Картофельный недород. К чему приведет неурожайность в России
«Не картошка, а слезы... Вот он – результат аномального лета», – печалятся нынче и аграрии-профессионалы, и огородники-любители. Не уродился картофель почти повсеместно, по всей России. Конечно, можно поерничать, припомнив старую присказку: «У крестьянина всегда погода виновата», но в этот раз не до шуток. В нынешнем картофельном недороде действительно виновата небесная канцелярия.
Проблемный урожай сегодня не только в России. Недобор картофеля наблюдается во всех соседних странах. Даже Белоруссия – крупнейший экспортер картофеля в Европе – впервые становится его импортером. / Фото Марии ДМИТРИЕНКО/ТАСС
Клубень мелкой фракции
Сначала была затяжная холодная весна. С посадкой картофеля в основных регионах его производства затянули на две-три недели. Потом пришла жара. Как раз в тот период, когда идет интенсивный рост картофельных «корешков». Процесс, который требует особого температурного режима: почвы – 15 – 16 градусов; воздуха – 17 – 21 градус. В жаркую погоду клубни растут медленно. При температуре воздуха 26 – 28 градусов их будет мало, а при длительной жаре от 30 градусов не будет вообще.
В нынешнюю страду агрономы обращали внимание на такое явление – стебли и корни еще не выросли, а на посадочном материале уже появились крошечные клубеньки. Это может происходить в двух случаях: или картофель посадили в холодную переувлажненную почву, или, наоборот, в сухую горячую.
Для нормального развития клубням нужна ботва, а эти ранние картофелины начали свой рост исключительно за счет питательных веществ материнского клубня. Они могут вырасти размером с черешню или даже со сливу, но полноценного урожая не дадут.
Более того, крошечные клубеньки начали образовываться и на тех молодых клубнях, которые все-таки пошли в рост. Эти молодые еще сами-то не набрали полную силу, а тут такой тормоз в виде нежданных «приживал»...
Еще до начала большой картофельной страды аграрии делали довольно оптимистичные прогнозы: в нынешнем году урожай должен увеличиться до 7,15 млн тонн (без учета личных подсобных хозяйств, ЛПХ). В прошлом, 2020-м, году собрали 6,8 млн тонн.
Но вот – текущая сводка Минсельхоза. Убрано чуть больше 3 млн тонн. Причем большая часть картофеля – мелкой фракции. Недобор к уровню прошлого года – около 500 тыс. тонн. Средняя урожайность – 215,4 центнера с гектара, на 25,5 ц/га меньше, чем в прошлом году.
В Картофельном союзе России поясняют: обычно крупный картофель – до 55 мм – занимает до 80% в общем урожае. В нынешнем же сезоне его доля едва дотянет до 50%. Торговые сети принимают картофель определенного калибра, как правило, от 55 мм. Это объясняется потребительским спросом: покупатель предпочитает крупную картошку. Куда девать нынешнюю, мелкую?
Картофельный союз предлагает торговле включить в ассортимент упакованный мелкий российский картофель размером от 45 мм. Это поможет увеличить сбыт продукции, сократить издержки производства и сдержать цены.
Исполнительный директор союза Алексей Красильников признался: «За последние двадцать лет только дважды отмечалась тенденция роста цен на картофель в период его массовой уборки. Обычно в это время продукция традиционно дешевеет. Первый раз это случилось в 2010 году – тоже аномальном по погоде. И вот теперь ситуация повторяется. Сейчас в опте цена держится на уровне 24 – 27 рублей за килограмм. Цена на отборный картофель уже доходит до 30 рублей».
У торговли инициатива картофелеводов большого воодушевления не вызвала. Нет, некоторые сети выразили готовность принимать на реализацию «мелочь», но при условии гарантии качества. Тут противоположная сторона несколько замялась – гарантировать качество после таких погодных аномалий весьма проблематично.
Некоторые эксперты предполагают, что ретейлеры уже имеют договоренности о досрочных закупках импортного картофеля. Если обычно они начинаются с ноября, то сейчас или уже начались, или начнутся в октябре.
Отрасль полного цикла
Увеличивать площади под картофелем крупные товаропроизводители не спешат. Культура это рисковая не только и не столько из-за погоды (аномалии все-таки случаются не каждый год), сколько из-за рыночной нестабильности.
Схема проста. Допустим, в некий сельскохозяйственный сезон цена на картофель взлетает. Получив по осени хорошую прибыль, воодушевленный производитель планирует в следующем сезоне расширить площади. Другие производители, завидуя счастливчику, тоже расширяют картофельные угодья. На следующую осень происходит перенасыщение рынка, цены падают. И счастливчиков уже не видать...
«Сельхозпроизводители «наелись» низких цен за предыдущие три года, – поясняет Красильников. – Те, у кого есть своя переработка или устойчивые связи с сетями, немного нарастили посевные площади либо остались при прежних параметрах. А вот мелкоформатные сельхозпроизводители – фермеры постепенно переключаются на другие культуры, в том числе на экспортно ориентированные масличные, зерновые, свекловичные».
