Из варяг в персы. Как датский священник путешествует по России

На своей лодке-долбленке датский путешественник Томас Франк нынешней осенью прошел маршрутом викингов – «из варяг в персы»: в конце лета стартовал из Старой Ладоги и за пятьдесят дней добрался до Астрахани.

Из варяг в персы. Как датский священник путешествует по России | В Петербурге Томасу Франку, по его собственным словам, нравится практически все. Напрягают только транспортные пробки: в его родном Виборге с этим как-то проще. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Петербурге Томасу Франку, по его собственным словам, нравится практически все. Напрягают только транспортные пробки: в его родном Виборге с этим как-то проще. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вернувшись в Петербург, датчанин подвел итоги своего путешествия и в Русском географическом обществе поделился впечатлениями с широкой публикой. Мы же встретились с ним в Датском институте культуры на набережной реки Мойки: именно это учреждение помогало своему соотечественнику в достаточно рискованном путешествии.

Внешне Томас Франк выглядит как типичный скандинав: высокий, суровый, рыжебородый. Он теолог, священник, член датского Королевского географического общества, живет в городе Виборге, преподает в университете Орхуса. Его жена Тина тоже теолог и священник, только в другом приходе.

Томас путешествует уже почти тридцать лет, он объездил едва ли не всю Центральную Европу и Африку. Первую экспедицию он совершил в 1993 году по реке Нилу. В России это его вторая экспедиция, первая состоялась четыре года назад, когда он водным маршрутом за 65 дней прошел от Старой Ладоги до Стамбула. 

Палатка.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Странствует он всегда в одиночку. Говорит – ничто не должно отвлекать. Как относится жена к подобному увлечению супруга?

Семейная жизнь должна быть построена на доверии, – уверен Томас. – Оно состоит и в том, что нужно своей второй половинке предоставлять определенную свободу и независимость. Жена не считает мои путешествия хорошей затеей, но вынуждена мириться с ними, поскольку понимает, что это часть моей жизни. Может быть, ее чувства сродни тем, что испытывали тысячу лет назад мои соплеменницы, провожая мужей в дальние походы. Ведь неизвестно было, вернутся ли они...

Впрочем, для Томаса Франка подобные экспедиции вовсе не способ экстремального отдыха. Он серьезно занимается историей, прекрасно владеет материалом средневековых источников.

Я обратил внимание, что тема взаимосвязей между Русью и Скандинавией в Средние века достаточно слабо отражена в европейских исторических трудах, – поясняет путешественник. – Поэтому решил проверить на практике прочитанное в древних рукописях и современных книгах. Точнее и правильнее будет сказать, что я шел по пути не только варягов, но и тех русских племен, которые населяли эти места. Это был общий путь.

Специально для этой экспедиции мастер Михаил Напылов из деревни Аристово Нижегородской области изготовил для Томаса лодку-долбленку – ее еще называют ботником. Он сделал ее из ствола осины по образцу тех, что скандинавы, судя по историческим свидетельствам, использовали в давние времена. Длина – 5,5 метра, вес – 40 кг.

Когда я впервые узнал об этом мастере, был изумлен: в Скандинавских странах таких не осталось. Я обратился к Михаилу и заказал у него лодку, – поясняет потомок викингов.

Первые сто километров Томасу пришлось идти против течения. Пять дней занял путь до Тихвина, самым сложным оказалось преодолеть разрушенные шлюзы Тихвинской водной системы и при этом не повредить лодку.

Всего он прошел не меньше десятка рек, последней была Волга. По его словам, наибольшую сложность представило обмеление некоторых водных протоков, указанных на картах, поэтому иногда приходилось волочить лодку на специальной тележке. И через шлюзы, конечно, тоже требовалось тащить ботник посуху.

На старте Томас запасся десятью килограммами продуктов – естественно, сухой паек, который требовалось затем разводить в горячей воде. Плюс двадцать литров питьевой воды, а также аптечка – все-таки предприятие весьма рискованное. К счастью, она не пригодилась.

Ночевки – на берегах. Обычно за час до захода солнца Томас начинал искать оптимальное место для остановки. По его словам, иногда везло больше, иногда – меньше, но это не было особой трудностью для подобного путешествия, которое само по себе предполагает экстремальные условия.

Запланировать заранее стоянки было невозможно: все зависело от погодных условий... Едва ли не самый «экстремальный» случай в ходе всей экспедиции произошел тогда, когда в мою палатку забралась маленькая мышка. Я бы с удовольствием взял ее в лодку, но это означало бы подвергнуть мышку опасности, – улыбается Томас.

Конечно, по дороге надо было пополнять запасы питьевой воды и еды. По словам путешественника, это было частью рутинного стресса: всегда требовалось рассчитывать, когда закончатся припасы и когда их надо будет восполнять.

Конечно, я религиозный человек и не сомневаюсь, что святой Николай, покровитель моряков и путешественников, помогал мне в походе, – говорит Томас. – Кстати, как раз когда я проходил по реке Сясь, дома родилась внучка. Ее назвали Ольгой. Когда она вырастет, я обязательно расскажу ей историю про русскую княгиню Ольгу...

Все путешествие датчанин вел бортовой журнал и регулярно отмечал свое местоположение, которое можно отслеживать в режиме онлайн на его сайте.

Я хотел проверить гипотезу о том, что предки скандинавов сотни лет назад заходили далеко на юг России именно на маленьких лодках-долбленках, а не только на больших ладьях, как это обычно считается, – говорит путешественник. – Тем более что в древних манускриптах есть упоминания о подобных походах.

Проверка удалась: этот тип лодки действительно способен преодолевать большие расстояния по рекам, бороться с сильным ветром и течением. По словам Томаса, выяснить это было бы невозможно, если бы он ограничился только занятиями в архивах и библиотеках. Теперь датчанин уверен, что именно такие лодки упоминались в древних скандинавских источниках.

Большим открытием для Томаса стало и то, что в тех местах, где он проходил, ему удалось увидеть лодки местных жителей, очень похожие на те, что когда-то использовали скандинавы. Сегодня их применяют для рыбалки и небольших походов...

Экспедиция позволила мне пообщаться с огромным количеством людей, – рассказал Томас. – Благодаря поддержке Датского института культуры удавалось организовывать встречи в музеях, расположенных по моему маршруту. Каждая была по-своему интересной. Например, в Астрахани я познакомился с подростками, которые занимаются в морском кружке, и поведал им о древних традициях кораблестроения.

Томас надеется, что его лодка, на которой он преодолел путь от Старой Ладоги до Астрахани, станет экспонатом датского музея, посвященного восточным походам викингов. На вопрос, намечает ли он еще походы по России, путешественник ответил:

Хотелось бы! Но мне уже пятьдесят два года. Боюсь, что это моя последняя экспедиция такого рода, поскольку физически она все-таки очень тяжелая.


#путешествия #Россия #маршрут

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7039) от 27.10.2021 под заголовком «Из варяг в персы».


Комментарии