Коварный дистант. Почему онлайн-образование стало обузой для школ и родителей
«Нам прислали буквально ГОРЫ заданий. Даже по музыке и физре - письменно!» «Мне кажется, все в ужасе и панике не разрабатывают ничего для пользы, а готовы угробить сейчас ментально всех, загнать в депресс». Это пишут в соцсетях родители. Учителя делятся впечатлениями от трудового дня: «Меня будто выжали в стиральной машине»... Начало «дистанта» вышло комом. Предложенные Министерством просвещения и комитетом по образованию ресурсы не выдерживали наплыва и зависали. Между тем иные учителя-энтузиасты придумали, как изучать «Войну и мир» всем классом с помощью Гугл-таблиц, а педсоветы проводить на игровой платформе, где обычно геймеры воюют со всякими упырями.
ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС
Не выйти на улицу, не выйти в онлайн
Педагоги сетуют: долго пребывали в неизвестности. Власти Петербурга объявили 3 апреля о начале с 6 апреля дистанционного обучения в школах, но в тот же день президент сказал о продлении нерабочих дней. И как это расценивать? Администрации школ морально готовили педсостав: «Не расслабляться!», но, например, методические рекомендации комитета по образованию по «дистанту» в начальной школе были утверждены только 2 апреля, а на сайте комитета появились в первый день учебы.
В идеальном мире переход на дистанционку выглядел бы так. Учитель на домашнем ноутбуке заходит в zoom или скайп (ресурс для коллективной работы), дети присоединяются со своих домашних планшетов. Все друг друга видят, общаются, на экран выводятся записи, видеоролики, задания.
Сюрприз: мир не идеален.
Многие родители сейчас не на отдыхе, а на удаленной работе, и если в семье один компьютер, то освобождается он после рабочего дня. Ребенок, соответственно, приступает к учебе вечером.
Ну и, чего уж там, не в каждой семье в принципе есть ноутбук.
- У нас из 400 человек у 20, как оказалось, нет технических средств, - говорит Мария Чистякова, преподаватель литературы лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО) школы № 564. - Одному ребенку из многодетной семьи дал планшет комитет по образованию. Остальным, и детям и учителям, мы просто раздали ноутбуки из компьютерного класса.
Администрация города пообещала планшеты. «Ждем и надеемся», - говорят учителя. Пока для «технически неоснащенных» семей предусмотрен такой режим работы: родители получают задание по телефону, потом приносят выполненное задание в школу (на вахтах установлены специальные емкости).
Мобильные телефоны, казалось бы, есть почти у всех детей, но у некоторых они кнопочные, без выхода в Интернет. А если и смартфоны, то не оснащенные нужными программами, их надо скачивать.
Еще одна обнажившаяся колдобина: пресловутая «техническая продвинутость» юного поколения - это нередко «скачать игру и всем классом в нее играть».
Информатика начинается с шестого класса, в основном с теории: что за предмет, для чего и т. д. Не все умеют заводить адрес электронной почты, при этом электронка сейчас - главное средство общения учителей и учеников. И уж точно на информатике не предусмотрено обучение работе на смартфоне. Скачать в телефон бесплатную программу «Ворд» и «Ворд пойнт» можно, но это в новинку, и, как комментируют педагоги, «для ребенка в нынешней ситуации любое новшество, любое «не получается» - уже стресс, который передается, конечно, родителям».
История из соцсетей. У мамы - четверо детей, из них трое школьников: одной дочке задали 40 примеров по математике, второй - 16 страниц по биологии, сыну - написать сочинение-репортаж (которому еще не учили). «Я просто какой-то сканер, принтер и гаджет, потому что должна все это по разным адресам разным учителям высылать», - пишет мама.
Учителя, кажется, в сочувствии пока опережают родителей. Видимо, потому что среди учителей родителей больше, чем среди родителей - учителей:
- Сейчас дети сидят дома, не могут обратиться к учителю на переменке или после занятий, - говорят педагоги. - Не каждый учитель имеет страничку в соцсетях, многие общаются только через электронную почту. Ну и представьте себе: ребенок делает домашнее задание, что-то недопонял, пишет учителю на почту, а у него еще 30 работ класса на проверке. Так что ответ может задержаться на день-два. Ребенок идет к родителям, а для них решение математических заданий седьмого класса или разбор морфем - уже давно забытое прошлое.
