Как развиваются сервисы доставки еды в России?
Доставку еды на дом, в офис или вообще куда заказчик пожелает эксперты продовольственного рынка называют «относительно новой услугой населению». В чем сильно ошибаются. Любители покопаться в исторических анналах выяснили, что «относительно новой услуге» не несколько десятилетий или даже столетий, а целые тысячелетия.
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Курьера ноги кормят
Древнеримские термополии были чем‑то вроде нынешних кафе быстрого питания, куда состоятельные горожане отправляли слуг за готовой едой. При раскопках Помпеев, например, была обнаружена «сеть» термополиев из девяти десятков заведений, в которых, по утверждению ученых, готовили некое подобие паэльи со свининой, говядиной, птицей или рыбой.
Известно и то, что во время всех эпохальных мировых строек, начиная от египетских пирамид и продолжая европейской готикой, находились люди, которые снабжали домашней едой строителей. А на Руси при постоялых дворах были корчмы, кабаки и харчевни, работники которых по заказу отъезжающих постояльцев упаковывали для них закуски и приносили их прямо в сани и повозки…
Но все историки кулинарии сходятся во мнении, что в ее современном понимании доставка еды родилась в Индии. Там в крупных городах в конце XIX века появились пешие разносчики горячей домашней пищи — даббавала (от дабба — так назывались металлические судки). Существуют они и сейчас. Как и столетие назад, еду для заказчиков готовят не рестораны, а обычные граждане, с которыми заключают специальные контракты. Каждое утро курьер на велосипеде или скутере собирает судки с едой у частных поваров и развозит заказы по адресам клиентов.
Так как доставщики люди в основном малограмотные, пришлось придумать систему логистики, основанную на визуальных символах и цветах. Многие европейские компании взяли эту систему за образец, считая ее удачным примером. Хотя по большому счету в каждой стране ее выстраивают по собственным алгоритмам.
Немалую роль в истории доставки сыграла… пицца. Немного об истории блюда. Первые письменные упоминания о нем датированы I веком до нашей эры. Римлянин Марк Апиций тогда написал книгу, в которой приводились рецепты «прародителей» современной пиццы. На тесто в различных сочетаниях помещали оливковое масло, сыр, мясо цыплят, мяту, орехи, чеснок, перец… Но вряд ли такая пицца появлялась на прилавках вышеупомянутых древнеримских термополий. Ведь это была еда простолюдинов.
Первым, кто в XV веке попытался притащить ее на монарший стол, был король Фердинанд Первый. Однако его желанию воспротивилась королева. И понятно почему: тесто для пиццы месили ногами, а готовое блюдо ели руками. Решить проблему «облагораживания» лепешки взялся другой король — Фердинанд Второй. Не самолично, а назначив ответственным за решение задачи своего повара Дженнаро Спадаччини. Тот придумал взбивать тесто бронзовым пестиком в форме человека и есть готовое блюдо вилкой с четырьмя зубцами.
А вот «доставляемой» едой пицца стала в середине прошлого века, когда для нее изобрели картонную коробку, в которой «лепешка с начинкой» оставалась горячей и целой на все время доставки. Чуть позже картонные коробки стали использовать для доставки и других блюд. А потом придумали еще и сумки с подогревом, чтобы блюда попадали к клиентам еще более горячими и свежими.
В последующие десятилетия бум доставки еды охватил Европу и весь мир. Азиатские страны — на общем фоне — отличались готовкой/доставкой упрощенных вариантов суши, лапши, супов и салатов.
Освободите женщину от кухни!
Для многих будет открытием: в Советском Союзе подобная услуга появилась еще в 1930‑е годы. Но доставляли не готовую еду, а продукты. Причем преуспел в этом деле наш родной Ленинград.
Сохранился плакат-реклама 1937 года, на котором изображена лестница жилого дома, по которой друг за другом шествуют пара баночек консервов (одна из них со шпротами), за ними — молоко, батон, колбаса, что‑то в коробке, перевязанной тесемочкой (по всей вероятности, конфеты), дальше — рыба: щука в обнимку с селедкой. И замыкает шествие бутылка портвейна.
