Из-за парты на атомоход. Как в Петербурге готовят инженеров для ледокольного флота
Бывалый моряк, попав в это здание на Васильевском острове, удивится. Перешагнул порог и - на тебе - оказался на центральном посту управления судном. Высота потолков, расположение светильников и цвет стен - все один к одному, не говоря уже про оборудование. Только «палуба» не качается, и если приподнять рольставни, увидишь за ними не бескрайние ледяные просторы, а обычный двор. Хотя атомных ледоколов проекта 22220, для которых здесь, в открывшемся недавно Центре морских арктических компетенций, будут готовить специалистов, в морях пока нет. Эти плавучие громады Балтийский завод еще строит.
Ледокол «50 лет победы» скоро уступит первенство «Арктике». ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС
Подготовка инженеров для ледокольного флота ведется сегодня только в нашем городе. Причем уже более полувека - с той поры как в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ), который все знают как Макаровку, появилась соответствующая кафедра. Вуз учит студентов, а открывшийся при нем институт дополнительного профессионального образования (ДПО) дает знания и навыки морякам, готовым повысить свою квалификацию.
Такая схема до поры до времени устраивала Атомфлот, в состав которого входят самые мощные в мире суда ледового класса. Устраивала до тех пор, пока петербургские корабелы не приступили к строительству ледоколов совершенно нового уровня. Головное судно «Арктика» этого проекта было спущено на воду позапрошлым летом, а в будущем году должно вступить в строй. Следом появятся два других.
Экипаж «Арктики» одним из первых сядет за парты центра общей площадью около 200 кв. метров, появившегося на Василеостровской площадке ГУМРФ. Точнее - в кресла тренажерного комплекса судна, моделирующего работу командного пункта «Арктики» и спроектированной для нее энергетической ядерной установки «РИТМ-200». Эта техника гораздо сложнее, чем та, с которой морякам приходилось иметь дело. И, чтобы освоить ее, мурманского тренажерного центра, где «ледокольщики» упражнялись перед выходом в студеные моря, уже недостаточно.
Суда проекта 22220 смогут работать на разных глубинах, раздвигая корпусом более крупные льды: они будут иметь асинхронные гребные двигатели общей мощностью 70 мегаватт. «Командовать» установленным там реактором станет труднее, но благодаря высокому уровню автоматизации обслуживать все судовое хозяйство сумеют, предположительно, 50 - 60 человек. Вдвое меньше, чем на ледоколах прежнего класса, уточняет Юрий Гурьев, первый заместитель директора института ДПО.
«Вот он - наш главный «учитель», - показывает он на вытянувшуюся большой подковой стойку с мониторами, рычажками и тумблерами. - Здесь смогут заниматься, отрабатывая действия по управлению судовыми системами в обычном режиме и при нештатных ситуациях, пять человек. То есть вся судовая вахта: оператор реакторной установки, электромеханик, старший вахтенный механик, главный физик и «эрбешник», специалист по радиационной безопасности» (РБ).
В состав центра входит и так называемый функциональный тренажер (еще два рабочих места), где двигать рычагами управления можно не «вживую», а на экране с помощью компьютерной мышки. Он нужен для того, чтобы, набив руку, сесть за настоящий «двойник» центрального поста управления и затем сдать экзамены в Ростехнадзоре, получив допуск к работе на ядерном судовом объекте.
Ветеранам флота, приглашенным для работы в ГУМРФ, доверят руководить практическими занятиями. А в соседнем помещении курсантам будут читать лекции преподаватели вуза и сторонние эксперты. Для мореходов, испытавших «дыхание» Арктики, которые надумают переходить с одного ледокола на другой, более современный, и с одной должности на более высокую, продолжительность курса составит 320 часов. Новичкам же придется заниматься куда больше, поясняет Гурьев.
Занятия в центре начнутся с января будущего года. К тому времени предстоит подготовить пакет учебных программ и методических материалов. А еще нужно завершить настройку не имеющего аналогов тренажерного комплекса, который создали специалисты расположенного в Сосновом Бору Научно-исследовательского технологического института имени А. П. Александрова.
Но и позже разработчики не перестанут «опекать» свое детище, улучшая его по мере развития арктических атомоходов нового проекта. Хотя это само собой разумеется. Любопытнее другое: новый центр был открыт в помещении, которое полностью занимала вузовская лаборатория турбомашин. А еще раньше там стояли агрегаты, вырабатывающие электроэнергию для Васильевского острова, тоже для своего времени достаточно «навороченные». Так что связь времен в этом смысле вполне очевидна.
НАША СПРАВКА. Атомные ледоколы нового поколения серии 22220 (проект разработало центральное конструкторское бюро «Айсберг» по заказу Атомфлота) будут работать в устьях северных рек и обеспечат круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути, главным образом для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и Азии.
Появление таких судов, рассчитанных на преодоление льда толщиной до трех метров с устойчивой скоростью, позволит России укрепить свои стратегические позиции в арктической зоне. В 2019 г. вступит в строй «Арктика», названная в честь одноименного ледокола проекта 10520, который первым покорил Северный полюс в 1977 году. Через год, как ожидается, начнет действовать «Сибирь», а третье судно проекта «Урал» планируется ввести в 2021 - 2022 гг.
Обучение экипажей для этих судов ведется в соответствии с требованиями международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) от 1978 года и согласно стандартам качества.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6329) от 26.11.2018 под заголовком «Из-за парты на атомоход».
Комментарии