Коза ностра начинает и... Чем сицилийская мафия проигрывает российским мафиози?

Вернувшемуся из поездки на Сицилию не избежать вопросов: ну как там мафия? Как и следовало ожидать, узнать об этом за время краткого визита удается немного. Все попытки разговорить на тему мафии рядовых сицилийцев вызывают лишь горделивый возглас:  «А как же! Мафия была, есть и будет!». В подробности, однако, люди предпочитают не вдаваться. Зато гораздо охотнее говорят о русской мафии, которая по своему влиянию уже якобы сравнялась со знаменитой коза ностра.

Коза ностра начинает и... Чем сицилийская мафия проигрывает российским мафиози? | Крестные отцы по-прежнему остаются неотъемлемой составляющей жизни Сицилии. ФОТО АВТОРА

Крестные отцы по-прежнему остаются неотъемлемой составляющей жизни Сицилии. ФОТО АВТОРА

Русский «спрут»

Впрочем, русской ее называют по привычке, ибо состоит она из выходцев едва ли не из всех республик бывшего СССР. О реальных масштабах ее деятельности можно спорить - ведь информация круто замешана на расхожих мифах о России - «стране бандитов», где «играют без правил», «все продается и все покупается» и т. д.

Однако в памяти итальянцев - грандиозная операция «Паутина», проводившаяся с 1999-го по 2002 год. Причем с такой помпой, словно снимали продолжение легендарного сериала «Спрут».

Газеты были наводнены заголовками о русской мафии, в ход шла вся стандартная обойма: чеченские террористы, продажные агенты КГБ, наркобароны из казахских степей, преступные группировки из Москвы и т. д. Не была забыта их связь с тогда еще грозной «Аль-Каидой» (организация, запрещенная в РФ). «До кучи» добавили и звезд 1990-х годов, включая Кобзона. Правда, никого из них не арестовали и даже улик против кого-либо не нашли.

Зато выявили главного «козла отпущения», которого и нарекли чуть ли не крестным отцом всея ужасной русской мафии. Им, по мнению иностранной прессы, оказался Олег Березовский, являвшийся, предположительно, племянником Бориса Березовского. Его обвинили в создании мощной системы фирм по отмыванию денег в курортном городе Римини, ставшем «вертепом экономического разврата».

Правда, по мере появления новых фактов разбираться в «особенностях русского бизнеса» становилось все сложнее. Стражи порядка не могли свести концы с концами, потому что фирмы были не теми стабильными учреждениями, какими они и должны быть в понимании правоохранителей. Компании меняли хозяев, названия, учредителей, адреса и формы бланков. Порой в течение суток. Реальные товары терялись в кипах накладных, которые иначе как «филькиными грамотами» не назовешь.

В «Паутину» попали и многочисленные европейские бизнесмены. Только в Италии арестовали 50 местных жителей, которым инкриминировалось участие в отмывании денег русской мафии. В ходе операции было произведено более 200 обысков, конфискованы десятки вилл, автомобилей престижных марок и другие ценности.

Увы, как ни старался автор этих строк, но никакой информации об итогах беспримерного полицейского шоу ему найти не удалось. Остается предполагать, что русская мафия включила какие-то невиданные рычаги влияния и спустила дело на тормозах.

«Выхлоп», однако, остался. И сильнейший.

Все больше людей в Италии уверены, что местная мафия уступает свои позиции пришельцам из суровой северной страны. Вот что говорит, к примеру, звезда итальянского кинематографа Микеле Плачидо, изобразивший на экране знаменитого комиссара Каттани: «Если сравнивать сицилийскую мафию с русской, то думаю, что русская сильнее. По крайней мере так считает Интерпол, для которого ваша мафия представляет явно больший интерес, чем итальянская. Да и потом, ваша мафия более специфична: на ее стороне мировой капитал».

Российские «братки» потеснили итальянских (и не только) так плотно, что те давно уже предпочитают делиться сферами влияния, не прибегая к вооруженным конфликтам. По сведениям журналиста Руслана Гуревого, много лет занимающегося темой русской мафии, российский криминалитет еще в 2008-м официально оформил союз с мафиозными структурами всех регионов Италии. Могущественные криминальные кланы - ндрангета, коза ностра и каморра дали свое согласие на раздел апеннинского «сапога».

Борьба безнадежна?

В Евросоюзе, куда входит и Италия, русскую мафию сегодня считают самой опасной. И дело даже не в том, что это «страшилка», пришедшая на смену запугиваниям всемогуществом советского КГБ.

Рудольф Химелли, автор статьи о русской мафии в германском издании Suddeutsche Zeitung, ссылаясь на данные Генерального секретариата Интерпола, германской полиции, а также на «анонимные неправительственные источники» европейских стран, опубликовал примерную численность криминальных группировок в Европе. Русского организованного криминалитета на континенте - 160 тысяч человек против 70 тысяч итальянских, 40 тысяч американских и 37 тысяч японских и китайских мафиози.

