Кому в станкостроении жить хорошо? В России обсудили перспективы отрасли
Спектр машиностроительного оборудования, которое производится в Петербурге и других регионах РФ, постоянно растет и совершенствуется, однако общая ситуация в отечественном станкостроении оставляет желать лучшего. Перспективы отрасли обсудили на тематическом пленарном заседании во время Дня машиностроителя, прошедшего на базе научно-производственного комплекса петербургской станкостроительной компании.
ФОТО Максима БЛОХИНА/ТАСС
Потребительского бума не будет
Согласно данным Tebiz group «Рынок станков в России-2020», на российском рынке сформировалась импортоориентированная модель. В структуре рынка в 2019 г. объем импортных поставок превышал внутреннее производство в 9 раз.
Лучшие производственные показатели демонстрирует Центральный федеральный округ с объемом выпуска продукции 4,7 тыс. штук. Доля Петербурга в общем объеме машиностроительной продукции по России – 10,9%.
Основными российскими импортерами станков в прошлом году являлись: Москва, Московская область, Петербург, Свердловская область и Республика Татарстан. Большую часть оборудования российских экспортеров покупают Казахстан и Белоруссия. Лидером по импортным поставкам в нашу страну традиционно остается Китай. Также станки поступают из Германии, Италии, Тайваня и Японии.
На основании данных Минпромторга РФ, в целом потребление металлообрабатывающего оборудования 2019 года в стране составило порядка 69 млрд руб., что ниже предыдущего года на 13%. Падение потребления объясняется завершением федеральных целевых программ в части госпредприятий и общими тенденциями российской экономики.
«По ситуации 2020 года, очевидно, будет еще хуже, так как значительная часть заказчиков отказалась от программ технического перевооружения в связи с неопределенностью, связанной с распространением коронавируса, – считает гендиректор «Балтийской промышленной компании» Диана Каледина. – Согласно прогнозу ведущих российских экономистов, это 1 – 3% роста ВВП РФ на ближайшие пять лет при ожидаемом снижении в 2020 году на 8%. Как видите, серьезных оснований для бума потребления нет. Таким образом, основным источником роста и развития отечественного станкостроения, как это ни банально, является замещение поставок импортного оборудования. Доля импорта сохраняется на уровне 75 – 85%».
На обочине промышленности
Участники мероприятия согласились, что сегодня Минпромторг довольно много делает для того, «чтобы импортерам, поставляющим оборудование на наш рынок, жилось тяжело».
– Однако хотелось бы, чтобы в стране реализовывались меры, которые помогали жить легче отечественным производителям станков, – подчеркнула Диана Каледина. – В основе большинства мер поддержки лежит ограничение доступа иностранных производителей к рынку потребления государственных и военных предприятий. В связи с этим с 1 января 2020 года уровень локализации российского оборудования должен составлять не менее 70%. На деле это создает серьезные трудности для наших же производителей, поскольку большая часть высокотехнологичных комплектующих не имеет ни серийного, ни документально подтвержденного производства. В других странах делается акцент на создание комфортных условий для инноваций и продвижения продукции на национальные рынки. А у нас господдержка – это ограничения и попытки жесткого государственного управления по образу плановой экономики.
К этому стоит добавить, что машиностроение – это передовая отрасль, которая находится на стыке промышленности и науки. Современное производство – это не станок, а технология. У кого технология менее затратна либо позволяет выпускать более качественные товары, тот и выигрывает конкурентную борьбу. Поэтому сегодня на первый план выходят инжиниринговые компании.
– Машиностроение – это наукоемкий, инжиниринговый процесс, который затрагивает массу других отраслей: создание новых материалов, отработка современных технологий, цифровизация, – подтверждает профессор Высшей школы атомной и тепловой энергетики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Виталий Сергеев. – Поэтому сейчас необходимы взаимодействие и интеграция всех этих направлений. А поскольку современные российские технологии и отечественное оборудование конкурентоспособно, то для нас очень важен выход на зарубежный рынок.
Но, чтобы удержаться на глобальном высококонкурентном рынке станкостроения, зарубежные компании вынуждены ежегодно модернизировать свою продукцию, что требует существенных финансовых средств.
