Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Геннадию Фадееву исполнилось 85 лет
Вчера полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» Геннадию Матвеевичу Фадееву исполнилось 85 лет.
ФОТО Сергея ВЕЛИЧКИНА и Владимира РОДИОНОВА ТАСС
Среди железнодорожников всех поколений сегодня сложно назвать человека более уважаемого и узнаваемого. Да и в регионах Фадеев известная личность. С этой фамилией связана целая эпоха в жизни Российских железных дорог. С его именем связаны рекордные для сети цифры погрузки и пассажиропотоки конца 1980‑х годов. Именно он не позволил разрушить и приватизировать МПС в 1990‑е, сохранив традиции и целостность железных дорог. При его участии в 2003 году МПС преобразовалось в ОАО «РЖД», оставаясь основой экономики страны. Он первый, кто поверил и реализовал высокоскоростное движение в России, на многие годы определившее развитие пассажирского движения по стальным магистралям. При его непосредственном участии был создан Союз железнодорожников стран Содружества, который позволил сохранить традиционные связи с бывшими республиками Советского Союза.
Трудовой путь Геннадия Матвеевича не назовешь простым. Родился он в городе Шимановске, что в Амурской области. У Екатерины Ивановны и Матвея Яковлевича было семеро детей, и Геннадий был младшим. В городе основным производством была железная дорога, на ней и работали родители, а дети учились в ведомственной школе МПС. После ее окончания других планов юноша не строил: только железная дорога. В 1961 году он окончил Хабаровский институт железнодорожного транспорта, и сразу начались житейские университеты. Сегодня можно сказать: прошел их юбиляр с достоинством и честью.
Трудиться он начал на станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги с должности дежурного по путям, потом стал дежурным по станции, маневровым диспетчером, старшим помощником начальника станции. Через два года стал главным инженером станции, начальником отделения этой дороги. Покинул свою первую дорогу в ранге заместителя начальника. В 1979 году открылась Красноярская железная дорога, Фадеев стал первым ее начальником. В 1984 году Геннадия Матвеевича назначают начальником Октябрьской железной дороги. В 1987-м его взяли в Москву, и он был назначен первым заместителем министра путей сообщения, а вскоре министром. В 2003 году Геннадий Матвеевич становится первым президентом ОАО «Российские железные дороги».
Приватизация не прошла…
— Что вы считаете главным достижением в своей жизни? — спросила я Геннадия Матвеевича 10 лет назад. Этот же вопрос задала и в канун нынешнего юбилея.
— Меня об этом часто спрашивают. Ответ на этот вопрос один, что тогда, что сегодня, — я выполнил главную профессиональную задачу — не дал в 1990‑е годы ликвидировать министерство и разрушить железнодорожную отрасль. Я всегда считал: акционирование железных дорог не противопоказано. Но нельзя отдавать в частные руки железнодорожные пути, станции, электроснабжение, контактную сеть, системы безопасности и управления перевозочным процессом. И это пришлось долго доказывать.
В 1995 году на заседании правительства вопрос об акционировании железнодорожной отрасли фактически был решен и даже дата была названа — с 1 августа начать акционирование железнодорожного транспорта. Государство сильно, если имеет три мощные жизнеобеспечивающие системы: оборонную, транспортную и энергетическую, об этом я открыто заявлял везде, где мне приходилось выступать. И тогда напомнил этот постулат членам правительства. Слава богу, меня тогда услышали и в итоге удалось сохранить отрасль в государственной собственности. Это позволило в начале нового столетия приступить к реформированию железных дорог.
И хотя в то время реформы железнодорожного транспорта шли во многих странах, универсального рецепта в мире не было и нет. Мы пошли своим путем и не ошиблись. В итоге руководство железнодорожной монополией как акционерным обществом осуществляет правительство — 100 % акций принадлежит государству. А в перевозочном процессе и по сей день идет конкуренция, и это правильно.
И хотя меня тогда упрекали в излишней осторожности, а иначе и быть не могло, нельзя было допустить ошибок.
— В канун вашего юбилея вышла книга «Вся жизнь — служение Отечеству». О чем она?
