Кухня в коробке: как развивается сегодня рынок готовой еды

Известное аналитическое агентство оповестило сограждан: «В стране активно развивается рынок ready-to-eat». Весть подхватили информагентства, продублировали иные средства массовой информации, почему‑то с явным удовольствием педалируя на ready-to-eat… Сограждане, языка чужестранного не знающие, тут же полезли в словари, чтобы узнать, что же за этим выражением скрывается. И удивились: зачем иностранщина, если в родном русском понятие проще некуда — готовая еда?

Кухня в коробке: как развивается сегодня рынок готовой еды | Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Домохозяйка без плиты

О рынке готовой еды, отслеживая его преображение, мы в нашей руб­рике говорили не раз. Поначалу это был рынок полуфабрикатов. В него отдельным сегментом входили сухие продукты, яркими представителями которых были «дошираки» из лапши, картофельное пюре быст­рого приготовления, супы и каши. Ну и сопровождающий их памятный слоган: «Просто добавь воды!». Или молока, если речь шла о мюсли и прочих сухих зерновых завтраках.

Другим сегментом рынка была замороженная продукция — мясные и овощные полуфабрикаты, блинчики и пельмени. Довести такую еду до готовности было посложнее, чем «просто добавить воды», но долго возиться с ней тоже не приходилось. Со временем именно в этом, «замороженном», сегменте появились полностью готовые к употреб­лению блюда. Чаще всего это была одна порция картофельного пюре с котлетой, упакованная в отдельную коробку-контейнер. Две минуты в микроволновке, и — на стол. Потом появились варианты мясных изделий с различными гарнирами.

Для нашего потребительского рынка это были новинки, хотя история такой еды насчитывала уже семь десятилетий.

Все началось с того, что одна американская компания, поставляющая в магазины индейку к национальному празднику, однажды переоценила спрос на этот продукт, и почти триста тонн мяса птицы оказались невостребованными.

Изначально тушки были заморожены и хранились в железнодорожных вагонах в морозильных камерах. Найти для товара подходящее рефрижераторное хранилище не удалось, а чтобы камеры из‑за отсутствия электричества не потекли, поезд гоняли туда и обратно, пока руководство компании ломало голову над вопросом: что же делать с птичкой дальше?

Идея пришла в голову одному из сотрудников по имени Джерри Томас. Он предложил использовать многострадальную индейку как основу для полноценного обеда или ужина. По большому счету идея была не такой уж и новой, отчасти скопированной у авиа­компаний. Тогда в самолетах подавали еду на индивидуальных подносах из толстой алюминиевой фольги. На такой же поднос, поделенный на «секторы», предлагалось поместить разделанную птицу, добавить к ней гарнир (овощи и картофель). Поднос упаковать в красиво оформленную коробку. И заморозить.

Производственный маховик был запущен. Вместе с ним — довольно агрессивная реклама, направленная на… Конечно же, на беззащитных перед домашней готовкой женщин. Мол, вы, милые дамы, бедные несчастные, совмещаете работу и домашние заботы. А ведь чего проще — разогреть несколько коробочек уже готового, такого сытного и наивкуснейшего ужина и накормить им всю семью, не теряя часы у плиты и мойки.

Сэкономленное время маркетологи предлагали посвятить семейному досугу за телевизором. Популярность телевидения тогда росла со скоростью света. И сам продукт назвали TV dinner — «Ужин за телевизором», или «Телевизионный ужин». Даже дизайн коробки сделали таким, чтобы он напоминал телевизор.

И вот итог: только за первый год таких коробок с ужином было продано более десяти миллионов штук. С тех пор индейка с гарниром в ассортименте, конечно, осталась. Но он, ассортимент, пополнился еще стейками и мясными рулетами. Позже на подносе появилось отделение с десертом, где можно было обнаружить шарик мороженого, или замороженную клубничку, или еще ка­кую‑то вкусность.

Еда по абонементу

Все приедается… Как давно уже приелись замороженные полуфаб­рикаты (этот сегмент рынка остается стабильным), так и замороженная полностью готовая еда сегодня занимает довольно скромную нишу.

А все потому, что на рынке появилось много вполне конкурентоспособных альтернатив. Это и готовые охлажденные блюда (к «охлажденке», как показали опросы, у потребителей доверия больше, чем к «заморозке»), и заказ готовых блюд на дом (в том числе по подписке — с набором товаров и подробными инструкциями для приготовления ужина за максимально короткое время). Кстати, нелишним будет запомнить новое понятие в маркетинге: «Еда по подписке».

Рынок растет ускоренными темпами. За покупателей конкурируют продуктовые розничные сети, специализированные магазины, компании с онлайн-продажами и доставкой, частные предприниматели. Среди последних отметились и фермеры, сумевшие наладить собственную переработку сельхозпродукции и выстроить маршрут «от поля/фермы до покупателя».

Точно так же — в ускоренном темпе — живет и современный человек. Ненормированный рабочий график и перекусы на бегу сформировали высокий спрос на готовые блюда. Люди стали реже готовить дома, особенно молодежь, а цены в общепите росли и растут… Свою роль в формировании спроса сыграли и два года ковидной пандемии. Люди, оказавшись в вынужденной изоляции, из соображений без­о­пасности предпочитали лишний раз не появляться в общественных местах и заказывали доставку готовой еды на дом. Пандемия закончилась, тренд на покупку готовых блюд остался.

По подсчетам экспертов-маркетологов, каждый среднестатистический россиянин тратит на покупку готовой к употреблению еды около 7 % из общего объема расходов (не считая посещения общепитовских заведений — доля расходов на них занимает еще 3,5 – 4 %).

