Китай против. Почему Пекин недоволен созданием блока AUKUS
Созданный недавно тройственный союз США, Великобритании и Австралии AUKUS чрезвычайно разозлил китайские власти. Сразу после заявления о создании блока последовало несколько очень резких высказываний высших китайских чиновников, в одном из которых прозвучала угроза, что в ответ на появление альянса КНР может отказаться от принципа неприменения ядерного оружия первой.
ФОТО Pixabay
Напомним, что об учреждении AUKUS лидеры трех англосаксонских стран объявили 15 сентября. Сделка предполагает значительное углубление военного и военно-технического сотрудничества США, Великобритании и Австралии с целью защиты их «интересов в Индо-Тихоокеанском регионе». Главным пунктом договоренностей является помощь Канберре в создании собственного атомного подводного флота. Предположительно, Канберра обзаведется по меньшей мере восемью субмаринами, работающими на ядерном реакторе. В рамках сделки Австралия должна получить американские и британские технологии производства АПЛ. При этом они не будут оснащаться ракетами с ядерными боеголовками, как подлодки США и Соединенного Королевства. В любом случае Австралия должна стать седьмым по счету государством, обладающим атомным подводным флотом, после РФ, США, КНР, Франции, Великобритании и Индии.
Реакция Китая не заставила себя долго ждать. Словесную атаку начал официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, который назвал «крайне безответственным» решение Вашингтона и Лондона передать Канберре технологии создания атомных подлодок. По его словам, подобное сотрудничество подрывает мир и стабильность в регионе. «Соответствующим странам следует отказаться от мышления времен холодной войны и игр с нулевой суммой, а также узколобых геополитических концепций, уважать волю народов стран региона и делать больше для содействия региональному миру, стабильности и развитию. В противном случае они только навредят своим собственным интересам», – цитирует Лицзяня агентство Синьхуа. Дипломат напомнил, что Австралия является участником Договора о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раротонга), который действует с 11 декабря 1986 года. Документ запрещает размещать, приобретать, использовать и испытывать любые ядерные взрывные устройства, а также осуществлять захоронения в море радиоактивных отходов.
Помимо Лицзяня серьезную озабоченность ситуацией с передачей Канберре атомных технологий высказал постоянный представитель Китая при ООН в Вене Ван Цюнь. Выступая на заседании совета управляющих МАГАТЭ 16 сентября, он расценил решение Вашингтона и Лондона как «явный акт ядерного распространения». Такая политика, по мнению Цюня, противоречит цели и задачам Договора о нераспространении ядерного оружия и мешает решению проблем с ракетно-ядерными программами КНДР и Ирана.
Но ярче всех выступил бывший посол КНР в ООН по вопросам разоружения Ша Цзукан, который заявил, что Пекину следует отказаться от обязательства не применять ядерное оружие первым, ответив таким образом на появление региональных альянсов антикитайской направленности.
Эксперты называют новоявленный блок «антикитайской коалицией» и полагают, что Пекин может принять асимметричные меры, в частности, начать более тесное сотрудничество с Россией. Как пояснил ведущий эксперт Центра координации исследований РИСИ Сергей Ермаков, Пекин «вполне четко» сигнализирует, что AUKUS и появление атомных подлодок у Австралии является для него военной угрозой и подрывает международную стабильность. «Понятно, что обладание Австралией атомными подлодками даст очень большие преимущества новому альянсу в лице AUKUS. Это повышение дальности боевого дежурства, скрытности перемещения, более широкие возможности при проведении разнообразных военных операций», – рассуждает Ермаков. По прогнозу эксперта, генеральный штаб Народно-освободительной армии Китая (НОАК) непременно выработает план противодействия с набором зеркальных и, возможно, асимметричных мер противодействия усилению военно-морского присутствия участников AUKUS. Также Ермаков не исключает более активного сближения Пекина и Москвы в сфере обороны. По его мнению, создание AUKUS и борьба Соединенных Штатов за глобальное лидерство невольно толкают Китай к усилению собственного военного потенциала и тесному партнерству с РФ, в том числе в военно-технической сфере.
Такую точку зрения разделяет и врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. Эксперт обратил внимание, что Россию и Китай объединяет общее понимание вызовов и угроз, которые исходят от западных государств и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В связи с этим Москва и Пекин продолжат расширять взаимодействие по вопросам обороны. «Новый альянс между США, Великобританией и Австралией означает эскалацию напряженности в регионе. Повышается вероятность того, что любое столкновение может перерасти в локальный вооруженный конфликт. Мне кажется, стоит ожидать роста количества и масштаба совместных учений наших стран, а также новых контрактов в сфере военно-технического сотрудничества», – прогнозирует Маслов. Однако, как подчеркивает эксперт, Пекин вряд ли будет пересматривать действующую оборонную программу, рассчитанную до 2035 года. По его оценке, она составлена «довольно грамотно» и учитывает насущные потребности наземного и морского компонентов НОАК. «Китай последовательно развивает свой флот, в том числе подводный и авианосный, а благодаря российским наработкам в области раннего упреждения ракетного нападения усиливает противоракетный щит. Я думаю, Пекин будет готов к тому, что международная безопасность и ситуация в Южно-Китайском море сильно деградируют при реализации планов AUKUS», – подытожил Маслов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7021) от 01.10.2021 под заголовком «А Китай против!».
Комментарии