Калмыцкий гамбит: где можно увидеть город шахмат и самую большую статую Будды в Европе

Однажды у меня в голове всплыла строка из стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», где речь шла о «друге степей» калмыке. Четверостишие не давало мне покоя несколько дней. В результате мы поехали в Астрахань, а оказались в Элисте, столице Калмыкии, сделав крюк 300 км…

Калмыцкий гамбит: где можно увидеть город шахмат и самую большую статую Будды в Европе | Золотая обитель Будды Шакьямуни окружена 17 пагодами со статуями буддийских учителей и молитвенными барабанами./ФОТО автора

Золотая обитель Будды Шакьямуни окружена 17 пагодами со статуями буддийских учителей и молитвенными барабанами./ФОТО автора

Степь да степь кругом

Калмыкия встретила терпким запахом степной полыни, белыми пятнами солончаков, флегматичными коровами и стадами тучных баранов. Здешние степи ничем не отличаются от казахстанских. Храмы — от непальских. А дороги — от марсианских.

Шутка, конечно. Но с долей истины: дорог в Калмыкии очень мало. А если быть точным, их всего пять — из Волгограда, Астрахани, Минеральных Вод, Ставрополя и Ростова-на-Дону. И все сходятся в Элисте. Остальные не имеют асфальтового покрытия и накатываются в степи как бог на душу положит.

Ничто так не располагает к жажде новых знаний, как езда по равнине. Совсем скоро однообразные пейзажи заставляют искать хоть какую‑нибудь информацию. Для меня нет увлекательнее занятия, чем рассматривать географические карты, и поэтому, как только в пути выдавалась свободная минута, я посвящал ее изучению карты Калмыкии.

Оказывается, в республике есть заповедник под названием «Черные земли». Соленые озера носят странные имена вроде Маныч-Гудило или Цаган-Хаг. Степи сохранились только на юго-западе рес­публики — большую часть территории занимает полупустыня, а на юго-востоке раскинулась зона пустынь. Элиста располагается на возвышенности Ергени, максимальная высота которой достигает аж целых 222 метра.

По площади Калмыкия сопоставима с такими странами, как Ирландия или Чехия. На юго-востоке республика омывается водами Кас­пийского моря. Имеет Калмыкия притязания и на Волгу — великая русская река пересекает небольшую часть ее территории. Климат в этих краях не сахар: лето знойное и дует горячий ветер, отчего воздух кажется вязким. А зимой холодно, но снега мало — по количеству осадков регион считается одним из самых сухих в России.

Наследие ойратов

Калмыки свою республику называют «Хальмг Тангч», что буквально переводится как «Калмыцкий народ». Удивительно, как меняет время облик великих древних цивилизаций — Египет, Италия или Греция сегодня совсем не такие могущественные государства, какими были тысячи лет назад. У Калмыкии схожая судьба.

Когда‑то эти земли были морским дном. Потом вода ушла, и новорожденную территорию облюбовали всевозможные кочевники. Киммерийцы, скифы и сарматы сменяли друг друга с завидным постоянством. Затем были гунны, хазары, печенеги. Сейчас об этих народах напоминают только курганы.

В конечном итоге здесь поселились ойраты — выходцы из Цент­ральной Азии, которые поссорились со своими монгольскими собратьями. Кочуя через Сибирь и Урал, они получили название калмыков, которое так и закрепилось за ними. Впоследствии они жили между «молотом и наковальней» — монгольским и европейским мирами. И это пошло им на пользу, поскольку обогатило знаниями разных культур.

В результате ко времени образования Калмыцкого ханства в России калмыки имели опыт государственности, собственное законодательство и письменность. Еще в 1648 году проповедник буддизма Зая-Пандита создал алфавит «тодо-бичиг» («ясное письмо») для ойратского языка и перевел на него свыше 170 тибетских сочинений. И «ясным письмом» калмыки пользовались до 1924 года!

Ойраты надолго сохранили и свои воинские навыки — калмыцкая конница задавала жару неприятелю в Крымско-турецкой кампании, Персидском походе и войне с Наполеоном. Часть калмыков, проживавших на Дону, Волге и Тереке, со временем пополнили ряды казачества. Калмыки принимали активное участие в крестьянских войнах Разина и Пугачева.

Интересно, что родословные многих известных миру людей имеют прямое отношение к калмыкам. Среди них — предки революционера Владимира Ленина, химика Дмитрия Менделеева, поэта Велимира Хлебникова и других.

Обитель буддизма

Оглядывая степные просторы, где когда‑то дымились костры кочевников, мы въехали в Элисту — столицу Хальмг Тангч. Писатель Паус­товский, посетивший этот город в 30‑е годы прошлого века, так описывал этот момент: «Подъем на увал — и внизу, в золотой пыли и в синих озерах тени от облаков, спрятан игрушечный город. Молочно-белый, блистающий зеркальными окнами, он поражает в этой девственной степи, где шоферы должны объезжать беркутов, не слушающих сигналов…».

В России не так уж много буддистских регионов, поэтому Калмыкия выглядит предельно экзотично. Здесь редко увидишь европейские лица, поэтому чувствуешь себя как в какой‑то далекой восточной стране. Дацаны, молитвенные барабаны, изображения лотоса и фигуры Будды — все эти непременные атрибуты буддизма присутствуют в Элисте на каждом шагу.

Калмыкия3.jpg

Одним из самых оригинальных памятников Элисты стал монумент «Эхо», который считается символом открытости и душевности калмыцкого народа./ФОТО автора


Можно переезжать из одной европейской столицы в другую и не ощутить большой разницы. Но если из Парижа попасть в Пекин, контраст будет разительным. Примерно такие же чувства испытываешь в Элисте — так она не похожа на другие российские города.

