Что изменилось в Испании после «парламентского переворота»

Происшедший на стыке мая и июня «парламентский переворот» в Испании привел к замене одного правительства меньшинства другим. Но изменение конфигурации власти не привело к политической стабильности в пиренейском королевстве.

Что изменилось в Испании после «парламентского переворота» |

На кого опирается Санчес

Как подметил мой приятель - французский сенатор, хорошо знакомый с политической кухней Мадрида, «вряд ли можно найти еще в Европе политсцену, где бы было столько интриг, как в Испании». Эти слова я вспомнил в начале июня, когда нижняя палата испанского парламента - конгресс депутатов - вынесла вотум недоверия правительству правоцентристской Народной партии, после чего уже бывший премьер-министр Мариано Рахой покинул и пост председателя НП.

Европейские политологи и журналисты в 2016 году с лихвой насмотрелись на изощренные интриги ведущих политиков королевства, пытавшихся «смастерить» парламентское большинство после двух подряд законодательных выборов, так и не давших ни одной из испанских партий твердого преимущества в конгрессе депутатов. Тут были самые разные комбинации (как-то, будучи в Мадриде, услышал от эксперта, что имелось минимум 11 вариантов различных правительственных коалиций). В кулуарные переговоры были вовлечены как лидеры всех четырех ключевых общенациональных политических сил (НП, Испанской социалистической рабочей партии, ИСРП, партии «Сьюдаданос» - «Граждане» и левой коалиции «Объединенный Подемос»), так и представители региональных политических партий. Лишь благодаря «внутрипартийному перевороту» в ИСРП удалось возобновить работу правительства меньшинства Рахоя. Но возвращение Педро Санчеса на пост генерального секретаря соцпартии изменило ситуацию: вторая по влиянию партия в стране приступила к парламентским действиям, в результате чего и был вынесен вотум недоверия кабинету Рахоя, а Санчеса избрали новым председателем совета министров Испании. При этом он получил поддержку в нижней палате парламента со стороны «Объединенного Подемоса», баскских регионалистов и каталонских сепаратистов.

Социалистам легко не будет

Кабинету Рахоя удалось сделать немало полезного. В самом деле, Испания уверенно вышла из состояния глобального финансово-экономического кризиса. Об этом говорят беспристрастные цифры. В 2017-м, к примеру, экономический рост превысил три процента. За последние годы заметно снизился уровень безработицы, в 2017-м он составил 16,5% трудоспособного населения. Инфляция снизилась до одного процента за год, заметно уменьшился и показатель государственного долга. Однако говорить об отсутствии острых проблем и вызовов перед южноевропейским королевством не приходится. Как полагает мадридский профессор политических исследований Хайме Пастор, «эти проблемы продолжают носить фундаментальный и системный характер». Так что новому кабинету социалистов точно легко не будет.

Экономические и финансовые проблемы никуда не исчезли. Не зря же Европейская комиссия до сих пор не отменила процедуру мониторинга за государственным долгом Испании. С точки зрения экспертов, проблемным остается положение национального финансового сектора. По-прежнему опасна для общественной стабильности молодежная безработица в стране. Около 40% испанцев в возрасте до 25 лет не имеют постоянного заработка. Можно радоваться тенденции сокращения безработицы, но в правительстве помнят, что 27% всех трудовых контрактов в стране носят временный характер. Нигде в других странах Европейского союза подобной ситуации на рынке труда нет.

Одним из поводов для вотума недоверия кабинету Рахоя стал высокий уровень коррупции в политических кругах. Не проходит и месяца, чтобы судебные инстанции не предъявили высокопоставленным испанским и региональным политикам (прежде всего из НП и ИСРП) обвинения в коррупции, злоупотреблении служебным положением и т. д.

Еще одна сложная проблема - каталонский вопрос (о нем еще будет сказано ниже). Но дело в том, что эта проблема не должна затмевать в целом вопрос о функционировании государственных институтов, отношениях центра и автономных сообществ. Испания перестала быть классическим унитарным государством, но так и не стала пока федерацией...

Ну и, наконец, знаковым вызовом для ведущих политических кругов является то, что с 2016 года в стране отсутствует прочное парламентское большинство. Ни у правоцентристов, ни у левых в конгрессе депутатов нет контрольного «пакета акций». И прежнее правительство Рахоя, и нынешний совет министров во главе с Санчесом имели и имеют, таким образом, весьма небольшие возможности для маневра.