— В ней я попытался показать, насколько были правильны те решения, реализация которых позволила в трагические дни нашей страны — 1990‑е годы — не только сохранить управляемость железнодорожным транспортом, но и заложить прочную основу для его развития. Многочисленные фотографии показывают тех людей, которые были и остаются участниками созидательного процесса в транспортном комплексе России.
Я полагаю, что книга будет полезна для изучения великого наследия тружеников отрасли, а главное — выработки у нового поколения честности, достоинства, любви к железнодорожному транспорту, готовности, невзирая на высокие чины и властные возможности оппонентов, отстаивать интересы государства и сохранение железных дорог в федеральной собственности.
В 2017 году, когда меня награждали орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, я попросил президента РФ Владимира Владимировича сохранить железным дорогам статус государственной собственности.
Фадеев и четвертая власть
Познакомилась я с Геннадием Матвеевичем без малого 40 лет тому назад. За это время было много встреч, интервью, бесед о жизни, о его депутатской деятельности (он был депутатом Верховного совета РСФСР), но главной темой всегда были развитие и проблемы железнодорожного транспорта. В то время старейшая магистраль, можно сказать, была полностью парализована. Десятки тысяч сверхнормативных вагонов стояли на станциях и перегонах, брошенные поезда, просроченный ремонт пути, о пассажирских перевозках и вспоминать страшно. Вагоны стояли под открытым небом на запасных путях. Вандалы их грабили, разбивали стекла, резали сиденья. И в таком виде составы часто отправлялись в рейс.
Вот как вспоминает то время сам Фадеев:
— Когда меня представляли, в зале увидел ребят (заместителей, руководителей отделений и служб) — красивых, приятных, с умными лицами, и я понял: с задачей мы справимся. Но пришлось применять жесткость характера. И даже подключить прессу, тем более что журналисты следили за нами пристально. Я старался часто встречаться с прессой, и все, что мы делали, освещалось в СМИ. Конечно, не обходилось без критики, но и это помогало нам в работе. Во все времена важно сформировать общественное мнение, а это можно делать только с помощью средств массовой информации. Конечно, если четвертая власть, не желтая, а объективная, имеет большую силу.
С приходом Фадеева ситуация на магистрали менялась быстро. Прежде всего начали водить тяжеловесные поезда, и дорога поехала. За три года его руководства построили вторые пути на Выборг, восстановили довоенные вторые пути Славянка — Обухово. Развивали и электрифицировали станции, запустили скоростной поезд ЭР-200… И во всем этом принимали участие журналисты.
Вот представьте себе. Воскресенье, ранее утро, звонок по телефону: «Здравствуйте, Фадеев. Не хотите ли проехать со мной на перегон Славянка — Обухово?». Сами понимаете, какой журналист откажется от такого приглашения. Приехали на станцию Славянка. Льет дождь, идем вдоль путей по дороге, усыпанной гравием. Геннадий Матвеевич рассказывает о перспективах старейшей магистрали. Не игнорирует ни одного вопроса, часто разговор переходит на житейские темы. Около вагона со щебнем остановились, и Геннадий Матвеевич говорит: «А ведь мы с вами шли там, где до войны был путь, и мы решили его восстановить и электрифицировать. Приглашаю вас через два месяца на открытие нового железнодорожного полотна!».
Ни на один день не ошибся начальник дороги. Ровно через два месяца первый грузовой поезд пошел по новым рельсам, уступив соседний путь пассажирскому, о чем сообщили все СМИ.
Открытым для прессы Геннадий Матвеевич был на всех постах. Приглашал региональных журналистов в Москву на серьезные конференции, съезды, открытие новых объектов и при всей занятости лично встречался с коллективами издательств, да еще и замов привозил. К примеру, будучи министром МПС и президентом РЖД, он четыре раза был гостем нашего издания. А это значит, информацию о развитии отрасли, о ее реформировании граждане получали от первого лица.
Ладожский вокзал
В январе 2002 года, когда Геннадий Матвеевич повторно занял министерское кресло, сразу приехал в Петербург. К тому времени уже началось строительство Ладожского вокзала, первоначальная стоимость всего комплекса — 10 млрд рублей. Деньги огромные. Министр решил проверить, насколько оправданны такие затраты. И вместе с десятком журналистов отправился на объект. После посещения стройки он заявил: «Заморозить строительство мы не имеем права». И взял под личный контроль сооружение железнодорожного объекта. С тех пор постоянно присылал гонцов из МПС, которые инспектировали ход работ. Чем ближе был юбилей Санкт-Петербурга, тем чаще приезжал и сам Фадеев. При очередном посещении стройки он спросил у меня: «Верите, что вокзал будет сдан в мае?».
