Инвестиционный дипломат: глава РФПИ Кирилл Дмитриев вышел на первый план в процессе налаживания диалога с США
Выход главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева на первый план в процессе налаживания диалога с американцами стал для СМИ и большинства экспертного сообщества достаточно неожиданным. Ведь, несмотря на свою разнообразную и неординарную биографию, в дипломатических коридорах он замечен не был и к непосредственной работе по линии российского МИД не привлекался.

ФОТО Алексея Никольского/POOL/ТАСС
Хотя Кирилл Дмитриев был хорошо известен как экономист-практик и в качестве одного из наиболее квалифицированных специалистов по инвестициям по праву находился в сотне лучших таких профессионалов в мире. Впрочем, вполне естественно, что до последнего времени он оставался как бы в тени для широкой публики. И ни в каких рейтингах популярности ведущих политиков его имя не фигурировало. Хотя очевидно, что в верхах российской власти имя и возможности Дмитриева были хорошо известны. А потому его выход на первый фланг на недавних российско-американских переговорах в Саудовской Аравии был решен на самом верху, что в свою очередь закономерно вызвало большой интерес у широкой общественности к его личности.
Биография Кирилла Дмитриева неординарна и не совсем обычна для ныне высокопоставленного российского политика. Родился он в Киеве в 1975 году в интеллигентной русской семье. Его дед был полковником Советской армии, отец — профессором-биологом, работающим в системе Академии наук. Судьба будущего высшего российского чиновника могла бы сложиться иначе, если бы в начале 1990‑х, когда Кирилл учился в престижной физико-математической школе, в гости к Дмитриевым не приехала семья из США, участвовавшая в программе «гражданской дипломатии». Юный Дмитриев загорелся идеей получить образование за океаном, и это ему удалось. Вот как описывает этот период он сам в одном из интервью: «В результате два года я учился в Foothill College и потом получил полную стипендию для оплаты обучения в Стэнфорде. Никаких родственников у меня там не было, я оказался одним из немногих иностранных студентов, получивших полную стипендию на весь срок обучения».
В 1996 году Дмитриев с отличием окончил Стэнфордский университет и получил степень бакалавра по экономике. Но на этом он не остановился и через четыре года получил диплом бизнес-школы Гарвардского университета. Еще обучаясь в Стэнфорде, Дмитриев начал карьеру в инвестиционном банке Goldman Sachs в Нью-Йорке. Американский период длился больше десяти лет, в течение него он занимал различные руководящие должности в ведущих западных банках, консалтинговых и инвестиционных фондах, работал в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Праге и Москве.
Похоже, организаторские таланты Кирилла Дмитриева со временем были замечены и по достоинству оценены в Москве. В 2011 году он становится генеральным директором Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Он объяснял свое назначение тем, что к тому моменту у него уже был успешный опыт инвестиций в России. «Плотно общаться с представителями государства я начал недавно», — подчеркивал Дмитриев в интервью 2012 года. По его словам, идея создания РФПИ изначально появилась в Минэкономразвития, а важную роль в приобретении ею веса сыграла возглавлявшая на тот момент ведомство Эльвира Набиуллина. Владимир Путин и Дмитрий Медведев ее поддержали и поставили задачу «создать такую модель фонда, которая стала бы итогом открытого диалога с ведущими мировыми инвесторами и пользовалась бы их поддержкой», уточнял Дмитриев.

Под его руководством фонд развивал сотрудничество с инвесторами из Китая, ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара, Японии, Кувейта, Бахрейна, Турции, европейских и других стран. «Из тех сделок, которые мы отбираем и объявляем, реализуется около 90 %. Еще 10 % не закрываются из‑за финальных разногласий, изменений рыночных условий или других условий», — говорил глава РФПИ в интервью РБК в 2020 году. В 2023‑м Дмитриев заявил, что изначально РФПИ в качестве одного из основных направлений рассматривал Ближний Восток. Считается, что прочные связи Дмитриева с шейхами Персидского залива, в частности с саудитами, сыграли немалую роль в подготовке первого акта наших переговоров с американцами.
Впрочем, первый шаг для выхода из инвестиционной тени на открытую политическую сцену Кирилл Александрович сделал, когда страна боролась с ковидом. Тогда он появился на телеэкранах, а структуры РФПИ стали главными операторами по организации производства и продвижению вакцины «Спутник V». Дмитриев не только контролировал финансирование производства этой вакцины, но и лично вел переговоры с главами многих государств. В результате Россия стала продавать лицензии на производство нашей вакцины по всему миру, что не только принесло стране миллиарды, но и значительно повысило престиж российской науки.
Назначение Кирилла Дмитриева спецпредставителем президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и его миссия на переговорах вместе с главой российского МИД Сергеем Лавровым и помощником президента Юрием Ушаковым, конечно же, не случайны. Так же не случаен его недавний визит в Вашингтон для продолжения переговоров. Кстати, это был первый визит с 2022 года, выполненный высокопоставленным представителем России, посетившим Соединенные Штаты с начала конфликта на Украине. Дмитриев зарекомендовал себя не только успешным инвестиционным специалистом, что невозможно без определенных качеств сильного переговорщика и умелого дипломата. Он умело и, главное, эффективно защищал интересы России в непростые «ковидные» времена. Не надо забывать и то, что у него есть украинские корни и он хорошо знает сильные и слабые места киевской власти.
Наконец, сильной стороной Кирилла Дмитриева является отменное знание глубинных сторон экономической жизни Америки, ее законов и правил функционирования. При этом он не только разбирается в них, но и имеет хорошие связи с «капитанами» американского бизнеса и политического истеблишмента. Примечательно, что в Штатах распространено мнение, что выход на авансцену Дмитриева во многом связан с его особыми, как полагают, отношениями не просто с американскими консерваторами, но и непосредственно с семьей самого Дональда Трампа. Считается, что еще в 2017 году он установил рабочие контакты с зятем президента Джаредом Кушнером, одним из близких к Трампу не только родственников, но и советников.
Глава РФПИ молод (кстати, завтра ему исполняется 50 лет), энергичен, у него хорошие отношения с прессой. Его по достоинству оценили в высших эшелонах власти, а главное — ему доверяет президент России. Похоже, у Кирилла Дмитриева есть все возможности для будущего карьерного роста.
Читайте также:
Эпизод или явление? Западные компании хотят вернуться в российский бизнес
Исторический рекорд: мировые цены на золото впервые достигли 3052 доллара за тройскую унцию
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7887) от 11.04.2025 под заголовком «Инвестиционный дипломат».
Комментарии