Компенсация за задержку рейса выросла, но порядок ее получения остался прежним
Как мы уже сообщали, благодаря изменениям в Воздушный кодекс РФ, вступившим в силу с 1 апреля, за каждый час задержки вылета рейса по вине перевозчика он будет обязан выплатить пассажиру 100 рублей. Размер итоговой выплаты не должен превысить половину стоимости билета, но новая редакция кодекса напрямую предоставляет пассажиру право требовать возмещения убытков в большем размере из‑за несвоевременного вылета.
ФОТО Pixabay
Сразу заметим: прошедший все согласования и подписанный президентом РФ федеральный закон от 4.08.2023 № 487‑ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» не делает разницы между чартерными и регулярными рейсами. А вступивший в силу с 1 апреля 2024 года пункт 9 его первой статьи не только устанавливает компенсацию за задержку рейса в размере ста рублей за час, но и дает пассажиру право «требовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх установленного настоящей статьей штрафа». «Причиненные убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством РФ», — говорится в тексте закона.
На практике это выглядит так. После того как задержка рейса произошла, пассажир направляет перевозчику письменную претензию, после рассмотрения которой авиакомпания либо запрашивает у клиента данные банковской карты и переводит ему сумму из расчета 100 рублей за час задержки, либо отказывает в возмещении. Последнее происходит в том случае, если самолет не вылетел вовремя из‑за погодных условий, обстоятельств, не зависящих от перевозчика, или из‑за неисправностей воздушного судна, выявленных прямо перед началом рейса и напрямую влияющих на безопасность полета. При этом как изменения в Воздушный кодекс, так и другие правовые акты РФ (Гражданский кодекс) в том случае, если претензия перевозчиком не удовлетворена, предоставляют пассажиру право предъявить иск в суд и требовать того размера компенсации за задержку рейса, которую он считает нужной.
В реальности при наличии безусловной вины авиакомпании (например, из‑за сбоя в расписании движения воздушных судов) перевозчики по своей инициативе либо выплачивают пассажирам большую сумму, либо компенсируют им неудобства за счет бонусов на последующие полеты (скидок, льгот и пр.). Теперь при наличии документов и предъявлении претензии (справку о задержке рейса обязаны выдать в аэропорту вылета) компенсацию в 100 рублей в час должны выдать автоматически. А вот доказывать заявленную в претензии большую величину ущерба пассажиру придется самостоятельно.
Требовать надо не забывая о том, что в федеральных авиационных правилах четко прописаны условия ожидания, которые авиакомпании должны обеспечить своим пассажирам. При задержке до 2 часов путешествующие самолетом имеют право на пару звонков или отправку сообщения по электронной почте за счет авиакомпании. При продолжительности задержки рейса до 4 часов предоставляются прохладительные напитки, а при большей задержке пассажирам должны раздать горячее питание. При самой длительной задержке (8 и более часов днем либо 6 часов в ночное время) им предоставляется бесплатное размещение и трансфер до отеля.
Как считает эксперт Олег Пантелеев, «задержка рейса может рассматриваться как основание для требования компенсации от компании». Соответственно, если сумма 100 рублей за час и другие предложенные перевозчиком «плюшки» вас не устраивают, надо не только обратиться в авиакомпанию с требованием компенсации понесенных расходов, но и обязательно подкрепить их документально.
Стоит учесть, что претензию к перевозчику можно предъявить в течение шести месяцев со дня задержки рейса на основании приложенных к ней билетов с отметками о задержке или отмене вылета и копий посадочных талонов. К ней нужно приложить и копии квитанций, доказывающих, что вы понесли лишние расходы. В том числе на бронирование и приобретение связанных с задержкой рейса услуг (транспортных, на размещение, заранее оплаченные экскурсии и пр.), расходов на пребывание (чеков из магазина, кафе, ресторана и т. д.), а также доказательства других затрат, понесенных из‑за несвоевременного вылета или неприбытия в пункт назначения. В частности — копии пропавших из‑за опоздания билетов на пересадку и заново приобретенных, чеки из такси и пр.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7636) от 03.04.2024 под заголовком «Компенсация за задержку выросла».
Комментарии