КМЗ приступил к реализации программы по импортозамещению для нужд гражданского судостроения

Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) приступил к реализации крупной программы по импортозамещению для нужд гражданского судостроения и других отраслей. Точнее, речь идет о новом, более масштабном этапе работы, которую этот холдинг, действующий в Ленобласти, осуществляет не первый год. Более десяти контрактов на общую сумму свыше 6 миллиардов рублей он заключил с Минпромторгом РФ и концерном «Росэнергоатом». Еще несколько договоров, также связанных с разработкой передового отечественного оборудования, заводчане выполняют во взаимодействии с Агентством по технологическому развитию.

КМЗ приступил к реализации программы по импортозамещению для нужд гражданского судостроения | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Не секрет, что многие российские верфи, где в настоящее время строится около трех сотен судов разного назначения, оказались из‑за санкций в довольно сложном положении. Несмотря на частично оплаченную авансом поставку иностранного оборудования, они его вряд ли теперь увидят. Западные партнеры выполнять свои обязательства или возвращать эти средства не намерены.

Между тем корабелы реализуют заказы под конкретный проект, где все расписано и определены четкие сроки. Отчасти предприятия выручает переориентация на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и турецкий рынок. Большие надежды они возлагают также на поэтапное осуществление масштабной программы Минпромторга РФ по замещению судового оборудования.

Ожидается, что объем госсубсидий, направляемых по линии этого министерства (под заявки представителей отрасли) на создание и серийное производство отечественных аналогов, будет в 2023‑м на порядок больше прошлогоднего и составит около 17 млрд рублей. В пул российских предприятий, претворяющих в жизнь это государственное задание, вошел и КМЗ, где в настоящее время работают более 2 тысяч человек.

Действительно, многие позиции судостроители закрывали раньше за счет иностранных комплектующих, а на отечественную промышленность такие задачи не возлагали, говорит Анатолий Русин, генеральный директор КМЗ. Да и конкурировать с зарубежными поставщиками было сложно, прежде всего по цене. Объем изделий, которые те выпускают на внешние рынки, исчисляется десятками, сотнями тысяч, а это прямо влияет на себестоимость продукции.

«Поэтому экономически целесообразно было закупать ряд изделий за рубежом, — резюмировал Русинов. — Но оказалось, что отрасль попала в зависимость от импортных поставок и нужно в срочном порядке налаживать выпуск своих комплектующих, которые бы не уступали европейским по качеству».

Времени на эту большую и сложную работу машиностроителям отвели не так много, а без поставок нужного «железа» выполнение верфями того или иного заказа может существенно задержаться. Но глава КМЗ уверен, что кингисеппцы справятся с этой задачей в нужные сроки. Тем более что занимаются они этой работой не с чистого листа, как некоторые другие заводы, а опираясь на полученный ранее опыт и прежние наработки.

Предприятие специализируется на ремонте и производстве дизельного и газотурбинного судового оборудования, а также выпускает массивные, весом до 17 тонн, якоря и брашпили для их подъема, насосы производительностью до 3 тысяч кубометров в час и другую продукцию.

Но больше всего этот холдинг известен, безусловно, своими катерами разной модификации и разных размеров (от 5 до 12 метров), которые он изготавливает на заводских площадях в интересах Погранслужбы РФ, Росгвардии, МЧС и подобных структур.

Предприятие собирается расширить линейку таких легких скоростных катеров, способных плавать по рекам и в прибрежной морской зоне, освоив выпуск более крупных 17‑метровых плавсредств, отметил генеральный директор завода. Мало того, его специалисты создают для катеров судовые двигатели, подобные зарубежным, мощностью 205 и 320 лошадиных сил, адаптированные к отраслевым требованиям. И намереваются создать к лету 2023‑го опытные образцы, чтобы испытать их на заводских стендах для подтверждения заявленных характеристик.

«Кроме того, в рамках контрактов мы разрабатываем конструкторскую и технологическую документацию на зарубежные дизель-генераторные установки, применяемые в качестве резервных и аварийных источников питания на отечественных атомных электростанциях, — добавляет Анатолий Русин. — Это тоже важно, поскольку начались сложности с получением запчастей для этих установок, а потом их поставки и вовсе прекратились».

Концерн «Росэнергоатом» ожидает увидеть результаты через несколько лет. Но заводские Кулибины, понимая важность этой работы, намерены завершить ее на год раньше, чем планировали изначально.

Как заверяют специалисты, другие значимые направления деятельности КМЗ при этом тоже не просядут. Речь идет о производстве гусеничного модуля для виброисточника, применяемого в сейсморазведке, изделиях для сельскохозяйственной техники и камазовских самосвалах. Эти разработки инженеры КМЗ создают в рамках договоров с федеральным Агентством по технологическому развитию.

Правда, продвигать такую сложную продукцию мешает кадровый голод, признает руководитель КМЗ. Это проблема всей отрасли: машиностроителям не хватает не только технологов и конструкторов, но и токарей, сварщиков, слесарей. А подготовка специалистов в российских технических вузах и колледжах порой хромает. Чтобы восполнить их нехватку, КМЗ открыл учебный центр профессиональной переподготовки, который взаимодействует со многими учебными заведениями страны, формируя для них учебные программы под свои потребности и нужды других промышленных предприятий России.

#импортозамещение #судостроение #завод

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7349) от 03.02.2023 под заголовком «Железная выдержка».


Комментарии