Когда панацея бессильна: в мире растет смертность от устойчивости бактерий к антибиотикам

Ежегодно с 18 по 24 ноября Всемирная организация здравоохранения проводит Неделю повышения осведомленности об устойчивости к противомикробным препаратам. Эти знания совсем не лишние, ведь, по данным аналитиков, около 50 % россиян считают, что антибиотики убивают все вирусы. И посему держат их в домашней аптечке «на всякий случай». Результат такого бесконтрольного приема — появление «супербактерий», устойчивых ко всем известным видам антибактериальных препаратов. И это не фантастика, а суровая реальность.

Когда панацея бессильна: в мире растет смертность от устойчивости бактерий к антибиотикам | ФОТО Sience on Shutterstock

ФОТО Sience on Shutterstock

По словам ведущего эксперта ­Центра молекулярной диагностики Роспотребнадзора Маргариты Провоторовой, сейчас на планете от инфекций, устойчивых к антибиотикам, умирают примерно 700 тысяч человек в год. А спустя­ всего четверть века жертвами антибиотикорезистентности, по прог­нозам экспертов, могут стать уже 10 миллионов человек ежегодно — это больше, чем прогнозируемая смертность от онкозаболеваний.

Избыточное применение этих лекарств — проблема не только нашей страны. «Гонка вооружений» между человеком и бактериями началась в 1928 году, когда Александр Флеминг открыл пенициллин и человечество получило в руки мощное оружие для борьбы с бактериальными инфекциями. И очень скоро начало им не только пользоваться, но и злоупотреблять.

Хотя сам первооткрыватель предупреждал о том, что бактерии со временем начнут формировать свойства резистентности. Другими словами, станут нечувствительными к антибактериальным препаратам. И уже в 1940‑е годы были обнаружены новые штаммы бактерий, обладающие этими свойствами.

Немаловажным фактором, ускорившим изменчивость микромира, стало то, что антибиотиками в свое время лечили все и вся. Вспомним, в Советском Союзе они стоили сущие копейки, и выписывали их врачи, как говорится, направо и налево. Подлили масла в огонь и сами пациенты, которые зачастую игнорируют рекомендации докторов. Предположим, врач предписал принимать лекарство неделю. А человек, чтобы не «травить» организм, ограничился тремя днями. И часть бактерий выжила. Да не просто, а получив иммунитет к лекарству.

Как говорят специалисты, любая бактерия — своего рода биологический конструктор. Она с лег­костью может сливаться со своими собратьями и заимствовать у них те гены, которые позволяют ей выжить в агрессивной среде. Поэтому зачастую противостояние инфекции носит волновой характер: после изобретения более мощного препарата вспышки заболеваний на ка­кое‑то время удается подавить.

Потом бактерии мутируют, становятся невосприимчивы к лекарству, и ученым приходится искать новые средства воздействия… Кстати, в недавнем прошлом немалый вклад в формирование устойчивых к антибиотикам штаммов — из‑за их массового использования — внесла пандемия COVID-19.

Однако если новые поколения бактерий возникают за считанные минуты, то на создание антибиотика требуется минимум десятилетие и миллионы долларов. Поэтому немногие компании готовы вкладывать средства в их разработку — за последние тридцать лет появилось только два препарата. В основном врачи используют давно существующие, устойчивость бактерий к которым растет. Как следствие: появление так называемых панрезистентных мик­роорганизмов, невосприимчивых к нескольким типам антибиотиков, а иногда и ко всем.

Если необоснованное назначение и прием препаратов «на всякий случай» будет продолжаться теми же темпами, что и сегодня, то ситуация, когда не останется эффективных препаратов против бактериальных инфекций, может стать реальной угрозой человечеству.

Уже сегодня все больше инфекционных заболеваний, таких как пневмония, туберкулез, заражение крови, гонорея, лечить становится все труднее. Причина та же: резистентность. Если этот процесс не остановить, то недалек день, когда люди, как во времена Средневековья, начнут умирать от прос­того пореза.

Но дело не только в медицине. Сегодня огромное количество антибактериальных препаратов используется в сельском хозяйстве. И если врачи измеряют их дозировки граммами, то аграрии — уже тоннами. Вот почему решать проб­лему устойчивости надо комп­лексно. И каждый из нас может внести свою лепту.

Начнем с того, что пытаться самостоятельно поставить себе диагноз — большая ошибка. На глазок даже специалист не сможет точно ответить, что является причиной недомогания: вирус или бактерия. Чтобы помочь пациенту в кратчайшие сроки, применяются современные методы лабораторной диагностики. Кроме исследований, которые выполняются несколько дней, есть еще экспресс-тесты. С их помощью точный диагноз можно поставить за 10 – 15 минут прямо у постели больного. Самые распространенные быстрые исследования — для диагностики гриппа, COVID и стрептококковой ангины.

Замедлить развитие антимик­робной резистентности — помимо сокращения необоснованного приема препаратов — может соб­людение простых и доступных мер профилактики. Что это означает?

При возникновении симптомов сразу обращаться к врачу. То, что антимикробные препараты свободно продаются в аптеках, не повод пить их по любому поводу.

Регулярно мыть руки, использовать для питья только бутилированную или кипяченую воду. Так риск распространения кишечных инфекций снижается.

При контактах с людьми, имеющими симптомы респираторных инфекций, а также на массовых мероприятиях в период сезонного роста ОРВИ использовать средства индивидуальной защиты. Те же ­маски. Во время сексуальных контактов не забывать про презервативы. Гонорея — самая распространенная половая инфекция, имеющая устойчивые к антибиотикам формы.

Не покупать лекарства, в том числе антибиотики, про запас. Применять просроченные лекарственные средства запрещено, а их утилизация на полигонах приводит к на­коплению остаточных количеств противомикробных препаратов в почве и грунтовых водах.

Помните об этом!


#антибиотики #бактерии #статистика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7550) от 23.11.2023 под заголовком «Когда панацея бессильна».


Комментарии