Папанинский ангар в «Бухте Тихой» станет самым северным музеем в мире

Многим хорошо знаком Музей Арктики и Антарктики, расположенный на улице Марата: по сей день он остается практически единственным местом в нашем городе, куда могут прийти те, кого интересует «белое безмолвие». Возможность глубже погрузиться в этот мир мечтает предоставить негосударственный Арктический музейно-выставочный центр, созданный в нашем городе чуть более года назад. Его инициаторы намерены создать в нашем городе современное интерактивное пространство.

Папанинский ангар в «Бухте Тихой» станет самым северным музеем в мире | Папанинский ангар (слева), трактор «С-80» середины прошлого века, который возил грузы на ледник Седова, - все это достопримечательности будущего музейного комплекса полярной станции на острове Гукера. ФОТО Павла ФИЛИНА

Папанинский ангар (слева), трактор «С-80» середины прошлого века, который возил грузы на ледник Седова, - все это достопримечательности будущего музейного комплекса полярной станции на острове Гукера. ФОТО Павла ФИЛИНА

- Задача более чем серьезная, причем мы действуем без поддержки государства, рассчитываем только на свои силы и помощь меценатов, поэтому двигаемся к цели постепенно, - говорит замдиректора центра Павел Филин.

У создателей центра есть что показать: его коллекция арктической техники - одна из самых больших в мире. В ней несколько самолетов 1930-х годов: единственный сохранившийся «Сталь-2», а также «ТБ-3» - как раз на таких тогда достигали Северного полюса. Реставрация «ТБ-3» уже началась, и организаторы планируют сделать ее открытой, доступной для публики.

Есть в запасе у будущего музея и вездеходы 1930-х - 1950-х годов. Один из них был доставлен в 1936 году на остров Рудольфа легендарным исследователем Арктики Иваном Папаниным. Существует фото, которое запечатлело академика Отто Шмидта, выступающего с этого «арктического броневика» с напутствием летчикам перед их полетом на Северный полюс...

- Пока все эти раритеты хранятся в ангарах во Всеволожске, где идет их реставрация, - поясняет Филин. - Мы ведем переговоры с правительством Петербурга о предоставлении нам участка под музейный центр. Спонсор готов построить большой комплекс, но пока стоимость земли оказывается запредельно высокой. Один из возможных вариантов - территория бывшего завода «Севкабель» на Васильевском острове. Возможно, мы реализуем и нечто более скромное.

Важнейший проект Арктического центра за пределами Петербурга - создание музея на полярной станции «Бухта Тихая» на острове Гукера, который является частью архипелага Земля Франца-Иосифа. С 2009 года там существует государственный национальный парк «Русская Арктика» - самая большая в нашей стране особо охраняемая природная территория. В 2012-м началась работа по восстановлению станции, а спустя еще три года комплекс построек был признан выявленным объектом культурного наследия.

- Эта полярная станция - одна из первых в нашей стране. Она была организована в 1929 году Отто Шмидтом на пути трансполярных перелетов. Само появление станции было событием не только научным, но и политическим, поскольку долгое время Земля Франца-Иосифа была практически ничейной, и наша страна сумела опередить норвежцев, - рассказывает директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.

В зимовку 1932 - 1933 годов на станции под руководством ее тогдашнего начальника Ивана Папанина построили лаборатории, корпуса для научных наблюдений, жилые дома. Тогда же возвели и ангар, в нем базировались самолеты ледовой разведки У-2 и Ш-2. В 1936-м отсюда в поисках «аэродрома подскока» для высадки первой дрейфующей станции на Северный полюс стартовали Михаил Водопьянов и Василий Махоткин.

- В 1960 году полярную станцию закрыли, и все исследования перенесли на остров Хейса. До создания национального парка на острове Гукера, по сути, никого не было. Поэтому это своеобразная капсула времени: все сохранилось так, как это выглядело более чем полвека назад и даже раньше, в эпоху героического освоения Арктики, - говорит Филин. - «Дом семейных», возведенный в 1937 году, уже удалось восстановить. Даже трудно поверить, что еще недавно он был забит снегом и льдом. В этом году на крыше даже смонтировали солнечную батарею...

Климат там, конечно, суровый, но природа фантастически красивая. Летнее время напоминает наше межсезонье: в этом году максимальная температура была плюс шесть градусов. А обычно тут летом около нуля по Цельсию.

В нынешнем году Арктический центр взялся за восстановление ангара для самолетов. Фактически это первые в России реставрационные работы в высокоширотной Арктике. Специалисты уже провели обследование, выяснили, что несущие конструкции в нормальном состоянии, а вот обшивку придется заменить.

- Мы старались подбирать опытных людей, знакомых с экстремальными условиями труда в Арктике. Здесь нужна филигранная работа, поэтому среди специалистов были мастера-плотники, занимающиеся реставрацией деревянных церквей. Они укрепили каркас крыши, законсервировали металлические детали. Вытащили огромное количество старых гвоздей, вокруг которых древесина начала гнить, - рассказал Филин.

Масштабная реставрация стартует в следующем году. Для этой задачи уже завезено 15 тонн грузов. Сложность еще и в том, что внутри ангара за многие годы вырос «ледник» - придется его разбивать.

Восстановленный ангар станет самым северным в мире музеем, он будет посвящен жизни и быту полярной станции, освоению Земли Франца-Иосифа и покорению Северного полюса. Организаторы замахиваются даже на приобретение самолета - реплики Ш-2 (аналогичная модель находилась здесь в 1930-х годах), на котором, если помечтать, можно будет даже проводить авиаэкскурсии.

- Это будет столь нужная сегодня в Арктике культурная, познавательная и просветительская площадка, - отмечает директор национального парка. - Ведь через бухту Тихую пролегает один из главных арктических круизных туристических маршрутов, и только в этой точке на Земле Франца-Иосифа осуществляется гарантированная и безопасная высадка туристов на берег. Поэтому, представляя полярную станцию, мы ведем речь ни много ни мало о престиже страны. Надо показать наш вклад в освоение арктического бассейна.

Ежегодно в бухте Тихой бывают до тысячи путешественников. Пять рейсов в год делает ледокол «50 лет Победы», также заходят лайнеры Sea Spirit и Вremen. До трети туристов - жители Поднебесной, им несколько уступают немцы с французами, и все активнее подтягиваются американцы и швейцарцы. Российских туристов пока мало, если не считать студентов Северного (Арктического) федерального университета Архангельска, которых доставляет сюда на практику научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов». Причем это не только геологи, метеорологи, океанологи, но и представители гуманитарных специальностей.

#Арктика #музей #север #техника

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6301) от 16.10.2018 под заголовком «Капсула времени в бухте Тихой».


Комментарии