Покоряя вершины. Как работает новый международный центр компетенций в Петербурге

Как мы уже сообщали, при Горном университете создан Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Соответствующий закон 31 октября подписал президент РФ Владимир Путин.

Покоряя вершины. Как работает новый международный центр компетенций в Петербурге  | ФОТО Кирилла Кухмаря/ТАСС

ФОТО Кирилла Кухмаря/ТАСС

Идея создать в России образовательную площадку для выращивания элиты минерально-сырьевого комплекса впервые прозвучала на Всемирном форуме ресурсных университетов, который прошел два года назад в Горном. Ректоры профильных вузов из более 50 стран мира тогда поддержали инициативу петербуржцев, которые незадолго до этого заручились поддержкой генерального секретаря ЮНЕСКО Ирины Боковой.

Диплом университета, даже самого престижного, не должен сразу открывать дорогу к вершинам карьеры, говорил с трибуны той конференции ректор Горного Владимир Литвиненко. Ведь «корочки» летчика не дают тому права садиться за штурвал любого самолета, а у специалиста, отвечающего, скажем, за бурение газовой скважины, степень ответственности не меньше.

Без принятия эталона инженерной компетенции горная отрасль, страдающая от нехватки спецов, способных выполнять в своем деле «фигуры высшего пилотажа», развиваться не может. Только формировать этот эталон должны не вузы, а профессиональные сообщества. Обеспечить обладателям университетских дипломов пропуск к заветным должностям должна система профессиональной аттестации. Такие структуры, рассчитанные на специалистов, работающих в шахтах, на горно-обогатительных комбинатах и нефтегазовых промыслах, действуют в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Подобная система должна появиться и в России, убеждали петербуржцы. Тем более что горная школа в ее нынешнем виде работодателей не устраивает...

Когда наша страна перешла на двухступенчатую систему высшего образования, в вузовской среде это вызвало раскол (по ряду направлений руководителям Горного, кстати, удалось тогда отстоять у себя специалитет, пятилетнюю программу обучения). Сторонников Болонского процесса хватало. Но прошло время, и голоса многих из них поутихли, а недовольство компаний, которые, получая выпускников первой ступени, вынуждены их терпеливо доучивать, тратя время и деньги, продолжало расти.

Особенно в горном деле, где требования к промышленной безопасности чрезвычайно высоки, а ошибки приводят порой к многомиллионным убыткам и катастрофическим последствиям. Но профессиональные компетенции бакалавров в российских стандартах до сих пор не прописаны, что вызывает сумятицу, считает Владимир Борзенков, руководитель центра международных программ Горного университета.

«Наши прадеды понимали, как готовить горняков, - отмечает он. - В дореволюционной России молодой человек, окончив такой кадетский корпус, мог получить офицерский чин только после того, как поработает на казенных предприятиях два-три года, не раньше».

А ведь условия работы с тех пор сильно изменились. «Легких» лицензионных участков не осталось: сегодня приходится уходить в буквальном смысле все глубже, извлекая породу с меньшим содержанием руды и применяя новые методы обогащения сырья. Так что без высоких технологий на рудниках и шахтах уже не обойтись. Недаром на железорудное Яковлевское месторождение (Белгородская область), где сплошные цифровые системы и чуткие датчики, специалистов везут как на экскурсию изо дня в день.

Между тем в определение «качественный бакалавр» свое понимание вкладывают не только разные вузы одной страны - у каждой сырьевой державы на этот счет собственная точка зрения. Так, в Германии, где шахтных выработок не осталось, подземным способам освоения месторождений студентов уже не учат. Зато помогают им осваивать мудреные, как в космосе, технологии. А афганским горнякам, имеющим дело с допотопным оборудованием, постигать по учебникам эти премудрости вроде бы ни к чему.

Но, поскольку разные страны стремятся к формированию единого образовательного пространства, следует договориться, каким будет «школярский» стандарт в горном деле. То есть в каких областях и какими знаниями должны обладать представители таких вузов, на какой лабораторной базе их учить и в какую сумму обойдется подготовка одного такого специалиста.

По-хорошему на бакалавра-горняка нужно тратить не меньше 12 - 15 тысяч долларов (магистр стоит примерно вдвое дороже), как в ведущих европейских университетах, учитывая приобретение дорогостоящих тренажеров, строительство полигонов, зарубежную стажировку и т. д. А посланцы развивающихся стран, приезжая в Горный университет, признают: мол, хотим создать у себя такой же хороший вуз, как у вас, только с другим, более скромным, бюджетом...

Словом, необходимость унифицировать национальные программы обучения «властителей» недр назрела давно. И открывающийся в Петербурге международный центр этим займется. В то же время он будет продвигать отраслевую науку, чтобы страны Азии, Африки и Латинской Америки, модернизируя свои горные предприятия, имели доступ к передовым технологиям. Хотя бы потому, что цена ошибок в этой отрасли действительно высока: вспомним аварию в Мексиканском заливе, когда один неосторожный шаг спровоцировал чудовищный разлив нефти в океанских глубинах.

Да и российский минерально-сырьевой комплекс в подобных исследованиях остро нуждается. Компания «Апатит» (Мурманская область), к примеру, специализируется на добыче фосфатного сырья, а редкоземельные минералы, которые в том регионе имеются, ждут своей очереди: увы, нет нужных технологических инструментов. В освоении месторождений, однако, должен преобладать комплексный подход, ибо российские земли сказочно богаты.

Чтобы не изобретать велосипед, россияне взяли за основу британскую систему международной сертификации, подписав соглашение (после трехлетней совместной работы) с лондонским Институтом минералов, материалов и горного дела (IOM3), представительство которого появится в Петербурге. Аккредитация сотрудников минерально-сырьевых компаний в России будет проходить по восьми направлениям.

Эксклюзивное право оценивать уровень подготовки их посланцев получат эксперты IOM3 и сотрудники Горного, которые прошли обучение в этом университете (пять - семь человек по каждой специальности) и обрели полномочия наделять профессиональным статусом, признающимся в 124 странах мира, геофизиков, геологов, нефтяников и др. Причем не только российских: филиалы петербургского центра, сотрудничать с которым пожелали Горный университет Леобена (Австрия), Фрайбергская горная академия (Германия), профильные вузы Канады, Китая, Австралии, открыты будут на всех континентах. И не только в развивающихся странах.

Горный передаст новой структуре в безвозмездное пользование служебные помещения. Она поселится в его главном корпусе на набережной Лейтенанта Шмидта, а позже, возможно, переберется в отдельное здание. Ежегодные отчисления из федеральной казны, чтобы центр осуществлял свою деятельность, составят 180 млн рублей.

Не исключено, однако, что ему удастся подключить финансирование ЮНЕСКО. И уж точно центр, которому будут доступны все ресурсы старейшего в России технического вуза, сможет сам зарабатывать средства. А в Горном университете свои корпоративные площадки откроют - по примеру «Бритиш Петролеум», «Шнайдер Электрик», «Тотал» - другие зарубежные и российские отраслевые гиганты.

#образование #специалисты #Горный университет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6319) от 12.11.2018 под заголовком «К горным вершинам».


Комментарии