Среди основных преимуществ русской мафии издание называет хорошо налаженные связи с полицией, политиками среднего звена, а также наличие большого количества квалифицированных юристов. У них самые прочные связи с правоохранительными органами европейских стран и с отдельными политиками, помогающими бандитам заметать следы, и порядка ста своих юридических контор. Для сравнения: у итальянцев их примерно 20, а у американцев в Европе - не более полусотни.

«Русские мафиози лучше всех организованы и позволяют себе совершать наиболее дерзкие преступления, оставаясь практически безнаказанными», - поясняет Химелли.

По данным Интерпола, русская мафия насчитывает в разных странах около 300 тысяч человек. Несмотря на то что на Италию приходится примерно одна седьмая от этого числа, под контролем наших соотечественников находятся практически 100% сельскохозяйственных предприятий страны, а также едва ли не все грузоперевозки - как международные, так и внутренние. Кланы русских управляют крупными потоками наркотиков, контролируют маршруты их доставки из Азии.

Торговля оружием - тоже одна из самых прибыльных статей криминального бизнеса российских мафиози. Разрушить налаженные механизмы по сбыту практически невозможно. В крупном объеме это удалось сделать только однажды. По информации Русской службы Би-би-си, 12 февраля 2007 года огромную партию оружия в 500 тысяч стволов одна из российских криминальных группировок перевезла в Ирак, после чего и были задержаны руководившие ею люди.

Самые крупные потоки отмываемых денег проходят через Ломбардию, где русская мафия получает подряды на реконструкцию дорогой недвижимости. По мнению национальной прокуратуры Италии, наши мафиози отмывают свои доходы в США, на Марианских островах (протекторат США) и острове Гуам в южной части Тихого океана.

«Мы - бандито-гангстерито...»

С позиций российского закона, понятие «мафия» полностью укладывается в ст. 210 УК РФ - «организация преступного сообщества». Однако, строго говоря, ни «тамбовские», ни «солнцевские», ни какие-либо другие из громко заявивших о себе отечественных преступных кланов классическому представлению о мафии не соответствовали.

Не было признаков Семьи, жесткой укорененности во власти и многого другого. Некоторые эти черты обнаружились разве что в недавно раскрытой группировке, возглавляемой сенатором Арашуковым. «Газовый спрут», в течение многих лет успешно действовавший на территории нескольких регионов, казалось бы, вполне может претендовать на звание «российской коза ностра».

Но, как считает профессор правовой социологии университета Палермо Алессандра Дино, с точки зрения исторического происхождения русская и сицилийская мафии являются двумя совершенно разными феноменами. Русская структура больше похожа на американскую, это мафия-предприятие, мафия-компания, которая ведет дела крупного масштаба. Здесь главную роль играет размер выручки, а не контроль за той или иной территорией и населением, которое на ней проживает.

«Русская мафия носит такое название, потому что она использует мафиозные методы, но у нее нет культурно-исторической традиции, которая бы делала ее похожей на коза ностра, - пишет Дино. - Ритуалы, родственные связи, территория, религия не имеют для русских того значения, какое они имеют здесь, на Сицилии. Русская мафия не будет ходить в киоск на остановке и требовать с него ежемесячную дань в обмен на протекцию. Для российских мафиози это бред, трата времени...

Русская мафия объединена конечной целью - обогащением, в то время как внутри традиционной мафии существуют гораздо более глубокие взаимоотношения. Другой особенностью русской мафии является показушность, выставление напоказ богатства, приобретение ресторанов и т. д., что просто немыслимо на Сицилии. Все стараются, наоборот, спрятать награбленное. Это опять же связано с тем, что сицилийская и калабрийская мафии стараются также получить политическую власть, а стало быть, необходимо маскировать нелегальную деятельность».

Многовековые традиции сицилийцев породили уважение к людям, которые в любом цивилизованном обществе однозначно были бы признаны нерукопожатными. Портреты «крестных отцов», чьи руки буквально по локоть в крови, изображены на разнообразной сувенирной продукции - кружках, тарелках, кухонных передниках, салфетках и т. д. Мафия стала ходовым туристическим брендом, который позволяет слегка подзаработать (кстати, доходы от туристического бизнеса неплохо кормят и саму мафию).

Согласитесь, подобное у нас абсолютно невозможно. Никому, даже совсем «повернутому» на криминале, не придет в голову зарабатывать на изображениях, скажем, Владимира Кумарина или Деда Хасана. Возможно, в пору своего могущества наши «мафиози» могли лицезреть видимость уважения в определенных (и даже властных) кругах, но для подавляющего большинства россиян они навсегда остались маргиналами.

#мафия #Сицилия #Мир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6580) от 03.12.2019 под заголовком «Коза ностра начинает и...».


Комментарии