2Vtzqv4Hz9U

Какие меры необходимы, чтобы миграционная политика стала прозрачной?

Пару недель назад петербуржцев — пользователей соцсетей тронуло снятое прохожими коротенькое видео с пожара на Подольской улице: из окон горящей квартиры на третьем этаже выбираются женщины, они кричат и собираются прыгать… Внезапно какой‑то человек в рабочей униформе с ловкостью киношного супергероя буквально в несколько движений забирается по водосточной трубе на карниз под этими окнами. Помогает одной девушке выбраться из квартиры наружу, схватиться за трубу (сам герой в это время ни за что не держится) и перейти по карнизу к лестнице, развернутой пожарными.

Какие меры необходимы, чтобы миграционная политика стала прозрачной?   | Фото Александра РЮМИНА/ТАСС

Фото Александра РЮМИНА/ТАСС

Десантник с метлой и лопатой

Героя зовут Олимджон Ибрагимов. Ему 48 лет. Приехал в Петербург из Узбекистана и уже семь лет живет здесь с семьей. Работает дворником. Хорошо работает — в жилкомсервисе его хвалят, награждают грамотами. Ловкость и силы на вертикальный рывок по хлипкой жестяной трубе он объясняет просто — когда‑то служил в ВДВ, да и после армии продолжал заниматься спортом…

— Я только пришел на работу, было еще шесть утра, — рассказал позднее журналистам Олимджон. — Смотрю, из окна дым валит. Тут же набрал пожарных. К моменту, когда они приехали, огонь так разгорелся, что люди стали вылезать из окон. Стояли на карнизе. Вижу, что женщины кричат и хотят прыгнуть. Я им: «Не прыгайте, сейчас вас спасут». Пожарные уже разворачивали лестницу…

Дворника впоследствии удалось найти и расспросить только потому, что кто‑то из очевидцев снял на телефон этот впечатляющий эпизод. А не сняли бы — никто бы и не разглядел в скромном мигранте-работяге бесценные качества настоящего мужчины: решительность, силу, ловкость, отвагу, а главное — способность не раздумывая прийти на помощь тому, кто в беде. В конце концов, под окнами горящей квартиры соб­ралось немало зрителей и сочувствующих, но на помощь погорелицам бросился один Олимджон.

Финал истории: все спасены, никто не покалечился, а смелый поступок дворника отметили в администрации Адмиралтейского района, подарив ему картину, грамоту и новую форму. А жители Коломны и Семенцов из личных средств ­собрали для Олимджона Ибрагимова собственную премию…

К чему вся эта история? Да к тому, что у такого изменчивого, трудноизмеряемого (но напрямую влияющего на самочувствие общества) понятия, как межнациональные отношения, всегда есть определенная питательная среда и конкретные триггеры, смещающие настроения людей в ту или иную сторону. Олимджон сместил их в сторону плюса.

Проверки на дорогах

В августе прошлого года Всероссийский центр изучения общест­венного мнения (ВЦИОМ) провел среди россиян опрос на эту тему. Почти каждый второй, а именно 47 %, как оказалось, считает трудовую миграцию положительным явлением для нашей страны (в 2013‑м — 14 %). Негативно ее оценили 40 %, и это также почти вдвое меньше, чем было десять лет назад (74 %). Около 39 % опрошенных полагают, что в последние годы отношения между представителями разных национальностей стали более напряженными — впрочем, их тоже заметно меньше, чем десять лет назад (в 2013‑м так считали 57 %). А 15 % респондентов сочли, что межнациональные отношения стали менее напряженными, и это вдвое больше, чем было десять лет назад (2013 г. — 7 %).

Эта социологическая картинка, демонстрирующая положительную динамику настроений в обществе, тогда прошла почти незамеченной в соцсетях и СМИ. Зато нынешней весной, после страшного теракта в «Крокус сити холле», на авторов исследования обрушился вал гневных комментариев вплоть до обвинений во лжи и подтасовках…

Нельзя не признать: мартовская трагедия в Красногорске сказалась на общественном отношении к мигрантам из Средней Азии и особенно из Таджикистана, выходцы из которого оказались исполнителями кровавого преступления. Повлияла она и на действия правоохранителей, занимающихся регулированием миграции.

