Код удовольствия. Чем вредно мороженое
Страшилок про мороженое было три. Первая: в начале лета страдающим от жары россиянам мороженого не хватит – на рынке образуется дефицит. Вторая: стоимость мороженого взлетит настолько, что многим оно окажется не по карману. И, наконец, третья: летом многие предприятия вынуждены будут приостановить производство мороженого... Что же сбылось?
Фото: Pixabay
Отсроченная необходимость
Тревожные прогнозы были озвучены в мае, и родились они не на пустом месте. С 1 июня вступало в силу требование об обязательной маркировке мороженого. Между тем, по данным отраслевого союза, к означенному сроку могла не успеть почти половина всех имеющихся в стране производителей этого продукта.
Дело в том, что маркировка была завязана на услугах типографий. Из-за серьезного сбоя в партнерских отношениях с полиграфистами многим пришлось перестраиваться, закупать оборудование, чтобы самостоятельно «кодировать» свою продукцию.
Однако предполагаемого дефицита так и не случилось. Мороженое – продукция длительных сроков хранения, за минувшее несезонье были сформированы немалые запасы, которые какое-то время будут поставляться в торговлю без маркировки. Благо разрешение на это есть, изымать из продажи некодированные брикеты/стаканчики/рожки никто не станет.
А вот цены на мороженое действительно повысились. Только пока не из-за маркировки. Скорее всего, это произойдет позже, когда в себестоимость уже маркированной продукции производитель заложит все свои траты на покупку полиграфического оборудования и прочие расходы. Пока же подъем цен обусловлен ростом стоимости сырья, прежде всего молока и сахара. А также сезонностью: накануне лета цены на мороженое поднимаются традиционно.
О возможности приостановить производство – страшилка номер три – заявил только один производитель. Правда, крупный – «Юнилевер Русь», российское подразделение международной корпорации. Мороженщики задумывали взять тайм-аут на десять дней на линиях производства продукции для внутреннего рынка. Конвейер же по производству экспортного мороженого должен был работать в штатном режиме.
Введению маркировки мороженщики страны сопротивлялись с самого начала – с выхода соответствующих распоряжений и постановлений правительства в 2018 – 2019 годах. В марте прошлого года Союз мороженщиков России обратился к председателю правительства Михаилу Мишустину с «воззванием» – исключить мороженое из перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Привел дюжину доказательств того, что ее введение сильно ударит и по производителям, и по карману потребителей, негативно отразится на рынке мороженого в целом – словом, не принесет того эффекта, который ожидают теоретики маркировочной реформы.
Но сопротивление оказалось тщетным...
Вообще-то маркировка должна была стать обязательной не только для мороженщиков, но и для всех предприятий молочной промышленности еще летом прошлого, 2020-го, года. Зачем ее придумали, понять нетрудно – для борьбы с потоком нелегальной, контрафактной и фальсифицированной продукции. По оценкам экспертов, его фактическая доля на прилавках магазинов составляет от 10 до 20%. Как результат – угроза здоровью граждан, «страдания» бизнеса, недобор налогов и сборов.
Однако из-за коронавирусной пандемии введение маркировки молочной продукции перенесли на нынешний – 2021-й – год.
Те, кто профессиональным молочником не является, но время от времени пытается погрузиться «в тему» поглубже, непременно зададутся вопросом: «Вроде бы совсем недавно внедряли у нас контролирующую систему «Меркурий». А теперь еще и маркировка... Это какой-то дубль? Или одно и то же?..».
Будем расставлять точки над i.
Себе и дяде Сэму
«Меркурий» – это система обязательной электронной ветеринарной сертификации. В аббревиатуре – ЭВС. Разработкой «Меркурия» много лет занимался Россельхознадзор. Пять лет назад работа была закончена, и Россельхознадзор был официально объявлен оператором системы. Вводить в действие «Меркурий» начали с 1 января 2018 года.
Под зоркое его око попадали не только молочная, но еще и мясная промышленность, а также рыбоперерабатывающая. Как раз они – мясники и рыбники – к назначенному сроку отрапортовали о максимальной готовности работать по системе электронной ветеринарной сертификации. Только потом подтянулись молочники. Но – заметим! – только производители сырого молока. Молочников-переработчиков ждала другая участь.