Все это сопровождается призывом: «Пользуйтесь доставкой на дом!». И обещанием: «Закажите — мы придем. Труд и время сбережем». Здесь же — адреса гастрономов Октябрьского райпищеторга, где можно было сделать заказ — «лично и по телефону». Из них четыре магазина находились на улице 3‑го Июля (кто не помнит, так одно время называлась Садовая), по два — на улице Декабристов и улице Печатников. А всего таких гастрономов с продуктовыми столами заказов в тогдашнем Октябрьском районе Ленинграда было пятнадцать.
В послевоенные годы с рекламой особо не заморачивались. Тем не менее столов заказов в столицах становилось все больше. Но воспользоваться такой услугой могли далеко не все — да, доставка была бесплатной, но цена на каждый товар при заказе возрастала на 20 – 30 %. Часть заказных товаров принадлежала к разряду дефицитных, которые не выставляли на прилавки. Но к такому заказу добавляли что‑нибудь «в нагрузку». Обычно это были продукты, не пользовавшиеся спросом в открытой торговле.
Одним из ключевых событий в истории доставки уже не просто продуктов, а именно готовой еды стал очередной всесоюзный съезд — удивимся! — архитекторов. Случилось это в 1955 году. На том съезде зачитали письмо — настоящее или придуманное, решайте сами, — советских женщин. В нем они призывали — цитата: «строить новые дома и кварталы так, чтобы в каждом большом доме или в 3 – 4 средних домах были или столовая, или кафе, или диетстоловая, или специальная столовая для детского питания, или учреждения по отпуску обедов на дом». И далее — ударное: «Что же вы хотите — и при коммунизме обречь нас, женщин, на ежедневное приготовление завтраков, обедов и ужинов?!».
Обрекать советских женщин на столь «постыдное деяние» — приготовление еды собственными руками — ни архитекторы, ни тогдашние чиновники не хотели. Поэтому число столовых, домовых кухонь, где можно было сделать заказ готовой еды, стало быстро расти. Про одну такую общепитовскую точку в 1957 году писала газета «Ленинградская правда»: «Эта столовая обслуживает исключительно тех, кто обедает на дому. В субботу вы можете заказать здесь для своей семьи воскресный обед: солянку, заливную рыбу, пирог с рисом, жаркое. Все это будет доставлено вам на дом в судках и точно в установленный час. Доставка производится бесплатно».
Учреждения общепита, где можно было сделать подобный заказ, были практически во всех городах страны. Но доставку смогли организовать лишь в трех мегаполисах — в Ленинграде, Москве и Новосибирске. В других местах обходились «самодоставкой» или «самовыносом» того, что приготовлено.
В ускоренном темпе
Современный российский рынок доставки готовой еды начал формироваться в 1990-е годы. Поначалу процесс шел вяло — соответствующие службы были только у некоторых кафе и ресторанов и совсем редко у продуктовых магазинов. Первые же крупные структуры начали появляться в 2003 – 2004 годах. И тут впереди всех оказались пиццерии. Тогда же онлайн-торговлю продуктами начали осваивать интернет-магазины.
Однако ни один из игроков-первопроходцев до настоящего времени не дотянул. Пришли сильные конкуренты, сумевшие поднять рынок на новый уровень. Сегодня он растет ускоренными темпами.
Точно так же в ускоренном темпе живет и современный человек. Ненормированный рабочий график и перекусы на бегу сформировали высокий спрос на готовые блюда. Люди стали реже готовить дома, особенно молодежь, а цены в общепите росли и растут… Свою роль в формировании спроса сыграли и два года ковидной пандемии. Люди, оказавшиеся в вынужденной изоляции, из‑за соображений собственной безопасности предпочитали лишний раз не ходить по общественным местам и заказывали доставку еды и продуктов на дом. Пандемия закончилась, тренд сохранился.