Усилился входной контроль на наших рубежах: ситуация на границе России и Казахстана, где для дополнительной проверки притормозили около тысячи направлявшихся в РФ таджиков (а с ними и граждан других государств), стала предметом внеплановой беседы министров иностранных дел России и Таджикистана, а МИД респуб­лики даже рекомендовал своим согражданам воздержаться в ближайшее время от поездок в Россию. То же самое позднее сделало внешнеполитическое ведомство Киргизии. Участились проверки на российских дорогах, ведущих в областные города и мегаполисы, а также в местах массового скопления гас­тарбайтеров. Активизировался процесс выдворения нелегалов. По данным городского управления Федеральной службы судебных приставов, около 80 % вынужденно покинувших территорию РФ через «Пулково» — граждане Узбекистана и Таджикистана.

За честный брак

Законодатели и чиновники в экст­ренном порядке взялись ликвидировать нормативные «дыры», позволяющие оставаться в России тем, кто права на это по разным причинам лишился.

Например, управление по воп­росам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с апреля начало аннулировать патенты иностранным гражданам, не подавшим в территориальный орган МВД уведомления о трудоустройстве (сделать это мигрант обязан в течение двух месяцев, приложив копию трудового договора). Неподача таких уведомлений в срок — наиболее массовое нарушение мигрантов из Центральной Азии и основная причина превращения законно въехавшего в нашу страну иностранца в нелегала. Владелец аннулированного патента обязан выехать из РФ в день его аннулирования. Обязан — но не факт, что выедет. За ним еще побегай… Скорее всего, он найдет работодателя, который трудоустроит у себя нелегала без лишних вопросов, и они оба просто постараются не попадаться в поле зрения правоохранителей и разных контролирующих организаций.

Госдума одобрила в первом чтении проект закона о борьбе с фиктивными браками — еще одна довольная распространенная лазейка. Чтобы получить разрешение на временное проживание (РВП), скоро будет недостаточно предъявить свежий штамп о бракосочетании в паспорте — нужно будет состоять в браке с гражданином/гражданкой России не менее двух лет (конечно, в тех случаях, когда у супругов нет совместных детей). Также авторы законопроекта предлагают аннулировать РВП, если суд признает брак недействительным. Пока же многие иностранцы регистрируют браки без намерения создать семью, а недобросовестные посредники оказывают такие услуги за деньги.

Совершенно ожидаемо после «Крокуса» у мигрантов стали чаще возникать проблемы с арендой жилья. Местные и прежде неохотно сдавали жилплощадь выходцам из центральноазиатских респуб­лик, а теперь и их земляки (осевшие в России ранее владельцы квартир) опасаются закона. Ведь собственники жилья, сдающие его иностранцам, могут быть привлечены к уголовной ответственности за пособничество по статье 33 УК РФ в случае, если арендатор использовал квартиру в преступных целях — об этом людям рассказывают на всех профилактических «антитеррористических» беседах. И речь не только о жилье, кстати: продавцы того самого белого «Рено» с черной крышей, на котором террористы приехали к «Крокус сити холлу» и на котором пытались сбежать из страны, сейчас сидят в «Лефортово» вместе с бандитами-стрелками… Но как узнать заранее, что замышляет твой квартирант или покупатель машины?

Частника — за борт!

Еще одной новацией, которую можно считать логичной реакцией общества на теракт, стала реорганизация тестирования иностранцев на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ. Этот экзамен мигранты сдают при получении патента, разрешения на временное проживание или вида на жительство в нашей стране. Эксперты называют его одним из важнейших механизмов социокультурной и языковой адаптации.


Рособрнадзор уже вынес предостережение в связи с нарушением обязательных требований к проведению этого экзамена пяти вузам, в том числе РУДН, Институту русского языка им. Пушкина и Псковскому государственному университету. А министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на совещании с ректорами российских университетов потребовал полностью исключить из процесса всех коммерческих партнеров, которые ранее участвовали в организации экзамена. Их больше не допустят ни к проверке знаний, ни к оформлению сертификатов.

В каждом субъекте за тестирование будет отвечать местный государственный университет, и именно с ним власти региона должны будут заключать договоры. Кроме того, в Рособрнадзоре решили вернуть в тестовую программу раздел «Говорение», а также допустили повышение минимального порога баллов с 50 до 80.

Запретить и не пущать?

