Курс на Север. Как продолжить развитие Русской Арктики?

Русская Арктика в последние годы явно на подъеме. Изменения, происходящие на этой стратегически важной для России территории, затронули многие отрасли и сферы жизни. Как сделать, чтобы в новых реалиях ее развитие не приостановилось, а благодаря свежим решениям вышло на новый виток? Эта тема станет ключевой на XII международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», открывающемся сегодня в «Экспофоруме» при поддержке Ассоциации полярников (АСПОЛ), обеих палат российского парламента и Минвостокразвития РФ. В работе форума примут участие около 2 тысяч российских и зарубежных экспертов, включая представителей США, Норвегии, Дании, Китая, Японии, Индии, Сингапура и других стран.

Курс на Север. Как продолжить развитие Русской Арктики? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Петербургский арктический форум проходит нынче под знаком трех круглых дат. В нынешнем году исполняется 90 лет с момента создания Главного управления Севморпути и старта масштабной работы на этой трассе. Кроме того, 85 лет назад начала действовать первая в мире дрейфующая советская научная станция «Северный полюс-1». А 15 лет назад, опять же впервые, участники Высокоширотной арктической экспедиции погрузились в районе Северного полюса на дно океана.

Нынешнее поколение полярников, конечно, отдает дань уважения предшественникам. Но это ­прошлые страницы освоения Арктики, а как край развивается сегодня и что ждет его завтра? Задача науки, власти и бизнеса, встретившихся на этой площадке, и заключается в том, чтобы наметить решения по целому ряду нелегких вопросов. Таких как обновление кадров в Заполярье, импортозамещение и цифровизация, повышение уровня жизни северян и т. д.

Так было и на прошлом форуме, после которого в федеральные структуры поступило более 970 предложений от представителей 36 регионов РФ. Таким же, вероятно, будет плод коллективного ра­зума и на сей раз. Если не больше, ведь новые вызовы грозят стать помехой для дальнейшего развития «территории согласия и мира», как называют Русскую Арктику.

Этот посыл воплотился в насыщенной деловой программе двухдневного форума. Что касается пленарных заседаний, тут заметен традиционный подход. Первое из них — «Курс на Север: время реализации арктических возможностей» — посвящено, как и раньше, государственной политике в Арктике и ее социально-экономическому развитию (федеральная повестка). А второе отразит положение дел в областях и краях, входящих в Арктическую зону (региональная повестка).

Зато на конференциях и стратегических сессиях форума-2022 четко обозначились темы, которые не превалировали прежде или вовсе оставались в тени. Например, демографический фактор и режим преференций для арктического бизнеса. Усиление геологоразведки по стратегически важным видам сырья и возобновление с учетом советского опыта северного завоза…

Каждое из этих направлений применительно к Арктике сегодня настолько важно, что могло бы стать основополагающей темой отдельного крупного форума.

Так, в последнее время принят целый пакет законов, стимулирующих деятельность бизнеса в этом обширном макрорегионе. Причем «входной порог» для получения статуса резидента формирующейся там особой экономической зоны федеральная власть значительно снизила — до 1 млн рублей. Ведь работать там тяжелее, а отдача от каждого вложенного рубля инвестиций растянута по времени.

По мнению Николая Харитонова, председателя Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, это оправданный шаг. Налоговые и таможенные преференции для бизнес-структур, решивших запустить свои инвестпроекты в арктических регионах, окупятся сторицей.

Но речь не идет о том, чтобы переложить заботу об обустройстве края и создании там новых точек роста на плечи бизнеса. При формировании федерального бюджета 2023 года расходы государства на социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ выросли на 2,3 млрд рублей, а общий объем бюджетных инвестиций, которые необходимо освоить на федеральных проектах, составит 7,5 млрд рублей.

Имеется в виду, в частности, дальнейшее строительство терминалов и портов на трассе Севморпути, обеспечение безопасного плавания в той акватории. К слову, важность последнего направления работ (на форуме об этом тоже пойдет разговор) трудно переоценить.

В прошлом году петербургское Гидрографическое предприятие, входящее в корпорацию «Росатом», выполнило рекордный за весь постсоветский период объем исследований дна этой трассы — 41,5 тыс. линейных километров. И с заданием текущего года, которое значительно выше, справилось тоже. К этому обязывают возрастающие год от года задачи по грузоперевозкам на Севморпути, а также стремление сделать трассу экономически более выгодной и круглогодичной, отмечает Александр Бенгерт, генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие».

Стоит добавить, что отдельные реализованные и намечаемые проекты, касающиеся развития Арктики, представлены на «материальной», то есть выставочной, части форума. Там нашли отражение новейшие образцы продукции судостроителей, разработчиков средств связи и навигации, транспортников, коммунальщиков и т. д. Коллективный стенд предприятий Петербурга тоже проиллюстрировал потенциал разработчиков Северной столицы.


#Арктика #развитие #Экспофорум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7314) от 08.12.2022 под заголовком «Курс на Север».


Комментарии