Кодекс для «цифры». Интернету нужны правовые рамки
Современные технологии изменили нашу жизнь до неузнаваемости. Интернет стремительно вытесняет реальность. Миллионы людей буквально «живут» в Сети. Но какими законами регулируется там их жизнь? Вопрос этот становится все более актуальным, учитывая то, что глобальная паутина сплошь и рядом начинает использоваться во зло. И пока бороться с ним мы можем лишь дедовскими способами: «держать и не пущать». Но получается это плохо — запретный плод сладок, и в Сети тут же родилась целая индустрия обхода блокировок. Необходимо создание фундаментальной правовой базы, регулирующей отношения в интернет-пространстве. Пока в этом направлении делаются лишь первые шаги.
Фото PIXABAY.COM
Смелее, композитор!
На неустоявшийся, а в части промышленной интеллектуальной собственности и вовсе стагнирующий рынок интеллектуальных прав ворвались цифровые технологии. Теперь появилась техническая возможность мгновенно выкладывать, распространять, пересылать фото, изображения, видео, тексты — любые объекты, формально охраняемые авторским правом. Сложилась ситуация, при которой чертеж или фильм можно передать «одним кликом», но, чтобы передать право использования, никакой «клик» не поможет — необходимо встретиться с юристом, оплатить консультацию и составление договора. Оборот объектов и оборот прав в цифровой среде разошлись окончательно.
Как отметила руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Наталья Великородняя, идея цифровой инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности давно витала в воздухе. Особенно остро ресурс, где правообладатели могли бы заявить о себе и получить правовую поддержку, необходим небольшим творческим единицам, не располагающим финансовыми и организационными мощностями музыкальных мейджоров или киностудий.
В 2021 году в соответствии с указом президента РФ создана общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности». В ее координационный совет входят Министерство культуры, регулирующее авторское и смежное право, Министерство образования и науки, регулирующее промышленную интеллектуальную собственность, и Министерство цифрового развития, регулирующее государственные цифровые ресурсы.
Центр стал оператором блокчейн-инфраструктуры IPChain — общей для органов государственной власти и участников рынка платформы для оборота интеллектуальных прав в цифровой среде.
«Это не статичный реестр, а живой инструмент, где профессиональное сообщество держателей и потребителей прав на кино, музыку или дизайн может выработать стандарты обмена информацией — идентификации объектов права, совершения сделок с правами в цифровой форме. То есть сформировать те самые «деловые обычаи», которых так не хватало «аналоговому» рынку интеллектуальной собственности», — заявил президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.
Специалисты считают, что, несмотря на участие государства, использование инфраструктуры не будет принудительным хотя бы потому, что львиную долю интеллектуальной собственности составляют объекты авторских и смежных прав, права на которые возникают с момента создания и не требуют формальностей. Однако запись в реестре определенно будет давать правообладателю преференции, потому что судам и государственным службам куда проще иметь дело с внесенными в реестр и корректно описанными объектами.
Посредник или бизнесмен?
Цифровые платформы, поисковики, агрегаторы, маркетплейсы и социальные сети за последние годы перестали быть похожими на нейтральных информационных посредников, какими их когда‑то признало российское законодательство. Теперь они превратились в полноценных участников рынка, направляющих потоки пользовательского внимания и извлекающих прибыль из сбора и анализа данных, рекламы и других экономических активностей.
Между тем зачастую закон в гигантах вроде «Яндекса» или других поисковых систем видит простых «почтальонов». На это обратил внимание заместитель председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин: «То, что мы опираемся на те нормы, которые создавались, когда информационный посредник понимался не так, как сейчас, создает дисбаланс. Часто пользовательские соглашения сервисов содержат дискриминирующие положения как по отношению к пользователям, так и по отношению к тем, кто распространяет через них контент на коммерческой основе».
Законодательство об информационных посредниках постепенно совершенствуется и в США, и в ЕС, и в России. За платформами все более жестко закрепляется обязанность следить за легальностью контента, например, за соблюдением интеллектуальных прав.
Однако специалисты считают, что избыточное нормотворчество не всегда эффективно.
«Крупный бизнес постепенно цивилизуется, — утверждает Наталья Великородняя. — Там уже сложилось представление об ответственном социальном поведении. Например, «Яндекс», может быть, и не рад был подписывать Антипиратский меморандум, но репутационные обстоятельства, давление бизнес-среды, примеры поведения западных корпораций привели к тому, что компания пошла на уступки. Саморегулирование уже применяется в отрасли не только в вопросах интеллектуальной собственности, но и в том, что касается борьбы с фейками, защиты детей».
Юридический советник Национальной федерации музыкальной индустрии Роман Лукьянов отметил, что механизмы определения ответственности информационных посредников все же есть: «И в российской, и в зарубежной судебной практике используется критерий имущественной заинтересованности. Если информационный посредник имеет выгоду от использования контента, то, как правило, это детерминирует его ответственность. Если платформа сама не использует контент, но ее экономика в значительной мере основана на том, что он имеется в наличии, встает вопрос о том, информационный посредник ли это вообще?».
Эксперты сходятся на том, что необходимо формировать стандарты соглашений, не допускающие дискриминации пользователей, — информационные посредники не должны пользоваться доминирующим положением, чтобы навязывать свои условия слабой стороне. Что же касается дальнейших действий, то здесь пока можно положиться на суд, который в каждом конкретном случае будет определять, была ли у платформы имущественная заинтересованность.
Иск к никнейму
Законодательство не успевает реагировать на появление новых объектов в цифровой среде, и в ближайшее время предстоит определиться с тем, как защищать права потребителей цифрового контента.
Сделать это будет на порядок сложнее, чем в офлайне, полагает председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов: «Взаимодействуя с миром вещей, мы обычно не читаем договоры, но интуитивно понимаем наши права и обязанности из федерального закона «О защите прав потребителей». К тому же Гражданский кодекс социально ориентирован, в нем содержится множество императивов для защиты слабой стороны. Даже если в договоре дана некорректная информация, ситуация будет разрешена в пользу потребителя. Однако в Интернете, экосистемах и метавселенной пока что нет подобных защитных механизмов, их предстоит выработать».
На сегодня потребители защищены законодательными нормами «аналогового мира». «С точки зрения авторского права им создан режим наибольшего благоприятствования. И патентного ― тоже. Личное использование, за небольшим исключением, частного копирования ― это сфера, свободная от авторского права. У нас особые категории потребителей: дети, учащиеся учебных заведений, лица с ограниченными возможностями. Им обеспечивается более широкий доступ, чем общей массе потребителей», ― отмечает директор научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.
Вместе с этим правовые инструменты защиты в Сети не в силах полностью обезопасить пользователей. Каким образом необходимо регулировать эту защиту? Как предъявить претензию и где искать ответчика, если он скрывается под маской никнейма? «Мы можем предъявить исковые требования к платформе, однако с наибольшей вероятностью столкнемся с проблемой исполнения судебного решения за рубежом. Оптимальное разрешение таких ситуаций — блокировка соответствующего ресурса в своей юрисдикции», — отметила председатель совета Исследовательского центра частного права имени С. С. Алексеева при президенте РФ Лидия Михеева.
Глобальнее взглянуть на проблемное поле предложил директор международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» НИУ ВШЭ Михаил Федотов: «Необходимо вырабатывать международную конвенцию о правах человека в новую эпоху, поскольку человек никак не защищен от искусственного интеллекта».
Специалисты единодушны: правовые гарантии защиты прав потребителей в цифровой среде нужно выработать как можно скорее.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7150) от 14.04.2022 под заголовком «Кодекс для «цифры»».
Комментарии