Здесь придется вспомнить миллиардера Алишера Усманова и госкорпорацию «Ростех», на паях родивших ЦРПТ – Центр развития перспективных технологий. Это частно-государственное «дитя» стало оператором системы маркировки товаров в России. У него появилось имя собственное – «Честный знак». По этой системе уже маркируют табак, обувь, лекарства. Под нее же подвели и производителей переработанной молочной продукции. В том числе – мороженщиков.
Специалисты говорят о необходимости и возможности интеграции двух систем. Мы в эти специализированные дебри забираться не станем, вряд ли они будут понятны обывателю. Вернемся лучше на рынок мороженого.
Его вряд ли можно назвать продуктом первой необходимости. Кроме того, интерес к нему потребителя сильно зависит от сезона: летом мороженого едят больше, зимой меньше. Да и то, смотря какое лето. В холодное продажи падают, в жаркое – растут. Как сообщают маркетинговые службы розничных продуктовых сетей, в нынешнем месяце, в июне, торговые точки европейской части России, по прогнозам, увеличат продажи на 1,4 – 2%.
В любом случае вне зависимости от сезона мороженое дает его производителям очень высокую рентабельность: от 20% при производстве массового продукта до 1000% (!) при создании эксклюзивных ресторанных десертов.
Прошлый год стал для наших мороженщиков самым успешным за последнюю десятилетку: в России произвели около 475 тысяч тонн «сладкого холода». Плюс 14,7% к итогам года предыдущего.
Больше всего мороженого производит Центральный ФО – около 30%. За ним идут Сибирский и Приволжский (по 20%). Потом Южный (13%). На Северо-Запад приходится чуть больше 10% от общей «валовки».
Россия давно уже стала экспортером «сладкого холода». Вот новость нынешнего года: в первом квартале российские производители мороженого в 3,7 раза (по сравнению с тем же январем – мартом прошлого года) увеличили экспорт своей продукции в США. За три месяца в эту страну было поставлено 1,9 тысячи тонн мороженого общей стоимостью 4,7 миллиона долларов. В целом же топ-5 стран – любителей нашего мороженого, по данным центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России, выглядит так: США, Китай, Казахстан, Монголия, Украина.
Впадаем в детство
Сегодня каждый среднестатистический российский сластена съедает в год около 3 кг мороженого. Вроде бы немало, но вот американец уплетает 15 кило, а средний европеец – 10.
Считается, что мороженое – детский и молодежный продукт. Отчасти так оно и есть: 32% активных потребителей моложе 25 лет. Много сладкоежек и в возрастной категории от 25 до 34 лет – 22% от общего числа едоков. Потом интерес к мороженому ослабевает. Одни объясняют это «детским баловством, без которого солидный человек обойдется». Другие – «высокой калорийностью продукта». Третьи находят другие причины для отказа от «холодного удовольствия». Но, похоже, с возрастом люди начинают впадать в детство: 23% активных потребителей – те, кому за 45.
Традиционно в начале сезона в торговые холодильники с мороженым заглядывают эксперты Роскачества. В лаборатории на исследования попадают образцы мороженого разных производителей. Нынешним объектом исследования стал шоколадный пломбир двадцати торговых марок (ТМ).
Проверку на безопасность прошли все образцы. Антибиотиков не обнаружили даже в так называемых следовых количествах. Почти все мороженое было изготовлено из высококачественного молочного сырья, без добавления растительного жира. Лишь в трех образцах были обнаружены фитостерины.
Эти вещества естественным образом присутствуют в растениях. Их используют в косметической промышленности, в фармакологии, как пищевые добавки. Фитостерины способны бороться с «плохим» холестерином. Но! Их наличие в конкретном продукте – в исследуемом пломбире эксперты назвали «признаком фальсификации».
Кроме того, в трех же образцах обнаружили заниженное содержание молочного жира – менее 12%. Это может быть хорошее мороженое – молочное (с жирностью до 7,5%) или сливочное (жирность от 8 до 11%). Но не пломбир, жирность которого должна стартовать от 12% и доходить до 20%.
В итоге всем обязательным требованиям и даже опережающему стандарту Роскачества соответствовало... мороженое только одной торговой марки.
К чести производителей – применение растительных жиров большинство из них не скрывает. Однако «большинство» – это далеко не все. И сейчас в товарной выкладке немало продукции, позиционированной как «мороженое», но с полуоткровенным и не очень понятным обывателю «признанием» на этикетке: «Продукт содержит ЗМЖ».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6948) от 21.06.2021 под заголовком «Код удовольствия».
Комментарии