2Vtzqv4Hz9U

Королева в Царском. Воспоминания о визите Елизавете II в Петербург

В октябре 1994 года королева Великобритании Елизавета II с супругом герцогом Эдинбургским прибыла с официальным визитом в нашу страну. 19 и 20 октября они знакомились с Петербургом. Город буквально «стоял на ушах»: спешно ремонтировались дороги, по которым должен был проследовать кортеж, — например, с набережной Фонтанки спецтехника убралась за несколько минут до проезда по ней «Роллс-Ройса» королевы. Приводилась в порядок Английская набережная, где пришвартовалась королевская яхта «Британия». Милиционеры дежурили у каждого столба и угла. Петербуржцы, некоторые уже с маленькими британскими флажками, заполонили Невский проспект и Дворцовую площадь. Многие были радостно возбуждены, ведь своих монархов мы видели только на музейных портретах…

Королева в Царском. Воспоминания о визите Елизавете II в Петербург | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Освещать столь значимое событие в Москву и Петербург приехали представители всех ведущих издательств, агентств и телеканалов мира. Мы с фотокором Александром Дроздовым по заданию редакции тоже оказались среди них. С утра 19 октября в этой шумной разноязыкой толпе нам пришлось находиться довольно долго — в помещении при входе в Екатерининский дворец спецслужбы проверяли аппаратуру у снимающих. Потом нас всех в соответствии с пулами расставили по местам. В полдень прямо из аэропорта «Пулково» Елизавета II и герцог Эдинбургский прибыли в Царское Село.

Вместе с двумя французскими телевизионщиками мы стояли у входа в парк. На противоположной стороне за спинами милиционеров находилось огромное количество людей. Подмораживало. На тонкий ледок тротуара и в парк к дворцу была положена красная ковровая дорожка. Неслышно подкатил «Роллс-Ройс», чуть недотянув до нее. Вышел водитель и открыл дверцу. Королева ступила туфелькой на лед.

«Почему ей никто не подает руки, вдруг поскользнется?» — забеспокоилась я, имея в виду водителя и встречающих: главу ельцинской администрации Сергея Филатова и директора-музея заповедника «Царское Село» Ивана Саутова, которого сначала приняла за английского лорда — так он был импозантен. Ну откуда же нам было знать, что протокол запрещает касаться монарха?

Елизавета II прошла довольно близко от нас. Она была в голубом пальто, на левом плече которого находилась красивая брошь с подвеской, и в такой же по цвету шляпке. Доброжелательность ее взгляду придавали морщинки около глаз, губы были слегка тронуты помадой. Следом шли улыбающийся супруг и стайка каких‑то дам в шубках. Подумалось, что это фрейлины, хотя до сих пор не знаю — были ли они у английской королевы.

0_netkx4MWyu8DFGeNt2Mrm3poyjxW-3ymXygmIICV944symWzvHC13pL5KqmjJY6GO7PzuTiSf0hy9tgwqoq6nG.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Пока монаршая чета осматривала Екатерининский дворец (как потом выяснилось, им это порекомендовал сделать сын, принц Чарльз), часть корреспондентов провели в парадный двор к заднему фасаду здания. Через некоторое время на балконе второго этажа появились высокие гости и сопровождающее их руководство города. Королева несколько раз приветливо помахала нам рукой, держа в другой руке букет, подаренный Саутовым.

Она ничего не говорила — только улыбалась. И делала это, на мой взгляд, очень искренне. Я всматривалась в ее лицо, стараясь запомнить его до мельчайших подробностей. Как-никак историческая личность. А потом ругала себя: этикет нарушила! Оказывается, пристально смотреть на королеву нельзя. Может быть, она это заметила, подумав про меня: «Какая некультурная дама!».

Но все же на другой день мы встретились вновь. Опять проверка аппаратуры, долгое ожидание в тесном помещении при входе в Пискаревский мемориал, а потом на главной аллее, ведущей к монументу. Но вот к мемориалу все так же тихо, без сирен и мигалок, подъехал королевский кортеж. Елизавета II тепло приветствовала стоящую у входа молодежь. На сей раз гостью сопровождал Борис Ельцин с супругой. Чуть поодаль шли ветераны Второй мировой войны — наши и британские (судя по регалиям — участники северных конвоев).

По аллее Ельцин прошел мимо меня на расстоянии вытянутой руки. На его застывшем лице нельзя было прочесть ни одной эмоции. Вместе с гостями он двигался в направлении к «Матери-Родине», чтобы возложить к стеле венки… И тут произошло невероятное. Иностранные корреспонденты устремились вперед, опередив королеву и президента. Они бежали буквально по могилам, наступая на гранитные доски надгробий… И все — ради выигрышного кадра. Этого я не забуду до конца своей жизни.

XnluDU5UjVbQxUk9bu0kMB7uA28p-JjedJCs3TjkV0mzp7P4PX6TTnCZenG3dxGiM5xaEEnCihK_N1gyVyFoWULd.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

…Большие автобусы увозят нас от мемориала. Кажется, у площади Мужества мы попадаем в пробку. Иностранцы волнуются — одним надо срочно передавать информацию о визите, другим поспеть за королевой, чтобы осветить следующие встречи. И тогда два итальянских корреспондента выскакивают на перекресток, и один из них со знанием дела быстро разруливает пробку…

Елизавета II — единственная королева, которую я воочию видела за свою долгую профессиональную жизнь. Теперь ее нет. Как нет и той Великобритании, которую она представляла при визите в Россию в далеком 1994 году. Очень жаль.

#королева #Великобритания #воспоминания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7252) от 12.09.2022 под заголовком «Королева в Царском».


Комментарии