С тем, что нужно кардинально обновлять подходы к миграционной политике, согласны практически все. Но вот предложения по реформированию от депутатов, ученых экспертов и активистов-общественников звучат самые разные. Порой весьма жесткие и решительные (если не сказать радикальные) — от введения визового режима со странами Центральной Азии, откуда идет основной поток мигрантов, до полного прекращения завоза иностранной рабочей силы. Но авторы таких идей, кажется, представляют проблему вне контекста, будто в безвоздушном пространстве. А ведь любая запретительная мера всегда, как мы знаем, ударяет по обеим сторонам, а потом — как отражаемое в скалах эхо — еще и еще…

По прогнозу ученых НИУ ВШЭ, опубликованному в дайджесте «Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России», численность рабочей силы в стране к 2030 году снизится с 74,7 до 72,8 млн человек, а доля людей младше 40 лет сократится с нынешних 42 до 37,4 %. И это неизбежно — ведь в трудоспособный возраст входит малочисленное поколение конца 1990-х — начала 2000‑х годов рождения, это дети глубокой демографической ямы.

Причем наиболее сильное сокращение доли трудоспособного населения ожидается в Москве и Петербурге, а также в соседних с ними областях, говорят специалисты.

В Петербурге и Ленинградской области в 2023 году находилось свыше 330 тысяч зарегистрированных трудовых мигрантов, прибывших в большинстве своем из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана (сколько незарегистрированных, сказать трудно)… Представим, что от нас уехали или не приехали все среднеазиатские трудящиеся — как обострится нехватка рабочих рук на нашем рынке труда? А теперь представим, как разбалансируются (и во что превратятся) страны, бюджеты которых на 25 – 40 % состоят из денежных переводов их граждан, работающих за рубежом, то есть в РФ? Внутренняя турбулентность наших азиатских соседей может создать серьезные проб­лемы и для России. Оно нам надо?

Совершенно очевидно, что прос­тыми бюрократическими методами быстро решить сложные социально-правовые проблемы невозможно. Нужна постепенная и осмысленная перенастройка. Экономике прежде всего не хватает специалистов — врачей, инженеров, айтишников, а также высококвалифицированных рабочих — токарей, слесарей, крановщиков и сварщиков. Грузчики, фасовщики, дворники и курьеры тоже нужны, но их все же набрать проще, надо лишь обстоятельно поработать с теми регионами, где работы мало. Для решения этой проблемы требуется, с одной стороны, повысить минимальную оплату труда, а с другой — обязать работодателей отдавать предпочтение преж­де всего местным кандидатам, что поможет вывести из тени и неэффективной занятости множество наших граждан. По мнению экспертов, в итоге удастся найти (перераспределить) на собственном рынке труда несколько миллионов работников.

Кстати, президент Владимир Путин за последний месяц говорил об этом в своих публичных выступ­лениях не единожды, каждый раз подчеркивая: делать ставку только на мигрантов в решении проблем на рынке труда нельзя, необходимо применять другие подходы. А именно: повышать производительность, проводить автоматизацию и роботизацию производств, цифровизацию управленческих процессов, внедрять новые технологии. Все это должно привести к улучшению условий труда специалистов и повышению их доходов. Вот тогда все само собой отрегулируется.

Сделать невидимое видимым

Но это игра вдолгую. А пока стране, судя по всему, придется ускоренными темпами отлаживать то, что мы имеем.

Правоохранителям и ФСБ — выявлять в многомиллионной иностранной трудовой армии нездоровые элементы (нарушителей миграционного законодательства, но что еще важнее — связанных с экстремистской идеологией граждан), решительно выдворяя или изолируя их от общества.

Депутатам и чиновникам — перенастроить систему так, чтобы каждый мигрант был виден и понятен от первых шагов по российской земле и до возвращения на родину. Для этого нужны, в частности, современные электронные базы биометрических данных, единый цифровой документ и очень плотное межведомственное взаимодействие самых разных структур, имеющих отношение к различным ипостасям мигрантского бытия.

Еще нужно сделать так, чтобы устроиться на работу иностранец мог только через официальные службы по трудоустройству, а не через объявление в Интернете или диаспору. Нужно не усложнять этот путь и не ставить человеку палки в колеса, а силами госструктур и общественных организаций всемерно помогать ему интегрироваться в обществе. Пока разные сложные вопросы — справки и документы, трудоустройство, медицина, «взаимодействие» с полицией — для него решает «один уважаемый человек из диаспоры», криминальный посреднический бизнес будет процветать. А честным, порядочным приезжим, настроенным добросовестно здесь работать (вроде того же Олимджона Ибрагимова), будет у нас куда менее комфортно, чем тем, за чьей спиной маячат некие не имеющие отношения к России и ее интересам организации.

Доля иммигрантов в населении (%)

photo_5316619654011149388_y.jpg



#мигранты #миграционная политика #иностранцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7658) от 07.05.2024 под заголовком «Миграция станет прозрачнее».


Комментарии