Катамаран «Грифон» готовится выйти в море

Катамаран «Грифон», новое высокоскоростное судно, построенное в Петербурге, эксперты считают прорывом в отечественном судостроении. И теперь, после премьеры проекта 23290, Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) дорабатывает его с учетом высказанных замечаний и предложений. В нынешнем году, проведя дополнительные испытания, предприятие приступит к серийному выпуску.

Катамаран «Грифон» готовится выйти в море | Фото: snsz.ru

Фото: snsz.ru

Российский речной флот подходит к кризисной поре. Трудяги «Метеоры» и «Ракеты», устаревшие физически и морально, скоро придется списывать, а заменить их, в общем-то, нечем. Эта ситуация подтолкнула судостроителей и проектировщиков из центрального конструкторского бюро «Нептун» заняться (при участии корпорации «Роснано») соответствующими исследованиями в рамках федеральной программы модернизации скоростного пассажирского флота.

«Санкт-Петербургские ведомости» уже знакомили читателей с этой разработкой, но основные ее параметры все же стоит напомнить. Основное отличие «Грифона»: его корпус и надстройка выполнены методом вакуумной инфузии из современных композитных материалов (углеволокно), которые раньше использовали только в космосе и авиации. Что и предопределило целый набор преимуществ петербургской новинки.

Это первый в России катамаран с малой осадкой, способный ходить по рекам и в прибрежной морской зоне, развивая скорость до 29 узлов. Благодаря особой форме он довольно устойчив, почти не подвержен на ходу качке и выдерживает двухметровые волны и сильные, свыше 12 метров в секунду, порывы ветра. Имея просторную палубу, «Грифон» может вмещать больше пассажиров, до 150 человек, при меньшей длине (25,7 метра), чем суда такого же типа.

«Композитные материалы прочны, как стальные, долговечны и при этом вдвое легче, - отмечает Дмитрий Андронов, начальник технического управления СНСЗ. - А значит, сделанные из них суда превосходят аналоги по грузоподъемности и способны развивать заданную высокую скорость, имея не столь мощные двигатели, как другие».

«Грифон» настолько опередил время, что потребовалось внести дополнения в правила Российского морского регистра судоходства (РС) и утвердить нормативы, связанные с созданием крупных композитных конструкций (корпусов и надстроек), для которых предусмотрены более жесткие, чем для небольших прогулочных судов, требования по безопасности пассажирских перевозок.

Вместе со специалистами Крыловского государственного научного центра предприятие создало на базе Северо-Западного разрешительного центра (СЗРЦ) в области пожарной безопасности первый в нашей стране аккредитованный комплекс для испытания материалов, применяемых при создании скоростных судов (появился он в Колпине). И протестировали там свой «Грифон», узаконив применение композиционных «одежд» на основе углеродной ткани. Без этого запустить модель в серийное производство было невозможно.

Мало того, требовалось оценить катамаран в реальных условиях. Летом 2018 года он поступил в распоряжение судоходной компании «Нева Трэвел», входящей в Единый центр водного туризма, и совершил пробные переходы. А в сентябре перевозчик в полной мере задействовал новинку на самом загруженном маршруте - до Петергофа и обратно. За неполный месяц «Грифон» совершил больше 30 коммерческих рейсов.

По словам Юрия Набатова, исполнительного директора компании, судно показало хорошую маневренность, способно разворачиваться вокруг своей оси практически на одном месте и обладает высокими мореходными качествами. Катамаран можно эксплуатировать на мелководье и в Невской губе, причем едва ли не в любую погоду и на большинстве туристических водных маршрутов северной столицы.

«Нева Трэвел», правда, посоветовала где-то на полметра понизить надводный габарит судна, чтобы смелее проходить низкие петербургские мосты при подъеме воды. Кроме того, выяснилось, что «Грифон» может демонстрировать максимальную скорость, разгоняясь до 29,5 узла (почти 50 км в час) не в черте города, где создает «неудобную» для береговой инфраструктуры волну, а за его пределами, в фарватере Финского залива.

Все предложения судостроители взяли на карандаш, сформировав рабочую группу, куда вошли представители этой компании и проектировщики, и стали «отшлифовывать» опытное изделие.

Внести большую часть изменений труда не составит, полагают судостроители, ведь основной корпус им трогать не придется, только надстройку (работа эта уже идет). А чтобы уменьшить волнообразование, нужно будет вернуться к расчетам и провести модельные испытания судна: сделать это планируется на базе опытового бассейна Корабелки. К началу следующей навигации заводчане намерены завершить доработку судна и, проведя, предположительно в апреле, дополнительные ходовые испытания, полностью подготовиться к очередному этапу перевозки пассажиров.

Катамаран нового поколения заинтересовал многие судоходные компании Петербурга и понравился чиновникам в правительстве Ленобласти, отвечающим за развитие пассажирских речных перевозок и поддержку туризма. Иметь партию таких быстроходных вместительных судов на прибрежных маршрутах пожелали и в Крыму.

«Конструкция судна гибкая, завод готов выпускать разные его модификации, - говорит Дмитрий Андронов. - Но, чтобы насытить внутренний рынок, без господдержки, видимо, не обойтись, ведь пассажирские перевозки в России дотируемы».

Запустив проект в серию, судостроители смогут выпускать, по мнению Андронова, от двух до четырех таких катамаранов в год. А этого достаточно, чтобы начать обновление скоростного пассажирского флота на Неве.

#катамаран #судостроение #море #реки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6362) от 21.01.2019 под заголовком «Куда летит «Грифон»».


Комментарии