— С трудом, — не сразу ответила я.
— А надо верить… Вокзал будет готов к юбилею города, — утвердительно заявил министр. Напомню, что в 1984 году, став начальником Октябрьской магистрали, он сразу начал лоббировать строительство Ладожского вокзала. Но только почти через двадцать лет это свершилось.
А сомневалась я напрасно. Ведь основное кредо нашего юбиляра — принять решение и взять на себя ответственность за его выполнение. Своему слову он был верен и на этот раз: Ладожский вокзал распахнул свои врата в канун 300‑летия Санкт-Петербурга.
Перед юбилеем города новый железнодорожный объект осмотрел президент РФ Владимир Путин и в книге отзывов оставил короткую запись: «Молодцы».
В следующем году самому большому и передовому (в техническом плане) не только в России, но и в Европе вокзалу исполнится 20 лет.
«С приходом Геннадия Матвеевича на дорогу воплотились все мои тайные замыслы, — вспоминает Александр Алексеевич Беженаров, заместитель Фадеева по локомотивному хозяйству. — В тот период было положено начало работ по удлинению станций. На Волховстроевском направлении (для пропуска длинных составов) построены вторые пути. Прошла первая реконструкция станции Ленинград-Сортировочный-Московский, третьи пути появились на участке Обухово — Тосно. Из отстоя был вытащен скоростной поезд ЭР-200. И потом ровно 25 лет он возил пассажиров между двумя столицами. И, конечно, тяжеловесные поезда, которые тогда позволили решить проблему дефицита локомотивов. С ним было работать нелегко, но очень интересно».
Михаил Глазков заместитель генерального директора ОАО «РЖД» (начальник Московской дороги до 24.02.2022):
«Геннадий Матвеевич — фигура исторического масштаба. Именно он внес значительный вклад в развитие железных дорог России. Мне посчастливилось лично общаться с Геннадием Матвеевичем, работая начальником Московской железной дороги, которую он в свое время возглавлял. И каждая наша встреча — это возможность узнать что-то новое и, конечно, посоветоваться о планах развития. Всегда поражаюсь глубине опыта и прозорливости ума, своевременности его советов по разным вопросам.
Сегодня он олицетворяет пример человека труда, который своим усердием и принципиальностью прошел путь от дежурного по станции до министра путей сообщения, сохраняя и приумножая вековые традиции железнодорожников.
В книге «Вся жизнь — служению Отечеству», которую Геннадий Матвеевич представил нашему коллективу, подробно освещен его опыт, как достойно выходить из любых испытаний, и видение будущего, перспектив развития Российских железных дорог.
Выражаю искреннюю благодарность за возможность прикоснуться к великой истории».
В августе 2015 года управлять железнодорожной отраслью был назначен Олег Валентинович Белозёров, он и пригласил Геннадия Матвеевича стать своим советником. В книге «Вся жизнь — служение Отечеству» председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров выразил свое отношение к юбиляру:
«…Сегодняшняя железнодорожная отрасль существует благодаря видению Геннадия Матвеевича на многие годы вперед. Для меня он — Железнодорожник с большой буквы. Знаю, что в любой момент могу к нему обратиться. Вопросов всегда много, и разных. Нужный совет в сложной ситуации получить от него намного важнее, чем пытаться что‑то делать экспромтом с риском получить не самый хороший результат. За это я ему очень благодарен. Только он смог сформулировать такие правильные решения, которые долгие годы позволят еще многим поколениям железнодорожников развивать нашу замечательную отрасль».
Вчера юбиляр принимал поздравления от родных, близких, друзей, от железнодорожников и государственных деятелей.
Редакция газеты «Санкт-Петербургские ведомости» присоединяется ко всем поздравлениям и желает Вам, Геннадий Матвеевич, долгие лета.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7147) от 11.04.2022 под заголовком «Ответственность за выполнение принятых решений».
Комментарии