Как боролись с черным рынком? Архивные материалы о деятельности НКВД по защите Ленинграда
Как мы уже сообщали, к 82‑й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады Центр общественных связей ФСБ России совместно с Управлением ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обнародовали ряд рассекреченных документов из собственных архивов. Они посвящены работе НКВД в осажденном городе. Мы знакомим наших читателей с содержанием некоторых из них.
Источник фото: сайт ФСБ России / fsb.ru
Как отмечают исследователи, сотрудники НКВД выполняли самые различные важнейшие задания, связанные с обороной Ленинграда. Формировали истребительные батальоны, готовили снайперов, участвовали в подготовке партизанских отрядов и их заброске за линию фронта. Части войск НКВД активно участвовали в создании и охране Дороги жизни, обеспечивали охрану продовольствия на перевалочных базах и пунктах.
С началом войны войска НКВД Ленинградского военного округа передали в распоряжение командования Ленинградского фронта около 30 тысяч человек. Об этом говорилось в спецсообщении от 22 марта 1942 года, которое начальник Управления НКВД по Ленинградской области и г. Ленинграду комиссар госбезопасности 3‑го ранга Петр Кубаткин направил наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии. Отмечалось, что часть войск участвовала в боевых действиях, и на март 1942 года потери пограничных и внутренних войск НКВД составили более 8 тысяч человек.
В указанном документе Кубаткин также сообщал о тяжелейших условиях с продовольственным обеспечением, в которых бойцы и командиры пограничных полков и полков внутренних войск выполняли возложенные на них боевые задачи. Тем не менее Кубаткин констатировал: «Политико-моральное состояние войск здоровое, качество несения службы высокое. В боях за Родину отдельные части, подразделения, бойцы, командиры и политработники проявили величайшее мужество, отвагу и героизм. Оставаясь все время на первой линии, ведя активные боевые действия, пограничники Ленинградского округа выполняли наиболее ответственные боевые задачи командования…».
Как отмечает доктор исторических наук Никита Ломагин, руководитель Института истории обороны и блокады Ленинграда, нельзя недооценивать и вклад НКВД в обеспечение порядка в осажденном городе. Дефицит продовольствия неизбежно вел к появлению черного рынка. Сначала на нем были востребованы деньги, однако к концу 1941 года они уже не представляли для спекулянтов большого интереса, и на продовольствие стали обменивать драгоценности и промтовары. Сотрудники органов госбезопасности нещадно боролись с уголовной преступностью, со спекулянтами и расхитителями продуктов питания.
29 августа 1941 года Петр Кубаткин направил в Государственный комитет обороны СССР, Ленинградский обком и горком ВКП(б) и НКВД СССР спецсообщение «О борьбе со спекуляцией и хищениями в г. Ленинграде». В документе сообщалось, что с началом военных действий количество хозяйственных преступлений в городе увеличилось, возник новый вид преступлений — «скупка и спекуляции всевозможными ценностями, драгоценными металлами, камнями и инвалютой». Указывалось, что «возросло количество случаев хищения социалистической собственности, чему способствовало ослабление бдительности руководителей отдельных предприятий в связи с напряженной военной обстановкой и частичной эвакуацией предприятий».
В процессе ликвидации хищнических и спекулянтских групп сотрудники УНКВД изъяли и передали в доход государства 8400 золотых рублей царской чеканки, 8 кг золотых изделий, 209 золотых часов, 840 бриллиантов от 0,5 до 6 карат, 84 кг серебряных изделий, 763 тысячи рублей и 393 тысячи рублей облигациями госзайма 1938 года. «От спекулянтов и расхитителей социалистической собственности изъято ценностей, наличных денег и различных товаров на сумму около 6 миллионов рублей», — значится в документе. 570 человек были привлечены к уголовной ответственности, из них 403 человека арестованы.
В спецсообщении приводились отдельные, наиболее вопиющие случаи преступлений. Так, директор завода «Интехкож» и его старший бухгалтер, воспользовавшись эвакуацией предприятия, «путем подлогов» похитили из кассы завода около 100 тысяч рублей. Еще одна «группа лиц» занималась «организованным хищением» в столовой № 25 Володарского района, органы НКВД изъяли у них 100 литров растительного масла, 160 кг сахара, 1050 метров тканей и 160 пар обуви. Следствие установило, что указанные лица «похищали продукты столовой и перепродавали их по спекулятивным ценам». «Военным трибуналом основные участники этой группы приговорены к расстрелу», — указано в документе.
Первая блокадная зима 1941/42 годов стала временем испытания на прочность и сотрудников НКВД. В условиях голода спекуляция продуктами и ценностями возросла, так что борьба с мародерами потребовала серьезных усилий.
Об этом, в частности, можно судить по спецсообщению, которое 22 апреля 1942 года Петр Кубаткин направил заместителю наркома внутренних дел СССР комиссару госбезопасности 3‑го ранга Всеволоду Меркулову. В документе подчеркивалось: «…Всего Ленинградской милицией арестовано 6.308 человек расхитителей социалистической собственности и спекулянтов, пытавшихся дезорганизовать торговлю, расхищавших нормированные продукты и товары. У арестованных спекулянтов и расхитителей изъято свыше 315 тонн муки, крупы, мяса и др. продуктов».
Читайте также:
«Сзади Нарвские были ворота…». Памятник победителям Наполеона стал символом обороны Ленинграда
«Мы выдержали!»: Неизвестный дневник 1944-го о последних днях блокады
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (8083) от 04.02.2026 под заголовком «Как боролись с черным рынком».




Комментарии