Консерватор и многодетная мать. Что известно о новом руководителе Европарламента

Европейский парламент получил нового руководителя. Им стала представительница Мальты, правый политик и многодетная мать 43-летняя Роберта Метсола.

Консерватор и многодетная мать. Что известно о новом руководителе Европарламента |  Фото JULIEN WARNAND/EPA/ТАСС

Фото JULIEN WARNAND/EPA/ТАСС

На прошлой неделе депутаты Европарламента (ЕП) избрали ее председателем своего собрания вместо умершего недавно прежнего спикера итальянца Давида Сассоли. Метсола одержала победу уже в первом раунде: ее кандидатуру поддержало абсолютное большинство евродепутатов, участ­вовавших в голосовании, — 458 из 616. Две женщины — соперницы Метсолы — Алис Ба Кунке из Швеции и Сира Рего из Испании — получили, соответственно, 101 и 57 голосов. Четвертый претендент польский депутат Косма Злотовский, видимо, поняв бесперспективность борьбы с тремя представительницами прекрасного пола, в последний момент баллотироваться отказался.

Победа далась Метсоле легко. И это объяснимо: ее выдвинула крупнейшая фракция Европарламента — Европейская народная партия, а поддержку оказала вторая по величине фракция — Прогрессивный альянс социалистов и демократов. Интересно, что победа совпала с днем рождения Роберты Метсолы. Ей 18 января исполнилось 43 года. Мальтийка стала самым молодым председателем Европарламента и только третьей женщиной на этом посту. Ранее спикерами Европарламента избирали двух француженок, но это было уже достаточно давно: в 1979 — 1982 гг. эту должность занимала Симона Вейль, а в 1999 — 2001‑м — Николь Фонтен.

До избрания на пост спикера Метсола являлась первым заместителем главы Европарламента. После смерти 11 января Давида Сассоли она исполняла обязаннос­ти председателя. В своем первом выступлении Метсола обещала «защищать ценности демократии и правового государства» и бороться с «изоляционизмом и национализмом». «Мы должны сближать народы», — заявила она.

Прежде чем говорить о новом главе Европейского парламента, необходимо сказать о самом институте, который получил нового руководителя. Многие аналитики считают ЕП инстанцией с практической точки зрения совершенно бесполезной в ­Евросоюзе. Для этого есть определенные основания. Принимаемые 750 депутатами от всех 27 стран сообщества решения и постановления на самом деле ничего не решают. Парламентарии имеют право сколько угодно спорить по любым вопросам, могут искать консенсус в отведенные им рабочие часы, получать за это солидную зарплату и декларировать, что они отстаивают интересы европейцев. При этом найдут они консенсус или нет — совершенно не важно: принимаемые депутатами документы носят лишь рекомендательный характер, а значит, являются не более чем простым сотрясением воздуха. На экономику это влияния никакого не оказывает, правда, в политических интригах парламентарии могут использоваться. А тем более — их руководитель.

Карьерный путь Роберты Метсолы типичен для представителя европейской политической элиты. Она родилась в небольшом курортном городе Сент-Джулиансе, расположенном чуть севернее столицы Мальты Валлетты, на побережье Средиземного моря. После окончания гимназии поступила на юридический факультет Мальтийского университета, в 2003 году получила диплом специалиста в области европейского права. Затем Роберта продолжила образование в Колледже Европы в Брюгге.

Уже в студенческие годы будущая глава европарламента ­увлеклась политикой, она занимала несколько ведущих должностей в правоцентристском студенческом движении, в частности, была председателем европейских студентов-демократов. У себя на родине Метсола вступила в правую Националистическую партию, которая не является ведущей политической силой на Мальте, где в последние годы у власти находятся лейбористы. Возможно, ­поэтому все свои усилия она направила на деятельность в евросоюзных структурах.

Поначалу это было постоянное представительство Мальты при ЕС, в котором Роберта трудилась на протяжении восьми лет в качестве атташе по правовому и судебному сотрудничеству и главы отдела юстиции и внутренних дел. Затем пару лет Метсола являлась юрисконсультом у верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. За это время мальтийка дважды пыталась стать депутатом Европарламента, однако авторитета ее партии, да и собственной популярнос­ти у себя на родине не хватало для того, чтобы получить заветную «корочку».

Однако упорство и настойчивость в достижении цели всегда были отличительной чертой Роберты — с третьей попытки в 2013 году ее наконец избрали депутатом Европарламента. Затем Метсола переизбиралась еще дважды. Нельзя сказать, что в парламенте она резко выделялась среди своих коллег активностью, яркими предложениями или острыми запоминающимися выступлениями. До 2020 года она была рядовым народным ­избранником, правда, членом ведущей в Европарламенте Европейской народной партии (ЕНП). Еще Роберта Метсола отличилась тем, что нашла среди евродепутатов своего супруга — финна Укко Метсолу. Они стали первой супружеской парой, представляющей разные государства в составе Европарламента. Кстати, за время депутатства у супругов появилось четверо детей, и все они мальчики.

Звездный час для Роберты Метсолы пришелся на 2020 год. В ­ноябре она была по квоте ЕНП ­избрана вице-президентом Европейского парламента. Поскольку последний год ее начальник Давид Сассоли много болел и отсутствовал на заседаниях, Метсола часто его заменяла, набираясь опыта и поднимая свой авторитет среди депутатов. Когда она была на ­прошлой неделе избрана в первом же туре спикером парламента, это никого не удивило.

Впрочем, хотя Метсола получила свой пост голосами двух крупнейших партий парламента, «зеленые» и левые остались не очень довольны выбором своих коллег. Дело в том, что новый спикер ранее активно выступала, а потом и голосовала против одной из основополагающих резолюций, которую поддерживало большинство евродепутатов, и призывала легализовать во всех странах ЕС аборты. Но удивляет даже не это. В конце концов на ее родине Мальте весь политический мейнстрим давно и осознанно выступает против права женщин на прерывание беременности. Однако при своем консервативном подходе к правам женщин Роберта Метсола весьма либеральна в отстаивании прав ЛГБТ-сообщества, являясь сторонницей однополых браков. Такую позицию нового спикера даже коллеги при обсуждении ее кандидатуры назвали «парадоксом».

За время своего евродепутатства Метсола почти не высказывалась на международные темы, неизвестна ее более-менее внятная и развернутая позиция по поводу отношений между Евросоюзом и РФ. В антироссийских выступлениях, периодически устраиваемых депутатами, она также замечена не была. Впрочем, когда российские власти запретили ее начальнику Давиду Сассоли въезд в Россию, Метсола грудью встала на его защиту, объявив, что такими методами Европарламент не запугать.

Выступая с краткой презента­цией перед голосованием и столь же короткой программной речью по итогам выборов, Роберта Метсола фактически повторила весь традиционный набор установок мейнстримовского политического курса Европарламента, все присущие ему штампы и трафареты, в том числе по российскому досье. Высказалась по поводу угрозы, нависшей над Украиной. Заявила о необходимости противостоять «национализму, авторитаризму, протекционизму и изоляционизму». Акцентировала приоритетность зеленого курса и климатической повестки.

На первой же своей пресс-конференции упомянула помимо Украины также Белоруссию в контексте ­обеспечения безопасности ЕС и похвалила в этой связи Европарламент, который всегда противостоял попыткам «разъединить нас». Тем самым Метсола не только подчеркнула свою безусловную принадлежность к ныне господствующим течениям в Европарламенте, но и очертила те рамки, за которые она, похоже, не собирается выходить.

#руководитель #Европарламент #победа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7098) от 28.01.2022 под заголовком «Консерватор и мать четверых детей».


Комментарии