Тут надо уточнить: понятие «готовая еда» с товароведческой точки зрения — это не только комплексные обеды/ужины, а все виды продукции для быстрого перекуса. Так, в торговых сетях наибольшей популярностью пользуются салаты, выпечка, завтраки, а также основные готовые блюда, которые часто покупают или заказывают на обед, — мясные блюда с гарнирами.

Всю последнюю пятилетку объем производства готовой еды растет в среднем на 55 % ежегодно. По итогам прошлого года этот показатель приблизился к отметке 330 тысяч тонн. При этом крупные торговые сети держат нос по ветру: поняли, что иметь собственные комбинаты готового питания очень выгодно. Это помогает масштабировать направление, снижать себестоимость готовых блюд, выставлять на продажу товар по демократическим — относительно, конечно, — ценам, привлекая тем самым потенциальных покупателей, расширяя потребительскую аудиторию.

Вряд ли эту аудиторию пополнят представители старшего поколения. Во-первых, они еще не разучились готовить. Во-вторых, многих элементарно «жаба задушит» при сопоставлении цен. Умудренные опытом домохозяйки утверждают, что готовая магазинная еда в два-три раза дороже, чем приготовленная собственноручно. Считаем! Килограмм курицы гриль обойдется в 400 рублей, стоимость шашлыка из свинины — 300 рублей. В том же магазине охлажденная курица стоит 210 рублей, свиной окорок — 240. Ну и в чью пользу счет?

Съесть по‑быстрому

«Рост покупателей готовой еды в супермаркетах можно объяснить тем, что среди потребителей увеличивается доля поколения next, — считает координатор федерального проекта «За честные продукты» Александр Бражко. — Молодежь еще в нулевые годы подсадили на полуфабрикаты. Они не умеют готовить, им это и не нужно. Им сказали, что весь мир питается по‑другому. Купи, распакуй, разогрей, ешь… Так удобнее».

А если еду еще и до дома доставят, на пороге из рук в руки передадут, так это вообще верх достижений текущего века! Хотя вовсе и не текущего… Как утверждают историки, доставка на дом готовой еды существовала еще в Российской империи. Занимались этим кухмис­терские (прототипы будущих столовых), имелись даже подписочные сервисы (прототипы нынешней «еды по подписке»). Еду подороже заказывали в дорогих ресторациях.

Современный рынок доставки заметно вырос и окреп в уже упомянутые пандемийные годы. Вырос настолько, что в столицах — Моск­ве и Петербурге — его называют «очень зрелым и насыщенным». Или даже перезрелым: предел рос­та достигнут, игроков много, они закрывают большую часть запросов потребителей и находятся в условиях жесткой конкуренции. Эксперты полагают, что уже совсем скоро темпы увеличения рынка доставки продуктов в столицах замедлятся.

Но это вовсе не значит, что привезти на дом оголодавшему студенту любимую пиццу будет некому. Резервы у игроков рынка доставки есть. Другое дело, что многие компании готовятся ввести дополнительную плату за свои услуги. Опросы же покупательских аудиторий показали, что раскошелиться на них готовы далеко не все едоки.

Но даже если кому‑то уже крепко подсевшему на готовую еду придется отказаться от ее доставки «до порога», вряд ли он отвергнет ее напрочь. Добежит до магазина, «купит, распакует, разогреет, съест»… И число приверженцев будет расти. Этому способствует нынешняя реклама, по своей напорис­тости не уступающая той, что когда‑то помогла сбагрить лежалую индейку. Да и сами производители примерили на себя роль «двигателя торговли» — заявили о намерениях побороть предубеждения некоторых сограждан, сомневающихся в том, что готовая магазинная еда может быть вкусной. На дегустации зазывают…

Ваш выбор

• Чтобы выбрать качественное готовое блюдо — будь то кулинарное изделие, салат или полноценный обед, — в первую очередь нужно внимательно ознакомиться с маркировкой. Она должна содержать информацию о производителе, названии продукта, его полном составе, наличии аллергенов, дате производства и сроках годности.

• Стоит помнить, что недобросовестные продавцы могут переклеивать этикетки. Поэтому лучше покупать еду в крупных магазинах с высокой проходимостью.

• Важно обратить внимание на целостность упаковки. Вскрытые, час­тично вскрытые, с любым нарушением целостности упаковки продукты покупать не стоит. Продукт во вздутой упаковке с большой вероятностью уже испорчен. Не должно быть в упаковке и жидкости.

• Наиболее безопасными считаются контейнеры, запаянные под пленку. Внутрь нагнетается смесь инертных газов, которая не дает развиваться бактериями и сохраняет свежесть еды, но при этом она безопасна для человека.

• С 1 мая нынешнего года вступил в силу ГОСТ Р 71162-2023 «Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей». Госстандарт, разработанный Российской системой качества (Роскачество), установил требования к различным формам доставки: силами самих производителей, через агрегаторов или операторов услуг. ГОСТ также разделил контактный и бесконтактный способы доставки.

• Госстандарт по доставке готовой еды носит добровольный характер — штрафов за его неприменение не предусмотрено. Однако если бизнес официально заявил, что его деятельность соответствует ГОСТу, он обязан его выполнять. Если проверка Роспотребнадзора выявит отклонения от норм документа, в этом случае к нарушителям будут применены штрафные санкции.


#готовая еда #польза #вред

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7670) от 27.05.2024 под заголовком «Кухня в коробке».


Комментарии