Как развиваются сервисы доставки еды в России?

Доставку еды на дом, в офис или вообще куда заказчик пожелает эксперты продовольственного рынка называют «относительно новой услугой населению». В чем сильно ошибаются. Любители покопаться в исторических анналах выяснили, что «относительно новой услуге» не несколько десятилетий или даже столетий, а целые тысячелетия.

Как развиваются сервисы доставки еды в России? | Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Курьера ноги кормят

Древнеримские термополии были чем‑то вроде нынешних кафе быст­рого питания, куда состоятельные горожане отправляли слуг за готовой едой. При раскопках Помпеев, например, была обнаружена «сеть» термополиев из девяти десятков заведений, в которых, по утверждению ученых, готовили некое подобие паэльи со свининой, говядиной, птицей или рыбой.

Известно и то, что во время всех эпохальных мировых строек, начиная от египетских пирамид и продолжая европейской готикой, находились люди, которые снабжали домашней едой строителей. А на Руси при постоялых дворах были корчмы, кабаки и харчевни, работники которых по заказу отъез­жающих постояльцев упаковывали для них закуски и приносили их прямо в сани и повозки…

Но все историки кулинарии сходятся во мнении, что в ее современном понимании доставка еды родилась в Индии. Там в крупных городах в конце XIX века появились пешие разносчики горячей домашней пищи — даббавала (от дабба — так назывались металлические судки). Существуют они и сейчас. Как и столетие назад, еду для заказчиков готовят не рестораны, а обычные граждане, с которыми заключают специальные контракты. Каждое утро курьер на велосипеде или скутере собирает судки с едой у частных поваров и развозит заказы по адресам клиентов.

Так как доставщики люди в основном малограмотные, пришлось придумать систему логистики, основанную на визуальных символах и цветах. Многие европейские компании взяли эту систему за образец, считая ее удачным примером. Хотя по большому счету в каждой стране ее выстраивают по собственным алгоритмам.

Немалую роль в истории доставки сыграла… пицца. Немного об истории блюда. Первые письменные упоминания о нем датированы I веком до нашей эры. Римлянин Марк Апиций тогда написал книгу, в которой приводились рецепты «прародителей» современной пиццы. На тесто в различных сочетаниях помещали оливковое масло, сыр, мясо цыплят, мяту, орехи, чеснок, перец… Но вряд ли такая пицца появлялась на прилавках вышеупомянутых древнеримских термополий. Ведь это была еда простолюдинов.

Первым, кто в XV веке попытался притащить ее на монарший стол, был король Фердинанд Первый. Однако его желанию воспротивилась королева. И понятно почему: тесто для пиццы месили ногами, а готовое блюдо ели руками. Решить проблему «облагораживания» лепешки взялся другой король — Фердинанд Второй. Не самолично, а назначив ответственным за решение задачи своего повара Дженнаро Спадаччини. Тот придумал взбивать тесто бронзовым пестиком в форме человека и есть готовое блюдо вилкой с четырьмя зубцами.

А вот «доставляемой» едой пицца стала в середине прошлого века, когда для нее изобрели картонную коробку, в которой «лепешка с начинкой» оставалась горячей и целой на все время доставки. Чуть позже картонные коробки стали использовать для доставки и других блюд. А потом придумали еще и сумки с подогревом, чтобы блюда попадали к клиентам еще более горячими и свежими.

В последующие десятилетия бум доставки еды охватил Европу и весь мир. Азиатские страны — на общем фоне — отличались готовкой/доставкой упрощенных вариантов суши, лапши, супов и салатов.

Освободите женщину от кухни!

Для многих будет открытием: в Советском Союзе подобная услуга ­появилась еще в 1930‑е годы. Но доставляли не готовую еду, а продукты. Причем преуспел в этом деле наш родной Ленинград.

Сохранился плакат-реклама 1937 года, на котором изображена лестница жилого дома, по которой друг за другом шествуют пара баночек консервов (одна из них со шпротами), за ними — молоко, батон, колбаса, что‑то в коробке, перевязанной тесемочкой (по всей вероятнос­ти, конфеты), дальше — рыба: щука в обнимку с селедкой. И замыкает шествие бутылка портвейна.

