Как развивается рыбохозяйственный комплекс Ленобласти

В Лужском районе работает сельхозпредприятие, которое разводит… мух. Зачем и почему — чуть позже. А пока несколько цифр статистики, которые на встрече с журналистами озвучил зампред правительства Ленобласти — председатель комитета по АПК Олег Малащенко.

Как развивается рыбохозяйственный комплекс Ленобласти | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Рыбохозяйственный комплекс региона состоит из трех частей. Общая численность хозяйствующих субъектов в этой отрасли — 175 предприятий, на которых трудятся порядка 2500 человек.

Это, во‑первых, добыча — морская и прибрежная. За 12 месяцев прошлого года объем добычи вод­ных биоресурсов по всем районам промысла составил 24,8 тыс. тонн (111,8 % к уровню 2021‑го), из которых морская добыча — 22,375 тыс. тонн. Основные объекты промысла: балтийская сельдь (салака), шпрот (килька), корюшка, плотва, окунь, лещ. Но «большая рыбалка» — зона ответственности прежде всего федерального органа — Росрыболовства.

Объем переработки водных биоресурсов (рыбы и морепродуктов) составил в минувшем году 65,6 тыс. тонн (104 % к уровню 2021‑го), а за первый квартал нынешнего года — 8,3 тыс. тонн (130 % к аналогичному периоду 2022‑го). Рыбоперерабатывающие предприятия области выпускают широкий ассортимент продукции как из местного сырья, так и из сырья, ввозимого из других регионов и зарубежья: охлажденная и мороженая рыба, рыба соленая и копченая, сушено-вяленая рыба, изделия рыбной кулинарии, рыбные пресервы и консервы, морская капуста, икра.

И все‑таки главной заботой областного комитета по АПК является аквакультура, то есть искусственное выращивание рыбы. Ленинградская область стабильно входит в тройку российских регионов по выращиванию радужной форели (после Мурманска и Карелии) и в десятку регионов-лидеров по объемам выращивания товарной рыбы в целом.

На территории 47‑го региона деятельность по разведению рыбы ведут свыше 50 хозяйствующих субъектов. Их количество, как и объемы выращивания рыбы, ежегодно увеличивается. В каждом муниципальном районе есть рыбоводные хозяйства, но наибольшие объемы выращивания рыбы приходятся на Выборгский, Приозерский и Подпорожский районы (88 % от общего объема). В основном на товарных рыбоводных хозяйствах региона выращиваются радужная форель (98 %), а также сиг, осетр, карп, клариевый сом, нельма, палия, судак, телапия. За прошлый год объем производства продукции рыбоводства составил 13,3 тыс. тонн (105,5 % к уровню 2021‑го), из которых половина, 7,2 тыс. тонн, на сумму более 3,6 млрд рублей, отправлена в торговлю.

Еще несколько лет назад аквакультура стала драйвером развития сельскохозяйственного производства в Ленобласти, прирастая по 4 – 5 % в год. Новые экономические и политические условия осложнили жизнь рыбоводов. Прежде всего — по части кормов. «Раньше мы об этом не задумывались», — отметил Олег Малащенко: привезли корма из Европы — и рыба сыта. Теперь необходимо налаживать производство рыбных кормов на своих заводах. Этим занимаются в Гатчине и Тосно». «Да, может, не всегда получается тот результат, что хотелось бы», — признал главный аграрий Ленобласти. Но около 40 % кормов, по его словам, уже удалось заместить собственными.

Крупные рыбоводческие предприятия строят заводы по выпус­ку корма, ищут свои рецептуры. Тут‑то и пригождаются такие инновационные технологии, которые развивают в Луге. Здесь разводят пять видов мух и два вида жуков, которые перерабатывают отходы животноводства в зоогумус и еще «на выходе» откладывают яйца, из которых вылупляются хорошо известные каждому рыболову личинки-опарыши — а это уже в чистом виде белок. Разработчики уверяют, что введение муки из насекомых в корма обеспечивает увеличение прироста рыбы на 5 – 8 % по сравнению с диетой без насекомых.

Мухами, конечно, рыбу не накормишь — чтобы вырастить 1 кг форели, нужно 1,3 кг корма. А его основу, до 80 %, составляет рыбная мука. На вопрос: «Где вы ее берете?», — рыбоводы отвечают уклончиво: «Везде, где найдем». Находят в основном в Мурманске. Но без налаживания тесных связей с Дальним Востоком, где рыбную муку готовят в достаточно больших количествах, ожидать полного импортозамещения по кормам вряд ли можно.

Еще одна проблема — посадочный материал, проще говоря, мальки. Областным рыбоводам даже при нынешних объемах, без учета перспектив, их нужно 12,1 млн в год. Раньше мальков, а также инкубационную икру тоже завозили из‑за границы, хотя это было недешево: года три назад каждая икринка стоила 1 рубль, сейчас, наверное, дороже. Но была гарантия, что из 10 икринок вылупятся 8 форелей-«девочек», то есть у них будет и икра, и более нежное мясо. Теперь в области появилось уже несколько предприятий, где начали создавать свои инкубационные площади и родительские стада. Еще бы перенять технологии, по которым получается «женская» форель. Областной бюджет, по словам Малащенко, возможно, вложится в эти генетические исследования.

Несмотря на все сложности, областной рыбпром нацелен на развитие. Как рассказал зампред областного правительства, рыбоводные участки, которые раньше никто не хотел покупать за 1,2 млн рублей, теперь уходят с торгов за 25 миллионов. Подписан договор о строительстве рыбной фермы на Ладожском озере с перспективой выращивания 7,5 тыс. тонн форели. В целом пресноводные водоемы региона, по расчетам ученых, могут дать 30 тыс. тонн искусственно выращенной рыбы.


#Ленобласть #отрасль #рыба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7422) от 25.05.2023 под заголовком «Мухи и рыбные котлеты».


Комментарии