Какому гостю рады? Контроль над миграционными процессами ужесточат

Вечером 31 декабря захотелось на Дворцовую — на елочку посмотреть. Отправились туда семьей. Подошли к привычным уже рамкам на подступах к празднику примерно в половине девятого и были неприятно удивлены : площадь по периметру окружена барьерами, оцеплена росгвардейцами. При этом через рамки никого не пропускают. Перед ними — жиденькая очередь из самых терпеливых и настойчивых, в основном молодых парней. Стражи у этих « сказочных врат » с заметно сдерживаемым раздражением объясняют всем вновь прибывающим : к елке начнут пускать только через полчаса, а пока ждите, гуляйте.

Какому гостю рады? Контроль над миграционными процессами ужесточат | Фото Владимира ГЕРДО/ТАСС

Фото Владимира ГЕРДО/ТАСС

Для кого был праздник ?

По Александровскому саду, к слову, бродили уже немало горожан. Они играли с детьми, фотографировались возле световых фонтанов-инсталляций, изо всех сил стараясь сохранить в себе нежные ростки новогоднего настроения. И все чаще поглядывали на часы — нужно ведь не только у елки побывать, но и успеть доехать до новогоднего стола.

Дождались открытия площади и сохранили в себе эти самые ростки, судя по всему, немногие. Большинство, сделав круг по саду, как и мы, разворачивались в сторону «Адмиралтейской». Если честно, к елочке, оцепленной мужественными вооруженными бойцами, идти уже вовсе не хотелось. Труднее всего было объяснить ситуацию детям. Впрочем, и взрослым смысл подобной организации предновогоднего вечера был не вполне ясен …

Понятнее он стал назавтра, когда новостные сайты сообщили о рейдах, проведенных силовиками. И о том, что на Дворцовой площади и Невском проспекте в ночь с 31 декабря на 1 января были задержаны около тысячи иностранных граждан ( помимо Центрального района их развезли по соседним отделам полиции ). В отношении более чем двухсот человек составлены протоколы за нарушение миграционного режима и прочие правонарушения.

Надо заметить, что нас — местных жителей — эта информация тогда несколько смутила. Ну как же так — у людей праздник, а тут задержания …

Где пророс радикализм

К новому осмыслению этих, прямо скажем, не слишком деликатных и дружелюбных действий правоохранителей по отношению к приезжим подтолкнули события начала января, когда в Казахстане бешено раскручивалась пружина беспорядков, погромов, захватов и когда на спасение существующей в стране легитимной власти были призваны миротворцы ОДКБ. Многие аналитики, в частности, недоумевали : откуда в Алма-Ате появились тысячи обученных, вооруженных и отлично организованных боевиков — казахов и иностранцев ?

Как откуда? А так называемая операция «Жусан» — возвращение казахов, воевавших в Сирии, «раскаявшихся» и «жертв обстоятельств», или, аналогично, узбеков в Узбекистан (операция «Мехр»)? Не очень понятно, чем закончилась затея по репатриации на родину повоевавших в Сирии и осевших в Ираке киргизов — в Бишкеке в свое время оказалось много противников этого плана, так что информация о нем сейчас глубоко и плотно спрятана от общественности …

Впрочем, и без сирийских «ветеранов джихада» повоевать во ­внутриэлитных среднеазиатских конфликтах ( или по заказу внешних дестабилизирующих сил — не так уж важно ) в регионе есть кому. Еще в мае прошлого года, анализируя ситуацию в центральной части Азии, востоковед доктор исторических наук Александр Князев писал: «Традиционные угрозы безопасности — террористическая и экстремистская активность — имеют для стран Центральной Азии уже преимущественно ­внутреннее происхождение. Многолетняя деятельность зарубежных эмиссаров ( представителей радикальных группировок ), отсутствие адекватной и системной работы государственных институтов в религиозной сфере, хроническая нерешенность множества проблем социального и экономического характера, деформация массового образования — это лишь короткий список обстоятельств, присутствующих во всех без исключения странах региона».

