Катамаран «Грифон» готовится выйти в море

Катамаран «Грифон», новое высокоскоростное судно, построенное в Петербурге, эксперты считают прорывом в отечественном судостроении. И теперь, после премьеры проекта 23290, Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) дорабатывает его с учетом высказанных замечаний и предложений. В нынешнем году, проведя дополнительные испытания, предприятие приступит к серийному выпуску.

Катамаран «Грифон» готовится выйти в море | Фото: snsz.ru

Фото: snsz.ru

Российский речной флот подходит к кризисной поре. Трудяги «Метеоры» и «Ракеты», устаревшие физически и морально, скоро придется списывать, а заменить их, в общем-то, нечем. Эта ситуация подтолкнула судостроителей и проектировщиков из центрального конструкторского бюро «Нептун» заняться (при участии корпорации «Роснано») соответствующими исследованиями в рамках федеральной программы модернизации скоростного пассажирского флота.

«Санкт-Петербургские ведомости» уже знакомили читателей с этой разработкой, но основные ее параметры все же стоит напомнить. Основное отличие «Грифона»: его корпус и надстройка выполнены методом вакуумной инфузии из современных композитных материалов (углеволокно), которые раньше использовали только в космосе и авиации. Что и предопределило целый набор преимуществ петербургской новинки.

Это первый в России катамаран с малой осадкой, способный ходить по рекам и в прибрежной морской зоне, развивая скорость до 29 узлов. Благодаря особой форме он довольно устойчив, почти не подвержен на ходу качке и выдерживает двухметровые волны и сильные, свыше 12 метров в секунду, порывы ветра. Имея просторную палубу, «Грифон» может вмещать больше пассажиров, до 150 человек, при меньшей длине (25,7 метра), чем суда такого же типа.

«Композитные материалы прочны, как стальные, долговечны и при этом вдвое легче, - отмечает Дмитрий Андронов, начальник технического управления СНСЗ. - А значит, сделанные из них суда превосходят аналоги по грузоподъемности и способны развивать заданную высокую скорость, имея не столь мощные двигатели, как другие».

«Грифон» настолько опередил время, что потребовалось внести дополнения в правила Российского морского регистра судоходства (РС) и утвердить нормативы, связанные с созданием крупных композитных конструкций (корпусов и надстроек), для которых предусмотрены более жесткие, чем для небольших прогулочных судов, требования по безопасности пассажирских перевозок.

Вместе со специалистами Крыловского государственного научного центра предприятие создало на базе Северо-Западного разрешительного центра (СЗРЦ) в области пожарной безопасности первый в нашей стране аккредитованный комплекс для испытания материалов, применяемых при создании скоростных судов (появился он в Колпине). И протестировали там свой «Грифон», узаконив применение композиционных «одежд» на основе углеродной ткани. Без этого запустить модель в серийное производство было невозможно.

Мало того, требовалось оценить катамаран в реальных условиях. Летом 2018 года он поступил в распоряжение судоходной компании «Нева Трэвел», входящей в Единый центр водного туризма, и совершил пробные переходы. А в сентябре перевозчик в полной мере задействовал новинку на самом загруженном маршруте - до Петергофа и обратно. За неполный месяц «Грифон» совершил больше 30 коммерческих рейсов.

По словам Юрия Набатова, исполнительного директора компании, судно показало хорошую маневренность, способно разворачиваться вокруг своей оси практически на одном месте и обладает высокими мореходными качествами. Катамаран можно эксплуатировать на мелководье и в Невской губе, причем едва ли не в любую погоду и на большинстве туристических водных маршрутов северной столицы.

«Нева Трэвел», правда, посоветовала где-то на полметра понизить надводный габарит судна, чтобы смелее проходить низкие петербургские мосты при подъеме воды. Кроме того, выяснилось, что «Грифон» может демонстрировать максимальную скорость, разгоняясь до 29,5 узла (почти 50 км в час) не в черте города, где создает «неудобную» для береговой инфраструктуры волну, а за его пределами, в фарватере Финского залива.

Все предложения судостроители взяли на карандаш, сформировав рабочую группу, куда вошли представители этой компании и проектировщики, и стали «отшлифовывать» опытное изделие.

Внести большую часть изменений труда не составит, полагают судостроители, ведь основной корпус им трогать не придется, только надстройку (работа эта уже идет). А чтобы уменьшить волнообразование, нужно будет вернуться к расчетам и провести модельные испытания судна: сделать это планируется на базе опытового бассейна Корабелки. К началу следующей навигации заводчане намерены завершить доработку судна и, проведя, предположительно в апреле, дополнительные ходовые испытания, полностью подготовиться к очередному этапу перевозки пассажиров.

Катамаран нового поколения заинтересовал многие судоходные компании Петербурга и понравился чиновникам в правительстве Ленобласти, отвечающим за развитие пассажирских речных перевозок и поддержку туризма. Иметь партию таких быстроходных вместительных судов на прибрежных маршрутах пожелали и в Крыму.

«Конструкция судна гибкая, завод готов выпускать разные его модификации, - говорит Дмитрий Андронов. - Но, чтобы насытить внутренний рынок, без господдержки, видимо, не обойтись, ведь пассажирские перевозки в России дотируемы».

Запустив проект в серию, судостроители смогут выпускать, по мнению Андронова, от двух до четырех таких катамаранов в год. А этого достаточно, чтобы начать обновление скоростного пассажирского флота на Неве.

#катамаран #судостроение #море #реки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6362) от 21.01.2019 под заголовком «Куда летит «Грифон»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен
28 Января 2019

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Они построят шесть крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах.

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета
14 Января 2019

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета

Если пенсионер хочет проверить, правильно ли ему увеличили сумму, не обсчитали ли, ему нужно размер своей пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?
10 Января 2019

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?

По версии следствия, на территории Ленобласти действовала преступная группа, специализировавшаяся на хищении и незаконном обороте древесины. Подробности расследования – в нашем материале.

Россия готовит подсолнечный удар
28 Ноября 2018

Россия готовит подсолнечный удар

Масличная отрасль России готова показать выдающиеся результаты. Но пока что этому очень мешает зависимость от импортных семян.

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.