Педагоги тоже заслуживают сочувствия. У многих предметников - классное руководство. То есть к нескольким десяткам учеников в нескольких параллелях классов прибавляются собственные подопечные и их родители: разъяснять, успокаивать.
У ресурсов не хватает ресурсов
На сайтах органов управления образованием представлены ресурсы, которыми можно пользоваться: «Учи.ру», «Российская электронная школа» и т. д. В школах на каникулах для педагогов проводились вебинары - как ресурсами пользоваться. «Нас собрали в актовом зале, был весь учительский состав, - вспоминают они. - Но ситуация сложилась довольно анекдотично: когда нам рассказывали о прекрасной работе сервисов, видео периодически зависало и мы «теряли» докладчика».
Самое драматичное, отмечают специалисты, что у российских школ нет технического решения, которое позволило бы управлять сразу всей работой на «дистанте»: собирать учеников, родителей, педсоветы. Сейчас учителя собирают учеников - кого по телефону, кого в Сети, для создания видеоуроков заходят на одну платформу, для тестовой системы - на другую, домашние письменные задания выставляют на третьей.
Упомянутая ЛНМО - школа из продвинутых. Дистанционным массовым обучением озаботилась задолго «до самоизоляции»: школа распределена по трем площадкам, надо было искать «точку сборки», решение, которое позволило бы всю работу объединить. Разработали модель, подали заявки на грант в разные фонды - пока ответа не получили.
Зато получили подспорье от своих выпускников: те приспособили под дистанционную учебу платформу Discord. Родители школьников несколько «припухли»: платформа - геймерская, ее используют, чтобы коллективно сражаться с какими-нибудь гоблинами, а тут, понимаешь, литература и всякое изо.
Но, во-первых, школьники и так на той платформе сидят, а во-вторых, выпускники сделали на платформе «слепок» школы: заходишь только под своим именем, доступ получаешь только в определенные классы и разделы. Когда ресурс для конференций zoom надорвался от виртуального столпотворения, геймерская платформа держалась молодцом.
Тише! Идет урок
Когда обсуждался переход на дистанционное обучение, предрекали: нагрузки на учителей возрастут на 30%, на 50%. «Ничего подобного, - говорят учителя. - Мы пашем день и ночь».
Как уже показала практика, онлайн-занятие (и подготовка к нему, и проведение) выматывает гораздо больше, чем урок в классе. Уже в силу непривычности. Хотя, казалось бы, сидишь себе на диване. Педагоги уже давно используют на уроках презентации, а сейчас применяют их незаурядно: на домашнем ноутбуке перелистывают презентацию, одновременно снимая процесс перелистывания в режиме видео на смартфон, а затем выкладывают в Сеть. Потому что презентация не на каждом гаджете откроется, а уж видео включать умеют все.
Света, старшеклассница, учится в частной школе. Не расфуфыренной, но с известным преимуществом: в классе по пять-шесть учеников, проще собрать всех в кучу, то есть в онлайне. По СанПиНам школьнику старше 15 лет положено работать за компьютером не больше четырех часов. Это в совокупности. Света столько и работает. Правда, потом еще нужно выполнять домашку.
Когда-то родители ограничивали дочку «в компьютере» - чтобы зрение не портить и вообще. Сейчас, когда в компьютер переместилась почти вся учеба, аргумент «береги зрение» несколько затупился. А школам прибавилось головной боли: составлять расписание с учетом санитарных норм, с учетом того, что сейчас даже физкультура - это «глядение в экран», и после таких уроков любая перемена должна быть большой.
...Все учителя, с которыми довелось побеседовать, удар держат. Говорят: работа наладится, мы все перестроимся. Но, добавляют, этот «дистант» выявил проблемы, с которыми нужно будет разбираться, даже когда период самоизоляции закончится.
И еще, говорят, на «дистанте» как раз и проявилось качество преподавания: если учитель в онлайне так продумывает занятия, что ученик не теряет интерес, - значит и обычные уроки «в реале» у него по определению отличные. А если в классе учитель не был интересен, то на расстоянии заинтересовать тем более не получится.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Коварный дистант».
Комментарии