Кто станет новым Папой Римским? Этот вопрос волнует миллионы католиков во всём мире
После похорон в минувшую субботу папы Франциска, на которых присутствовали главы многих государств, закономерно встает вопрос о его преемнике. Обычно траур после смерти понтифика длится девять дней, а на пятнадцатый день уже можно проводить конклав и выбирать нового главу Римско-католической церкви.
ФОТО Marika Iaccarino on Unsplash
В ожидании конклава «ватиканисты» обычно составляют шорт-листы так называемых папабилей, то есть претендентов на Святой престол. Спекуляции начались еще в феврале, когда Франциск оказался в больнице с двусторонней пневмонией. Он пробыл там больше сорока дней, и в прессе то и дело появлялись сообщения о предконклавных встречах кардиналов в Риме. Собирались, в частности, консерваторы, оппозиционеры, которым кажется, что при Франциске церковный корабль взял слишком либеральный курс. Сам покойный понтифик не мчал на всех парусах, но преемник может оказаться более решительным. Консерваторы этого опасаются.
Франциск стал первым Папой из Южной Америки и Южного полушария, а также первым за 1,2 тыс. лет Папой не из Европы. По данным на 21 апреля, в собрании кардиналов насчитываются 252 человека, 135 из них моложе 80 лет, а значит, могут проголосовать на конклаве. Франциск возвел в сан около сотни кардиналов со всего мира. Как правило, он раздавал шапки иерархам, близким ему по духу и взглядам. Но было у него и другое негласное правило. В отличие от своих предшественников он перестал автоматически делать кардиналами тех, кто уже занял значимые кафедры, стал архиепископом Милана, Парижа, Дублина или Кракова. Франциску больше было по душе, чтобы в коллегии выборщиков появлялись люди из далеких уголков мира, из стран Африки, Азии, Америки и Океании, где своих кардиналов не было никогда. Это был его проект «глобальной церкви». Однако таким образом он ослабил мощное и влиятельное европейское большинство: сейчас кардиналы из Европы составляют около 45 %. Это, по мнению «ватиканистов», не только затруднит формирование блоков внутри конклава, но и превратит избрание нового Папы в борьбу между континентами.
В выборе Папы Римского всегда присутствует элемент неожиданности, ведь собрание кардиналов — это не парламент, где можно просто чисто арифметически высчитать большинство и «оппозицию». Да и сами выборы строятся по принципу ситуативных союзов, которые хоть и отображают некие глубинные конфликты и противоречия, но часто определяются причинами и мотивами, непонятными за пределами курии. Кардиналы не формируют устойчивых «фракций», хотя и могут по несколько раз на дню образовывать порой очень странные союзы.
Все это движение кажется со стороны хаотичным, но, как правило, направлено на поиск компромисса и некоего устраивающего большинство фракций кандидата. Это своего рода механизм сдержек и противовесов. В результате очень часто Папами становятся фигуры если не совсем уж случайные, то не самые сильные из лидеров условных «фракций».
В результате несколько раз конклав избирал тех, кого считали или просто слабым, как Иоанн Павел I (Альбино Лучани) в 1978 году, или очень компромиссным, как Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) в 2005‑м. Заканчивалось это, как правило, неоднозначно. Иоанн Павел I пробыл на Святом престоле рекордно мало — 33 дня и скончался при странных обстоятельствах. А Бенедикт XVI по своим глубоко личным причинам и вовсе отказался от должности, что стало серьезным вызовом для Ватикана.
Грубо говоря, крайне редко в обозримой истории Папой становилась какая‑то очевидная фигура. Скажем, знаковый лидер одного из направлений внутри курии или влиятельной фракции — этнической или философской. Неудивительно, что конклавы обычно затягиваются, поскольку поиск компромиссной фигуры может натолкнуться на понятные сложности. Так что в принципе гадать о фигуре будущего Папы, не находясь внутри курии, практически безвыигрышное дело, хотя букмекерские конторы уже принимают ставки.
Более всего сейчас говорят как раз о самой очевидной фигуре: кардинал Пьетро Паролин занимает должность государственного секретаря, то есть это второй человек в Ватикане и курии. Ему удалось сконцентрировать в своих руках большую власть внутри курии. За него работает и то, что он итальянец, а итальянцев не было на Святом престоле с 1978 года. Значительную роль во внутренней жизни Ватикана до сих пор играет старая итальянская аристократия, которая с раннего Средневековья контролирует жизнь Папы и вокруг него. Ей очень импонирует Паролин, который практически всю жизнь служил в Италии и тесно связан со «старыми деньгами».
Другое дело, что Пьетро Паролин — как раз та самая очевидная фигура первого порядка, которая никогда не проходит. Многие кардиналы устали от власти госсекретаря, а сейчас большинство в коллегии кардиналов занимают не итальянцы. Противники избрания Паролина говорят о том, что «церковь открыта миру», у неитальянских кандидатов «свежий взгляд» на мир, церковь должна меняться и все‑таки решить те вопросы, которые Франциск как бы подвесил в воздухе: священство женщин и целибат. Но, с другой стороны, и резких решений, на которые может пойти Паролин, Святой престол не приемлет. Кстати, о взглядах самого Паролина на основные проблемы католического мира практически ничего не известно, он предпочитает работать в тени. Неизвестно также, насколько далеко распространяются его амбиции, поскольку обычно госсекретари не стремятся занять Святой престол — это люди другого психологического склада.
Папе Франциску одновременно ставили и в заслугу, и в вину то, что он, будучи иезуитом, предпочитал предлагать обсуждение проблемы, а не решать ее одним указом или энцикликой. В результате многие его предложения и высказывания можно было толковать прямо противоположно в зависимости от взглядов толкователя. В первую очередь это касалось вопроса «благословения гомосексуалистов» и священства женщин. Ватикану и тому же Паролину пришлось долго разъяснять, что Папа Франциск не разрешал благословлять гомосексуалистов, а просто предлагал не исключать их из церковной жизни и относиться как к людям, избравшим неверный путь.
В вопросе священства женщин тоже все сложно. Оно по факту уже существует, и отменить его проблематично. Это будет означать, что рукоположенных женщин-священников (в Великобритании и США) придется просто выгнать из церкви, что, мягко говоря, будет неприятно выглядеть. Впрочем, это только вершина айсберга. Главная проблема — уход людей из церкви, даже в суперкатолических странах типа Испании, Италии и государств Латинской Америки. Вокруг потери авторитета и массовой утраты веры и ведутся основные дискуссии, а отношение к геям и женскому священству — лишь производные от общей проблемы.
Для католического мира в последнее столетие избрание нового Папы — каждый раз выбор нового пути. По мнению «ватиканистов», нынешний выбор может стать или совсем радикальным, или растянутым во времени, если будет выбрана компромиссная фигура, склонная, как и покойный Франциск, к обсуждению проблем, а не к их разрешению. Приход на Святой престол либерального радикала трудно представим, и можно надеяться на то, что новый Папа все‑таки продолжит путь по возвращению к нормальности и победе здоровых ценностей христианского мира.
Тем временем процедура выборов Папы Римского начнется 7 мая. Такое решение приняли кардиналы во время V Генеральной конгрегации, которая прошла в Синодальном зале Ватикана.
Читайте также:
Битва на экваторе: 13 апреля состоялся второй тур президентских выборов в Эквадоре
Небывалый взлёт: мировые цены на золото достигли 3401 долларов за тройскую унцию
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7900) от 30.04.2025 под заголовком «Кто станет новым Папой Римским?».





Комментарии