2Vtzqv4Hz9U

Из музея в президенты. Главой Эстонии стал Алар Карис

В последний день лета в соседней Эстонии случились две политические неожиданности. Первая – действующий президент страны Керсти Кальюлайд потеряла свое руководящее кресло. Вторая – у руля страны ее сменил 63-летний биолог и генетик экс-ректор Тартуского университета, а в последние четыре года директор Эстонского национального музея Алар Карис.

Из музея в президенты. Главой Эстонии стал Алар Карис | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Чтобы понять, почему произошел такой политический катаклизм, надо хотя бы коротко рассказать о системе власти в Эстонии. Как известно, это парламентская республика, и вся полнота власти в ней принадлежит парламенту (рийгикогу), назначающему правительство и главу кабинета министров, который де-факто является политическим главой государства. Должность президента страны в большей степени ритуально-представительская, хотя, например, он отвечает за внешнюю политику и международные отношения. Тем не менее президент в Эстонии не выбирается всенародным голосованием, его избирают на своем заседании депутаты рийгикогу. Если же три попытки оказываются неудачными, спикер парламента передает полномочия избрать президента специальной коллегии выборщиков.

Нынешние выборы президента проходили в связи с тем, что у Керсти Кальюлайд заканчивался первый пятилетний срок пребывания в этой должности. Она собиралась баллотироваться и во второй раз, тем более что к этому времени подоспели результаты последних соцопросов: согласно им, население считает Кальюлайд самым популярным политиком в стране. Однако оказалось, что эти данные совершенно не интересуют правящую коалицию, которая отказалась поддерживать ее кандидатуру. Депутаты от Центристской и Реформистской партий представили в избирком 59 подписей в поддержку директора Национального музея страны Алара Кариса.

Дело в том, что, по конституции, кандидат в президенты, чтобы получить право избираться, должен заручиться предварительно поддержкой как минимум 21 депутата из 101. Вроде бы совсем немного, но и этот показатель оказался непосильным для действующего президента, поскольку оппозиционные партии никогда не поддерживали кандидатуру Керсти Кальюлайд. По большому счету получилось, что ее бросили союзники.

Впрочем, интрига с избранием нового президента страны на этом не закончилась. Несмотря на то что в бюллетене значилась лишь фамилия Кариса, голосов депутатов только правящей коалиции ему для победы не хватало. В первом туре кандидат получил 63 голоса при необходимых 68. Однако на следующий день, видимо, после закулисных переговоров с рядом оппозиционных депутатов, Алар Карис набрал 72 голоса и стал пятым президентом Эстонии.

Изучая его биографию, можно прийти к выводу, что главой государства избрали достаточно известного в стране человека, который никогда не занимался политической деятельностью. Карис родился в Тарту, в этом известном университетском городе он провел большую часть своей жизни. Здесь в 1976 году окончил среднюю школу, а затем поступил на ветеринарный факультет Республиканской академии сельского хозяйства, через пять лет получил диплом биолога. Став ученым, специалистом в молекулярной генетике, он стажировался в ряде университетов в Германии и Великобритании. В конце 1990-х годов Карис, уже будучи профессором, возглавил кафедру в Тартуском университете, еще через три года был выбран ректором Эстонского университета естественных наук.

Высшей ступенью в научно-преподавательской деятельности для будущего президента страны стала должность ректора старейшего в Эстонии Тартуского университета, которую он занял в 2007 году. Через пять лет, хотя претензий к нему не было, Карис не стал выставлять свою кандидатуру на новый срок, он захотел возглавить научный журнал. Но здесь в судьбу Кариса вмешались депутаты парламента страны, которые предложили ему резко поменять направление своей карьеры и перейти на госслужбу. Так, весной 2013 года он был назначен главным государственным контролером страны (служба, аналогичная Счетной палате РФ). На этой должности Карис проработал четыре года, пока в 2017-м не развернул свою карьеру в совершенно другую сторону – стал директором Эстонского национального музея, старейшего этнографического музея в республике. И вот теперь новый зигзаг карьеры.

Как мы видим, в большой политике Алар Карис новый человек. Ею он не занимался никогда в своей достаточно длительной карьере. С другой стороны, его имя в Эстонии известно весьма хорошо и с положительной стороны. Ни в каких скандалах он не замечен, дружит с прессой, за словом в карман не лезет. Конечно, президентом Карис стал в определенной мере случайно, в результате подковерной политической борьбы различных сил в парламенте и закулисных договоренностей между фракциями. В этом может заключаться его слабая позиция. В то же время новый президент за должностью не гнался, никаких обязательств перед политической элитой у него нет, и потому на своем новом месте он может вести себя достаточно свободно и независимо.

Не стоит ожидать от Алара Кариса каких-либо прорывов на международной арене или в российско-эстонских отношениях. Но можно ожидать, что на своем посту неплохой ученый и опытный управленец будет более уравновешенным в своих подходах как к текущей политической ситуации, так и ко всем проживающим в Эстонии людям. Первые шаги, правда, словесные, избранного президента Эстонии обнадеживают. В беседе с порталом Delfi, проведенной уже после его избрания, он повторил свое предвыборное обещание разговаривать с русскими жителями государства на их родном языке. Хотя Карис не смог вспомнить, когда последний раз говорил на русском, он пообещал восстановить его (правда, на вопрос, когда это случится, ответил неопределенно – «возможно, другую через месяц, возможно, через три года»). Кроме того, он пообещал сохранить часть образования в школах на русском языке, при этом добавив простую, но справедливую мысль: «Всем, кто живет в Эстонии, важно понимать эстонский язык, это в интересах самих людей».

#правительство #Эстония #президент #власть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7007) от 10.09.2021 под заголовком «Из музея в президенты».


Комментарии