя советником губернатора города по сверхлегким летательным аппаратам.

Автор этих строк специально наводил справки: никакого такого советника у нашего губернатора нет. Но, поскольку широко об этом никому не известно, можно с успехом «вешать лапшу» тому, кому нужно...

24 января комитет по транспорту администрации города, ссылаясь на письма Генерального штаба и штаба воздушной армии, известил глав ряда районных администраций о том, что «принял решение о возложении на РОО «Центр СЛА «Дельта» обязанностей по организации использования воздушного пространства над акваторией Финского залива, примыкающих к нему Лахтинского и Сестрорецкого разливов в территориальных границах Санкт-Петербурга». А план действий означенного РОО, согласованный председателем комитета А. И. Чумаком, предусматривает ни много ни мало как «организацию работ по недопущению к использованию ВПП (взлетно- посадочных полос. _ М. Р.) незарегистрированными в центре СЛА «Дельта» организациями АОН (авиации общего назначения. _ М. Р.) и физическими лицами». Небо, значит, отныне будет на замке, а ключик — у Филиппова. Говорят, когда дельталетчики спросили руководителей комитета, почему такая честь оказана именно ему, те пожали плечами и ответили, что больше просто никто не обращался. Власти, мол, у вас никакой нет, вот мы и отдали ее первому, кто попросил...

Штурвал из рук не выпускаем!

— На самом деле законная власть, конечно, есть, — поясняет Федченко. — Полномочия руководства питерской федерации подтверждены президиумом ОФ СЛА России, и об этом поставлены в известность все соответствующие инстанции. Мы боремся за правовое мышление, создаем механизмы, которые открыли бы широкую дорогу в небо всем желающим. И тут не место правовому беспределу. И мы не можем позволить сузить эту дорогу и предоставить право кому бы то ни было поставить на ней шлагбаум и ведать им единолично. Столь характерная для нашего времени ситуация в авиации чрезвычайно опасна...

Справедливости ради надо сказать, что правовой вакуум, благодаря которому не только смогли появиться в мире дельталетчиков столь колоритные фигуры, но могли возникнуть и гораздо более серьезные неприятности, постепенно заполняется. В Москве идет активная разработка новой нормативной базы, отрабатываются механизмы контроля. Вероятно, скоро дельталетной «вольнице» придет конец. Кому-то это наверняка не понравится. Кому- то придется свидание с небом на время отложить. И подняться в него уже потом на полном законном основании.

#авиация #новинки #история #дельталеты

Комментарии