Костер потух, но угли тлеют. Закончился ли политический кризис в Киргизии?

Начавшиеся сразу после парламентских выборов 4 октября массовые волнения в Бишкеке, то разгораясь, то затухая, продлились около двух недель и привели к смене власти в стране. Ушли в отставку премьер-министр, спикер парламента, подумав некоторое время, покинул свой пост и президент республики Сооронбай Жээнбеков. Вся полнота власти неожиданно оказалась в руках неоднозначного киргизского политика 52-летнего Садыра Жапарова, выпущенного во время протестов из тюрьмы, где он отбывал десятилетний срок за ряд преступлений.

Костер потух, но угли тлеют. Закончился ли политический кризис в Киргизии? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Оценку событиям в Киргизии, выступая на площадке дискуссионного клуба «Валдай», дал на днях президент РФ Владимир Путин: «Разумеется, без жалости и тревоги на то, что там происходит, мы смотреть не можем. Но мы не лезем. Обращаю ваше внимание, мы не лезем со своими советами, наставлениями и поддержкой каких-то отдельных политических сил. Очень рассчитываю на то, что в Киргизии все нормализуется, все встанет на ноги, Киргизия будет развиваться, и мы с ней сохраним самые лучшие отношения. То, что там происходит, это беда. Беда Киргизии и киргизского народа», – заявил глава государства.

Стоит сказать, что Садыр Жапаров, видимо, осознавая недостаточность легитимности в своем приходе к власти, рьяно взялся ликвидировать этот недостаток. Сначала он объявил экономическую амнистию и дал 30 дней коррупционерам, чтобы вернуть незаконно нажитое в казну. Как уточнил Жапаров, в короткие сроки будет подготовлена правовая база для экономической амнистии и легализации денежных средств, движимого и недвижимого имущества. «Если вы не воспользуетесь данной возможностью и проигнорируете экономическую амнистию, будут приняты самые строгие меры в соответствии с законом. Я вам это обещаю, мы установим имущество, капитал каждого из вас, где бы они ни находились. Напомню, что экономическая амнистия будет применена всего один раз, другой возможности не будет!» – подчеркнул новый руководитель республики.

Затем и. о. президента направил свои усилия на проведение законодательной реформы, которая должна расширить полномочия главы государства. По его мнению, ныне существующая система, при которой власть более-менее равномерно распределяется между президентом, премьером и парламентом, действует, как показал нынешний политический кризис, неэффективно и следует сосредоточить власть в руках президента. При этом Жапаров не исключает, что в связи с предстоящей конституционной реформой в стране может быть проведен референдум. Но пока точно известно, что досрочные выборы президента пройдут 10 января, до парламентских выборов.

Эксперты оценивают действия Садыра Жапарова как попытку легитимировать свою личную власть, но считают, что о полноценной стабилизации политической ситуации в стране говорить пока рано. По мнению старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислава Притчина, проблема для страны заключается в том, что действующая правящая команда первоочередной своей задачей считает получение всей полноты власти в ближайшее время. «В таких условиях для этой новой команды ни конституционные и правовые нормы, ни необходимость соблюдения сбалансированного подхода к формированию правительства не стали сдерживающими факторами. Так, например, несмотря на существующий конституционный запрет, лидер оппозиции Жапаров занял пост и. о. президента и уже заявляет о своих планах принять участие в выборах (согласно действующей конституции, временный президент не может выставлять свою кандидатуру на выборах). Команда временного правительства уже ищет возможности и юридические лазейки для снятия этого ограничения. Такой подход создает высокие риски дестабилизации ситуации в республике, поскольку легитимность правящей команды даже после выборов будет оставаться крайне низкой», – полагает аналитик.

Скептически относится к способности и. о. президента вывести страну из тупика и эксперт по Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. «Октябрьские события произошли в Киргизии спонтанно – Жапаров сумел подобрать власть, был первым, кто сориентировался в ситуации вместе с криминальным сообществом. Сейчас у него уже непростое положение – одно дело, когда ты ни за что не отвечаешь, и другое – руководить, к примеру, тогда, когда страна не готова к зиме, а на пороге еще и вторая волна коронавируса. Непросто будет Жапарову, потому что и Россия отказалась продолжать помогать Киргизии деньгами, и китайцы не хотят помогать, Европа и США тоже в шоке от такого лидера. Все крупные державы и игроки недовольны этой непонятной фигурой, считают, что Жапаров будет продуцировать проблемы.

По мнению Грозина, этот руководитель может быть эффективен только при форс-мажоре. А вот наладить повседневную работу – «чтобы и правительственный аппарат работал, и в домах было тепло, и народ зубы зимой не положил на полку – это для таких, как Жапаров, работа сложная». «Почему сложная? Дело в том, что он не имеет никакого опыта госуправления. Впрочем, я не исключаю, что он окажется необыкновенно талантливым государственным деятелем – научится управлению страной, подберет толковых людей, но пока этот вариант смотрится скорее как фантастика», – резюмирует эксперт.

#Киргизия #политика #протест

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6796) от 30.10.2020 под заголовком «Костер потух, но угли тлеют».


Комментарии