Теперь есть все основания полагать, что события в Казахстане — лишь разминка. Что радикальные силы из разных стран продемонстрировали в Алма-Ате возможности быстрой мобилизации, а заодно и удивительную по нынешним ковидным временам проницаемость границ государств-соседей.

С учетом сложившихся у нас отношений с бывшими ­«республиками-сестрами», с многолетней практикой беспрепятственного въезда трудовых мигрантов из этих стран, а также слабой контролируемости их пребывания на территории РФ вполне можно сделать вывод: никто не может гарантировать, что такие силы в том или ином количестве не обосновались и у нас.

Профилактика вражды

По данным Следственного комитета России, в минувшем году в суд было направлено 197 уголовных дел о преступлениях террористического характера ( рост 19,4 % к 2020 г.) и 184 дела о преступлениях экстремистской направленности ( в 2,5 раза больше, чем годом ранее ).

На днях глава ведомства Александр Бастрыкин, говоря о тенденциях прошлого года, заявил: «Требует нового подхода в решении проблема растущей преступности трудовых мигрантов. В основном это молодые люди из ­центральноазиатских республик, которые нередко становятся объектом вербовки … Кроме того, выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока, а также из Северной Африки используют транзит через нашу страну для перемещения в страны Евросоюза, что влечет за собой реальные риски проникновения в Россию членов международных ­террористических и экстремистских организаций… В связи с этими обстоятельствами в 2022 году повышенное внимание необходимо уделять совершенствованию миграционных процессов. Для этого представляется целесообразным качественно обновить и систематизировать правовую базу государственного регулирования в этой сфере, повысить уровень автоматизации административных процедур для набора трудовых мигрантов. Организовать предельно адресную профилактическую работу с работодателями с целью социальной адаптации мигрантов, а также принятие мер, направленных на получение информации о возможных негативных процессах в их среде в целях своевременного реагирования и предупреждения опасных последствий». «Уверен, — заключил глава Следственного комитета, — что предлагаемые меры позволят минимизировать экстремистские и террористические угрозы».

Всех будут знать. И не только в лицо

Еще раньше, в ноябре прошлого года, председатель СК заявил о необходимости введения обязательной геномной регистрации всех въезжающих в Россию трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Он уточнил, что такие меры серьезным образом ужесточат контроль над миграционными процессами. Официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко тогда сообщила, что глава СК поручил подчиненным подготовить такой законопроект.

Пока он не создан и не принят Госдумой, вступили в действие другие нововведения. С нынешнего года для всех иностранцев, которые въезжают в Россию на срок более 90 суток или для работы, стали обязательными не только фотографирование и медицинское освидетельствование на наличие опасных инфекционных заболеваний и употребление запрещенных веществ, но и дактилоскопическая регистрация. Только после этого иностранному гражданину выдадут документ, не имеющий срока действия. МВД планирует вскоре ввести единый электронный документ для иностранных граждан, который позволит обеспечить их идентификацию ( кстати, в некоторых петербургских миграционных центрах такие карты уже выдаются. — Прим. ред.). Мигранты, въехавшие в РФ до 29 декабря 2021 года, смогут пройти дактилоскопию и получить документ при последующем въезде в страну или заблаговременно, пройдя процедуры до выезда из России.

МВД также рассматривает возможность высылки из страны иностранцев за совершение грубых административных правонарушений — об этом на днях сообщила начальник Главного управления по вопросам миграции МВД Валентина Казакова. «Рассматривается вопрос о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части введения ответственности иностранцев в виде высылки за совершение ими грубых административных правонарушений, в том числе посягающих на общественный порядок», — сказала она. По словам Казаковой, это нововведение станет продолжением работы по совершенствованию механизмов контроля за пребыванием иностранцев в России.

С начала нового, 2022-го, года из России уже начали выдворять трудовых мигрантов, которые не оформили нужные для легальной работы бумаги или совершили правонарушения. Наверняка среди выдворяемых ( с запретом последующего въезда в РФ ) окажутся и те, кого полиция задержала под новогодней елочкой на Дворцовой …


#мигранты #закон #экстремизм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Какому гостю город рад».


Комментарии