– В нашей стране финансирование фундаментальных исследований несопоставимо с вложениями даже локальных мировых брендов, – сетует Диана Каледина. – Стимулирование со стороны государства – скорее лозунги и ручное решение локальных задач. В существующих условиях большинство предприятий борется за выживание, и ни о каком развитии не может быть и речи. В нашей стране практически невозможно развитие небольших компаний. При этом мировая практика показывает, что большинство известных производителей начинали как небольшие семейные фирмы, нашедшие свою индивидуальную нишу и выросшие в крупных индустриальных гигантов. В результате отечественная станкостроительная отрасль в целом уже много лет находится на обочине промышленности.
Равнение на гибридность
Несмотря на сложности, которые испытывает отрасль, похвастать отечественным производителям есть чем. Это доказала выставка современного оборудования, развернутая в рамках Дня машиностроения. Свои разработки представили «Балтийская промышленная компания» (Петербург), концерн «Калашников» (Ижевск), «Сеспель» (Чебоксары), концерн «Инмаш» (Стерлитамак), станкостроительный завод «Саста» и Сасовский литейный завод (Сасово), «Мехатроника» (Иваново), «Техникон» (Белоруссия), а также Siemens, Fanuc, Kawasaki и многие другие.
Как считают представители отрасли, на сегодняшний день производство простых станков в нашей стране нецелесообразно, так как эту нишу прочно занял Китай. Чтобы вклиниться в мировой рынок, России необходимо сосредоточиться на сложных, высокоточных и высококачественных станках. С учетом этого сегодня актуально производство специального оборудования в виде тяжелых и агрегатных станков. В тренде инновационные инжиниринговые решения, которые учитывают эволюцию металлообработки, безлюдные технологии, появление новых материалов. Россия делает ставку именно на эти направления, поскольку обладает в этой области станкостроения хорошими компетенциями.
Главная фишка современного станкостроения – гибридность. Рынок гибридного оборудования пока не сложился, однако предложений и практических примеров его применения уже немало.
– Сейчас стоит делать ставку именно на развитие направления гибридных станков, – подтверждает руководитель проекта концерна «Калашников» Евгений Лукин. – При этом не стоит упускать из виду, что этот новый класс оборудования требует новых специалистов, которые бы совмещали знания и навыки и технологов-программистов, и металловедов. На сегодняшний день подготовкой таких специалистов в нашей стране пока никто не занимается.
Евгений Лукин рассказал об инновационном изобретении концерна «Калашников» – станке IZH H600. Это первый произведенный в России гибридный обрабатывающий центр, сочетающий аддитивные технологии и механическую обработку. Инновационное оборудование позволяет изготавливать детали и сборочные единицы сложной геометрической формы массой до 300 кг и габаритами 600 x 500 x 500 мм. Дает возможность быстро изготовить новинки или прототипы без необходимости оснащения производства специнструментом и спецоснасткой. При этом время постановки изделий на производство сокращается до 10 раз. Работы по созданию гибридного станка велись совместно с Минпромторгом и Фондом развития промышленности.
Не отстать от Запада
Если ориентироваться на мировой рынок, то из последних новинок стоит отметить появление на рынке «самого большого в мире станка для прокатки колец». Это первая в мире кольцепрокатная машина от SMS group (Германия), способная катать кольца реактивных двигателей высотой до 1500 мм. Такая габаритная мощность позволит эффективно производить кольца, необходимые для следующих поколений реактивных двигателей.
А компания Tesla на своем заводе в Калифорнии работает над созданием «самой большой в мире» машины для литья под давлением, что стало значительным достижением в области обработки металлов давлением. Новая машина имеет размеры 20 метров в длину, 5 метров в высоту и весит 400 тонн. В перспективе «Гигапресс» позволит заменить 70 компонентов в задней части днища кроссовера Model Y одним алюминиевым модулем. Меньшее количество деталей потребует меньшего количества этапов производства и займет меньше места для оборудования, хранения материалов и деталей, обработки и т. д. «Я хочу заново изобрести машину, которая делает машины», – заявил глава компании Tesla Илон Маск. И это можно считать вызовом всей мировой станкостроительной отрасли.
Чтобы не отставать от отраслевых конкурентов, отечественной станкостроительной отрасли необходима серьезная перезагрузка, которая невозможна без адекватной государственной поддержки. Этой осенью Минпромторг должен представить в правительство 15-летнюю стратегию станкостроительной промышленности страны. Будем надеяться, что новая «дорожная карта» окажется адекватной и поспособствует развитию отечественного станкостроения, которое сегодня не в лучшем состоянии, хотя имеет достаточно перспективный потенциал.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6779) от 07.10.2020 под заголовком «Кому в станкостроении жить хорошо».
Комментарии