Катамаран «Грифон» готовится выйти в море

Катамаран «Грифон», новое высокоскоростное судно, построенное в Петербурге, эксперты считают прорывом в отечественном судостроении. И теперь, после премьеры проекта 23290, Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) дорабатывает его с учетом высказанных замечаний и предложений. В нынешнем году, проведя дополнительные испытания, предприятие приступит к серийному выпуску.

Катамаран «Грифон» готовится выйти в море | Фото: snsz.ru

Фото: snsz.ru

Российский речной флот подходит к кризисной поре. Трудяги «Метеоры» и «Ракеты», устаревшие физически и морально, скоро придется списывать, а заменить их, в общем-то, нечем. Эта ситуация подтолкнула судостроителей и проектировщиков из центрального конструкторского бюро «Нептун» заняться (при участии корпорации «Роснано») соответствующими исследованиями в рамках федеральной программы модернизации скоростного пассажирского флота.

«Санкт-Петербургские ведомости» уже знакомили читателей с этой разработкой, но основные ее параметры все же стоит напомнить. Основное отличие «Грифона»: его корпус и надстройка выполнены методом вакуумной инфузии из современных композитных материалов (углеволокно), которые раньше использовали только в космосе и авиации. Что и предопределило целый набор преимуществ петербургской новинки.

Это первый в России катамаран с малой осадкой, способный ходить по рекам и в прибрежной морской зоне, развивая скорость до 29 узлов. Благодаря особой форме он довольно устойчив, почти не подвержен на ходу качке и выдерживает двухметровые волны и сильные, свыше 12 метров в секунду, порывы ветра. Имея просторную палубу, «Грифон» может вмещать больше пассажиров, до 150 человек, при меньшей длине (25,7 метра), чем суда такого же типа.

«Композитные материалы прочны, как стальные, долговечны и при этом вдвое легче, - отмечает Дмитрий Андронов, начальник технического управления СНСЗ. - А значит, сделанные из них суда превосходят аналоги по грузоподъемности и способны развивать заданную высокую скорость, имея не столь мощные двигатели, как другие».

«Грифон» настолько опередил время, что потребовалось внести дополнения в правила Российского морского регистра судоходства (РС) и утвердить нормативы, связанные с созданием крупных композитных конструкций (корпусов и надстроек), для которых предусмотрены более жесткие, чем для небольших прогулочных судов, требования по безопасности пассажирских перевозок.

Вместе со специалистами Крыловского государственного научного центра предприятие создало на базе Северо-Западного разрешительного центра (СЗРЦ) в области пожарной безопасности первый в нашей стране аккредитованный комплекс для испытания материалов, применяемых при создании скоростных судов (появился он в Колпине). И протестировали там свой «Грифон», узаконив применение композиционных «одежд» на основе углеродной ткани. Без этого запустить модель в серийное производство было невозможно.

Мало того, требовалось оценить катамаран в реальных условиях. Летом 2018 года он поступил в распоряжение судоходной компании «Нева Трэвел», входящей в Единый центр водного туризма, и совершил пробные переходы. А в сентябре перевозчик в полной мере задействовал новинку на самом загруженном маршруте - до Петергофа и обратно. За неполный месяц «Грифон» совершил больше 30 коммерческих рейсов.

По словам Юрия Набатова, исполнительного директора компании, судно показало хорошую маневренность, способно разворачиваться вокруг своей оси практически на одном месте и обладает высокими мореходными качествами. Катамаран можно эксплуатировать на мелководье и в Невской губе, причем едва ли не в любую погоду и на большинстве туристических водных маршрутов северной столицы.

«Нева Трэвел», правда, посоветовала где-то на полметра понизить надводный габарит судна, чтобы смелее проходить низкие петербургские мосты при подъеме воды. Кроме того, выяснилось, что «Грифон» может демонстрировать максимальную скорость, разгоняясь до 29,5 узла (почти 50 км в час) не в черте города, где создает «неудобную» для береговой инфраструктуры волну, а за его пределами, в фарватере Финского залива.

Все предложения судостроители взяли на карандаш, сформировав рабочую группу, куда вошли представители этой компании и проектировщики, и стали «отшлифовывать» опытное изделие.

Внести большую часть изменений труда не составит, полагают судостроители, ведь основной корпус им трогать не придется, только надстройку (работа эта уже идет). А чтобы уменьшить волнообразование, нужно будет вернуться к расчетам и провести модельные испытания судна: сделать это планируется на базе опытового бассейна Корабелки. К началу следующей навигации заводчане намерены завершить доработку судна и, проведя, предположительно в апреле, дополнительные ходовые испытания, полностью подготовиться к очередному этапу перевозки пассажиров.

Катамаран нового поколения заинтересовал многие судоходные компании Петербурга и понравился чиновникам в правительстве Ленобласти, отвечающим за развитие пассажирских речных перевозок и поддержку туризма. Иметь партию таких быстроходных вместительных судов на прибрежных маршрутах пожелали и в Крыму.

«Конструкция судна гибкая, завод готов выпускать разные его модификации, - говорит Дмитрий Андронов. - Но, чтобы насытить внутренний рынок, без господдержки, видимо, не обойтись, ведь пассажирские перевозки в России дотируемы».

Запустив проект в серию, судостроители смогут выпускать, по мнению Андронова, от двух до четырех таких катамаранов в год. А этого достаточно, чтобы начать обновление скоростного пассажирского флота на Неве.

#катамаран #судостроение #море #реки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6362) от 21.01.2019 под заголовком «Куда летит «Грифон»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.