Все это сопровождается призывом: «Пользуйтесь доставкой на дом!». И обещанием: «Закажите — мы придем. Труд и время сбережем». Здесь же — адреса гастрономов Октябрьского райпищеторга, где можно было сделать заказ — «лично и по телефону». Из них четыре магазина находились на улице 3‑го Июля (кто не помнит, так одно время называлась Садовая), по два — на улице Декабристов и улице Печатников. А всего таких гастрономов с продуктовыми столами заказов в тогдашнем Октябрьском районе Ленинграда было пятнадцать.

В послевоенные годы с рекламой особо не заморачивались. Тем не менее столов заказов в столицах становилось все больше. Но воспользоваться такой услугой могли далеко не все — да, доставка была бесплатной, но цена на каждый товар при заказе возрастала на 20 – 30 %. Часть заказных товаров принадлежала к разряду дефицитных, которые не выставляли на прилавки. Но к такому заказу добавляли что‑нибудь «в нагрузку». Обычно это были продукты, не пользовавшиеся спросом в открытой торговле.

Одним из ключевых событий в истории доставки уже не прос­то продуктов, а именно готовой еды стал очередной всесоюзный съезд — удивимся! — архитекторов. Случилось это в 1955 году. На том съезде зачитали письмо — настоящее или придуманное, решайте сами, — советских женщин. В нем они призывали — цитата: «строить новые дома и кварталы так, чтобы в каждом большом доме или в 3 – 4 средних домах были или столовая, или кафе, или диетстоловая, или специальная столовая для детского питания, или учреждения по отпуску обедов на дом». И далее — ударное: «Что же вы хотите — и при коммунизме обречь нас, женщин, на ежедневное приготовление завтраков, обедов и ужинов?!».

Обрекать советских женщин на столь «постыдное деяние» — приготовление еды собственными руками — ни архитекторы, ни тогдашние чиновники не хотели. Поэтому число столовых, домовых кухонь, где можно было сделать заказ готовой еды, стало быстро расти. Про одну такую общепитовскую точку в 1957 году писала газета «Ленинградская правда»: «Эта столовая обслуживает исключительно тех, кто обедает на дому. В субботу вы можете заказать здесь для своей семьи воскресный обед: солянку, заливную рыбу, пирог с рисом, жаркое. Все это будет доставлено вам на дом в судках и точно в установленный час. Доставка производится бесплатно».

Учреждения общепита, где можно было сделать подобный заказ, были практически во всех городах страны. Но доставку смогли организовать лишь в трех мегаполисах — в Ленинграде, Москве и Новосибирске. В других местах обходились «самодоставкой» или «самовыносом» того, что приготовлено.

В ускоренном темпе

Современный российский рынок доставки готовой еды начал формироваться в 1990-е годы. Поначалу процесс шел вяло — соответствующие службы были только у некоторых кафе и ресторанов и совсем редко у продуктовых магазинов. Первые же крупные структуры начали появляться в 2003 – 2004 годах. И тут впереди всех оказались пиццерии. Тогда же онлайн-торговлю продуктами начали осваивать интернет-магазины.

Однако ни один из игроков-первопроходцев до настоящего времени не дотянул. Пришли сильные конкуренты, сумевшие поднять рынок на новый уровень. Сегодня он растет ускоренными темпами.

Точно так же в ускоренном темпе живет и современный человек. Ненормированный рабочий график и перекусы на бегу сформировали высокий спрос на готовые блюда. Люди стали реже готовить дома, особенно молодежь, а цены в общепите росли и растут… Свою роль в формировании спроса сыграли и два года ковидной пандемии. Люди, оказавшиеся в вынужденной изоляции, из‑за соображений собственной безопасности предпочитали лишний раз не ходить по общественным местам и заказывали доставку еды и продуктов на дом. Пандемия закончилась, тренд сохранился.