Показателен и тот факт, что сокращение картофельных плантаций в последние пять лет происходит в личных подсобных хозяйствах. А ведь именно у частного сектора в общероссийской валовке всегда была самая большая доля – до 70%. И доходила упомянутая валовка в лучшие годы до 25 млн тонн. Теперь же каждый год ЛПХ теряет около 1 млн тонн корнеплодов. Если такая ситуация сохранится, то реальный дефицит картофеля может возникнуть уже к 2026 году.
Более оптимистичный сценарий, по мнению руководителя Картофельного союза, может выглядеть следующим образом.
Основную нагрузку возьмут на себя сельхозпредприятия, к 2026 году увеличив посевные площади до 376 тыс. гектаров (в нынешнем году – 295 тыс. гектаров) и доведя производство до 11 млн тонн. Одновременно должны вырасти и объемы переработки. Нынешние мощности пока слабоваты – в прошлом году было переработано только 1,6 млн тонн. За предстоящую пятилетку объемы должны быть увеличены в два раза.
Переработка картофеля – возможность не сгубить собственную отрасль картофелеводства. Именно так удерживают ее на плаву в странах Евросоюза, делая отраслью полного цикла: от выращивания до глубокой переработки. Там на нее отправляют от 50 до 75% выращенного картофеля.
Картофельные хлопья, крупка, гранулы – это сегмент большого и еще только формирующегося в России рынка. В этом же сегменте обозначились классические чипсы, замороженный картофель фри, вареный картофель в вакуумной упаковке, картофельный крахмал. Весь ассортимент маркетологи объединяют общим понятием «картофелепродукты».
Лидер производства и продаж на этом рынке – чипсы.
Под возделывание «чипсовой» картошки в стране нынче отведены немалые площади. Настолько немалые, что зачастую предложение продукции нового урожая превышает спрос на него со стороны перерабатывающих предприятий. Тогда «чипсовая» картошка уходит в розничную торговлю наравне со столовой. Или правильно сказать – уходила... Аномалии минувшего лета не обошли стороной и «специализированные» сорта картофеля.
Со своими семенами
Отдельная тема – семенной картофель. Именно он стал профильной культурой в растениеводстве нескольких сельхозпредприятий Ленинградской области.
Сегодня селекционные хозяйства страны – в особом статусе агропромышленного комплекса России, «белая кость» картофелеводческой отрасли. В фавор они попали вскоре после введения продовольственных санкций, когда страна объявила курс на импортозамещение продовольствия.
Казалось бы, что-что, а уж картошку выращивать самостоятельно такая картофельная страна, как Россия, сможет запросто. Земли есть, техника имеется, технологии обкатаны. И тут вдруг выяснилось, что в зависимость от импортного посадочного материала, от импортных семян отечественное картофелеводство ушло настолько глубоко, что выбраться из этой кабалы ускоренными темпами не удастся.
Только весной 2018 года отдельным постановлением правительства Федеральная программа развития сельского хозяйства была дополнена подпрограммой «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации в 2017 – 2025 годах».
Ленинградский АПК к тому времени был уже на шаг, а может быть, и на два, впереди. На профессиональном уровне семеноводством картофеля в области занимаются восемь хозяйств. Все они сертифицированы и внесены в Единый реестр семеноводческих хозяйств России.
В трех из восьми хозяйств первичное семеноводство картофеля ведется меристемным способом. В специальных лабораториях сортовой картофель рождается «от клетки» – из пробирки. На выходе получается картофельная суперсуперэлита. Позже из элиты произведут семена массовых репродукций – основу производства товарной продукции.
В остальных спецхозах области первичное семеноводство ведется способом микроклонирования.
В областном комитете по АПК утверждают: регион с учетом имеющегося потенциала может в два раза увеличить производство семенного картофеля и тем самым хотя бы отчасти заместить импорт посадочного материала из стран Евросоюза. Благо спрос на него в других регионах немалый. Сейчас Ленобласть ежегодно поставляет 6 – 7 тыс. тонн семенного картофеля в три десятка регионов страны – от Архангельской области до Дагестана и от Калининграда до Сахалина. При этом еще около 20 тыс. тонн область закладывает на зимнее хранение.
В нынешнем сезоне посевную, хоть и подзадержавшись, провели успешно. А вот уборочная из-за сентябрьских дождей шла со скрипом. В итоге к 27 сентября картофель (и продовольственный, и семенной) был выкопан с площади 1661 га – 66% к плану. В прошлом году к этой же дате убрали урожай с 1616 га.
Теперь обратим внимание на такие показатели.
* Всего собрано 38,6 тыс. тонн. В прошлом году – 39,1 тыс. тонн.
* Урожайность – 233 ц/га. Прошлогодняя – 242 ц/га.
Маловато будет?.. Но тут надо учитывать: одна треть – это семенной картофель. А он по определению мельче, легче. Поэтому и по общим объемам, и по урожайности показатели всегда будут ниже, чем в регионах, занимающихся только продовольственным (товарным) картофелем.
Понятно, что это промежуточные итоги. До окончательных в масштабах страны еще... копать и копать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7019) от 29.09.2021 под заголовком «Картофельный недород».
Комментарии