Сегодня на рынке представлено множество игроков. За покупателей борются продуктовые розничные сети, специализированные магазины, компании с онлайн-продажами и доставкой, частные предприниматели. Среди последних отметились и фермеры, сумевшие наладить собственную переработку сельхозпродукции и выстроить маршрут от поля/фермы до покупателя. В этом же ряду и маркетплейсы, производители продуктов питания, развивающие собственные интернет-магазины, магазины и киоски с готовой едой, работающие на вынос и на доставку. А также агрегаторы, дарксторы и дарк-китчен…
Интересно будет заглянуть на «кухню» каждого. Но об этом в следующий раз.
Как сообщает Петростат, в июне по сравнению с маем цены на продовольственные товары повысились на 0,3 %. С начала года — на 4,0 %.
Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 2,4 %. В том числе капуста белокочанная — на 26,2 %, лук репчатый — на 11,6, перец сладкий — на 9,0 , томаты — на 4,8, чеснок и картофель — на 3,0, виноград — на 1,7 %. При этом морковь подорожала на 20 %, огурцы — на 9,6, свекла — на 9,2, яблоки — на 6,2, апельсины — на 5,9 %.
Творог, охлажденная рыба стали дороже на 4,3 %, окорочка куриные — на 3,9 , шоколад — на 3,2, мороженое сливочное — на 3,1, кофе — на 2,4 %. Снижение цен отмечалось на чай черный — 3,6 %, яйца куриные — 3,2, колбасу вареную — 2,6 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах июня составила 9315 рублей 73 копейки в расчете на месяц, что на 27 рублей 76 копеек больше, чем в мае.
Из бытовой техники и электроники подешевели роботы-пылесосы и наушники беспроводные — на 2,4 %, машины стиральные, миксеры, блендеры — на 1,9 %. При этом пылесосы стали дороже на 2,0 %. Из прочих непродовольственных товаров дороже стали ювелирные изделия из золота — на 5,4 %, фарфоро-фаянсовая посуда — на 2,4, строительные материалы, велосипеды и мотоциклы — на 1,4 %.
В июне выросла плата за наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах — на 21,9 %, стоимость проезда в такси — на 4,3, экскурсионных услуг — на 1,6 %. Плата за пересылку простой посылки внутри России снизилась на 3,2 %.
Вокруг тарелки
• В раннем Советском Союзе курьеры, доставляющие продукты, добирались до заказчиков чаще всего пешком. Заказы они несли в заплечном коробе. Для перевозки продуктов на дальние расстояния пользовались велосипедами. На них устанавливали большие ящики — сзади или сбоку. Во втором случае ящики были оснащены отдельным колесом и крепились примерно так же, как коляска мотоцикла.
• В 1960 – 1970‑х годах продукты доставляли на мотоциклах с прицепом или на малотоннажных грузовых автомобилях «Иж-2715», известных в народе как «каблук», «башмак», «пирожок». На службе доставки находилась также знаменитая советская «буханка» — «УАЗ-450».
• В июне 2014 года известная российская компания по производству пиццы осуществила первую в мире коммерческую доставку своей продукции с помощью дрона.
• В нынешнем году успешно прошла испытания доставка заказов в труднодоступные районы России с помощью грузового дрона. Аппарат способен транспортировать до 200 килограммов груза на расстояние до 500 километров со скоростью 180 км/ч.
• Первое мобильное приложение для доставки еды появилось в 2009 году. Такие приложения могут создаваться как для конкретных заведений вроде точек быстрого питания, так и для агрегаторов — платформ, объединяющих множество ресторанов и курьеров. Самые известные российские агрегаторы — «Яндекс.Еда» и Delivery Club.
• По данным аналитических агентств, чаще всего поступают заказы на доставку фастфуда (57 %), продуктов (54 ), готовых блюд из кулинарии (49 ) и ресторанов (39 %). При этом большинство россиян (61 %) воспринимают доставку еды как способ побаловать себя любимым кушаньем не выходя из дома.
Читайте также:
Счастье в клеточку. Как развивается рынок вафель в России?
Летнее крошево. Как развивается рынок супов в России?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7957) от 28.07.2025 под заголовком «Еда по заказу».





Комментарии