Сегодня на рынке представлено множество игроков. За покупателей борются продуктовые розничные сети, специализированные магазины, компании с онлайн-продажами и доставкой, частные предприниматели. Среди последних отметились и фермеры, сумевшие наладить собственную переработку сельхозпродукции и выстроить маршрут от поля/фермы до покупателя. В этом же ряду и маркетплейсы, производители продуктов питания, развивающие собственные интернет-магазины, магазины и киоски с готовой едой, работающие на вынос и на доставку. А также агрегаторы, дарксторы и дарк-китчен…

Интересно будет заглянуть на «кухню» каждого. Но об этом в следующий раз.

Как сообщает Петростат, в июне по сравнению с маем цены на продовольственные товары повысились на 0,3 %. С начала года — на 4,0 %.

Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 2,4 %. В том числе капуста белокочанная — на 26,2 %, лук репчатый — на 11,6, перец сладкий — на 9,0 , томаты — на 4,8, чеснок и картофель — на 3,0, виноград — на 1,7 %. При этом морковь подорожала на 20 %, огурцы — на 9,6, свекла — на 9,2, яблоки — на 6,2, апельсины — на 5,9 %.

Творог, охлажденная рыба стали дороже на 4,3 %, окорочка куриные — на 3,9 , шоколад — на 3,2, мороженое сливочное — на 3,1, кофе — на 2,4 %. Снижение цен отмечалось на чай черный — 3,6 %, яйца куриные — 3,2, колбасу вареную — 2,6 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах июня составила 9315 руб­лей 73 копейки в расчете на месяц, что на 27 руб­лей 76 копеек больше, чем в мае.

Из бытовой техники и электроники подешевели роботы-пылесосы и наушники беспро­водные — на 2,4 %, машины стиральные, миксеры, блендеры — на 1,9 %. При этом пылесосы стали дороже на 2,0 %. Из прочих непродовольственных товаров дороже стали ювелирные изделия из золота — на 5,4 %, фарфоро-фаянсовая посуда — на 2,4, строительные материалы, велосипеды и мотоцик­лы — на 1,4 %.

В июне выросла плата за наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах — на 21,9 %, стоимость проезда в такси — на 4,3, экскурсионных услуг — на 1,6 %. Плата за пересылку простой посылки внутри России снизилась на 3,2 %.

Вокруг тарелки

• В раннем Советском Союзе курьеры, доставляющие продукты, добирались до заказчиков чаще всего пешком. Заказы они несли в заплечном коробе. Для перевозки продуктов на дальние расстояния пользовались велосипедами. На них устанавливали большие ящики — сзади или сбоку. Во втором случае ящики были оснащены отдельным колесом и крепились примерно так же, как коляска мотоцикла.

• В 1960 – 1970‑х годах продукты доставляли на мотоциклах с прицепом или на малотоннажных грузовых автомобилях ­«Иж-2715», известных в народе как «каблук», «башмак», «пирожок». На службе доставки находилась также знаменитая советская «буханка» — «УАЗ-450».

• В июне 2014 года известная российская компания по производству пиццы осуществила первую в мире коммерческую доставку своей продукции с помощью дрона.

• В нынешнем году успешно прошла испытания доставка заказов в труднодоступные районы России с помощью грузового дрона. Аппарат способен транспортировать до 200 килограммов груза на расстояние до 500 километров со скоростью 180 км/ч.

• Первое мобильное приложение для доставки еды появилось в 2009 году. Такие приложения могут создаваться как для конкретных заведений вроде точек быстрого питания, так и для агрегаторов — платформ, объединяющих множество ­ресторанов и курьеров. Самые известные российские агрегаторы — «Яндекс.Еда» и Delivery Club.

• По данным аналитических агентств, чаще всего поступают заказы на доставку фастфуда (57 %), продуктов (54 ), готовых блюд из кулинарии (49 ) и ресторанов (39 %). При этом большинство россиян (61 %) воспринимают доставку еды как способ побаловать себя любимым кушаньем не выходя из дома.

Читайте также:

Счастье в клеточку. Как развивается рынок вафель в России?

Летнее крошево. Как развивается рынок супов в России?


#доставка #продукты #курьеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7957) от 28.07.2025 под заголовком «Еда по заказу».


Комментарии