В центре может показаться, что находишься где‑нибудь в Тибете. Над тротуарами возвышаются удивительные сооружения с изог­нутыми, как у буддийских пагод, золотыми крышами. Такие же изог­нутые крыши есть даже у некоторых газетных киосков. Краски сочные, яркие. Преобладают красный и золотой цвета.

На площади Ленина красуется пагода Семи Дней. Внутри находится молитвенный барабан весом 2 тонны. В честь очередного юбилея далай-ламы его в качест­ве подарка преподнесли монахи одного из тантрических монастырей Индии. На барабане золотыми буквами написаны мантры. Одна из надписей сделана азбукой тодо-бичиг. Молитвенный барабан может покрутить любой желающий, предварительно загадав желание.

Неподалеку в ротонде стоит полутораметровая статуя Будды. Она появилась в шестидесятилетний юбилей далай-ламы XIV. Перед Буддой можно увидеть молящихся людей, сложивших руки лодочкой и смиренно склонивших голову. И все это под внимательным взором огромного Ильича, памятник которому высится на площади. Так демократично в Элисте ужились два великих кумира.

Из столичных достопримечательностей можно еще отметить самый большой буддийский храм Калмыкии Сякюсн-Сюме и Казанский кафедральный собор. Оба являются новоделами, поскольку были построены в 90‑е годы прошлого века. Горожане непременно напомнят, что храмы были выстроены на пожертвования тогдашнего президента Кирсана Илюмжинова.

Еще одним примечательным объектом является ступа Просветления. Ее высота составляет 11 мет­ров, внутри расположен алтарь, молитвенный барабан с мант­рами и святыни, среди которых земля из непальского города Лумбини, где родился Будда Шакьямуни. Территорию опоясывают канаты с молитвенными флажками. Назначение ступы — приводить энергию местности в состояние равновесия.

Но самой впечатляющей буддистской постройкой является Золотая обитель Будды Шакьямуни. Поскольку храм стоит на возвышении, кажется, что он парит в воздухе. На калмыцком его название звучит как Бурхн Багшин алтн сүм. Внутри установлена девятиметровая статуя Будды, которая считается самой большой в Европе.

Перед ступенями храма стоит фигура Белого старца, который у калмыков считается хранителем жизни. По периметру территории установлено 108 ступ. Всюду цветы, есть даже рукотворный каскадный водопад. В монастыре чувствуешь себя как в сказочном восточном королевстве. Трудно поверить, что до 2004 года на этом месте был завод по производству железобетонных изделий…

Шахматная столица

На площади Ленина, рядом с пагодой Семи Дней, прямо на каменных плитах нарисована шахматная доска размером 5 х 5 мет­ров. В уличные шахматы увлеченно играют не только взрослые, но и дети — семилетний карапуз уверенно ходит конем, с трудом перетаскивая большую фигуру на новую позицию. Любовь к шахматам родилась у жителей столицы не на пустом месте.

Калмыкия2.jpg
Любой желающий может сыграть шахматную партию на доске размером больше пяти метров./ФОТО автора


Первым президентом Калмыкии стал Кирсан Илюмжинов. Он же с 1995-го по 2018 год исполнял обязанности президента Международной шахматной федерации. И в 1998‑м организовал проведение в Элисте 33‑й Всемирной шахматной олимпиады. К этому событию на окраи­не города построили Сити-Чесс — Город шахмат. По меркам 1990‑х — что‑то невероятное.

В центре нового города возвели Дворец шахмат. Но не простой, а в виде стилизованной калмыцкой юрты. Именно здесь проходили все главные турниры. На территории построили 87 жилых еврокоттеджей, разбили скверы, установили арт-объекты. Это был кусочек Европы в калмыцких степях.

После окончания олимпиады в Сити-Чесс проводили шахматные турниры локального уровня, а также международные симпозиумы и конференции. Здесь побывали многие ведущие шахматис­ты мира, поскольку Элиста стала мес­том проведения не только чемпионатов России по шахматам, но и престижных международных турниров.

В 2001 году в городе открыли Музей шахматной славы, в котором хранится более 3,5 тысячи спортивных раритетов. Первое время Сити-Чесс в народе называли Нью-Васюками. Дело в том, что на проспекте Остапа Бендера перед въездом в Сити-Чесс стоял памятник великому комбинатору в окружении 12 стульев. Однако в 2020 году решили, что негоже прославлять мошенника. Памятник демонтировали, а проспект Остапа Бендера переименовали в честь командира Красной армии Петра Анацкого. Аура Нью-Васюков померкла, но любовь горожан к шахматам осталась.

Нельзя сказать, что Элиста изобилует достопримечательностями. Чтобы их осмотреть, хватит двух-трех дней. Здесь важно другое — погружение в иной мир и культуру. Вернувшись домой и вспоминая Калмыкию, нам казалось, что мы побывали в Китае — так необычны были впечатления.

Кстати 

Двухместный номер в гостинице Элисты стоит от 1,8 тысячи руб­лей в сутки. Аренда однокомнатной квартиры обойдется от 2 тысяч. Непременно стоит попробовать блюда калмыцкой кухни — к примеру, жаркое из верблюжатины. В некоторых ресторанах ужин сопровождается развлекательной программой — национальными песнями и танцами.

Визитной карточкой Калмыкии считается и чай «джомба» с молоком, маслом и солью. Он такой сытный, что вполне может заменить тарелку супа.


Лучшие направления новогоднего отдыха

17e16e17-9be1-463c-8933-aeb2b6987751.jpg

Источник dzen.ru / ФОТО freepik.com (jcstudio) / Инфографика Ирины ГАБОВОЙ


#Калмыкия #достопримечательности #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7570) от 21.12.2023 под заголовком «Калмыцкий гамбит».


Комментарии