Кто владеет «золотой акцией»

Вскоре после принесения присяги Педро Санчесом (к слову, политик-социалист совершил этот акт, демонстративно отказавшись присягать на Библии) в испанской прессе стали появляться материалы о том, что общественно-политическая борьба в стране вступает в новый этап. Понимая, что в конгрессе депутатов у его партии нет большинства голосов, генсек ИСРП пообещал проводить «умеренную, реалистичную и консенсусную политику».

Среди приоритетов социалистического правительства - поддержание общественного плюрализма, усиление эффективности государственной борьбы с коррупцией, повышение налогов на крупные предприятия и банки, увеличение размера пенсий, расширение государственных инвестиций в здравоохранение и образование. Как отмечает видный представитель ИСРП глава исполнительной власти валенсийского сообщества Ксимо Пуиг, «мы готовы стать силой, которая избавит Испанию от коррупции, архаичных и непрозрачных схем управления».

Но курс нынешнего социалистического правительства меньшинства вписывается так же во все европейские обязательства королевства перед Брюсселем. В частности, Санчес уже дал понять, что разработанный (и предварительно одобренный еврокомиссарами) прежним правоцентристским кабинетом бюджет-2018 не подвергнется изменениям «во имя общественной стабильности».

В нынешнем составе нижней палаты генеральных кортесов - парламента Испании - соотношение сил представляется весьма подвижным. ИСРП может рассчитывать при проведении в жизнь прогрессивных социальных и экономических законопроектов на поддержку голосов фракции «Объединенный Подемос». Наоборот, народники и партия «Сьюдаданос» сразу обозначили себя как оппоненты левоцентристской власти. В итоге получается, что «золотой акцией» сегодня располагают регионалистские баскские и каталонские партии: благодаря их голосам кабинет Санчеса может как оставаться у власти, так и прекратить свое существование.

Опция внеочередных парламентских выборов выглядит весьма реалистичной. Но проблема в том, что, будь такие выборы, скажем, «в ближайшее воскресенье», они вновь победителя не выявят и приведут, вероятнее всего, к политической ничьей. За два с небольшим месяца работы правительства социалисты, правда, заметно нарастили политический капитал, сумев перетянуть на свою сторону избирателей и слева, и справа; сейчас рейтинг ИСРП составляет около 30%

От дзюдо к шахматам

«Региональная» тематика - одна из самых болезненных для нынешней испанской политики. Но и тут мы вправе говорить об изменении метода. Как образно заметил левый барселонский социолог Жозеп-Мария Антентас, «если Рахой предлагал каталонской стороне стойку борца дзюдо, то для методологии Санчеса более подходит ставка на изнурительный шахматный поединок».

Как известно, в прошлом году социалисты в испанском парламенте голосовали за применение к Каталонии режима прямого управления после проведения там 1 октября непризнанного официальным Мадридом референдума о независимости. Вместе с тем еще тогда Социалистическая партия Каталонии, составная часть ИСРП, выступила с идеей стать медиатором между центром и «мятежным женералитатом». Вступив в должность председателя совета министров Испании, Санчес вынужден проводить осторожную и взвешенную политику в отношении самого неспокойного в политическом отношении региона королевства.

Новое правительство постоянно чувствует давление праволиберальной оппозиции, априори отвергающей какие-либо послабления и уступки в отношении каталонского или баскского сепаратизма. Да, в общем-то, и сами социалисты являются сторонниками территориального единства испанского государства. Вместе с тем в руководстве ИСРП прекрасно понимают, что продолжать по отношению к Барселоне исключительно жесткую политику бессмысленно. Кроме того, нельзя забывать: на высокий пост Санчес пришел в немалой мере благодаря тактической поддержке со стороны каталонских «индепендентистов».

Педро Сачес уже провел несколько раундов прямых встреч с новым главой каталонского правительства Кимом Торой. Было подтверждено, что Мадрид не оспаривает управленческие функции женералитата Каталонии. Умным шагом со стороны центральных судебных инстанций стал отзыв международного ордера на арест экс-президента женералитата Карлеса Пучдемона. Он и часть его экс-коллег, хоть до сих пор и находятся под следствием, на данный момент спокойно проживают в Бельгии. Однако вопрос о других политических заключенных, представляющих ведущие каталонские сепаратистские партии и общественные организации, все еще находится в подвешенном состоянии и отравляет диалог между Мадридом и Барселоной. Но стратегически испанские рабочие социалисты, как и другие левые силы Испании, настроены на решительную реформу конституции 1978 года в сторону окончательного подтверждения федеративного статуса государства. Речь идет о стратегии децентрализации и расширения экономических и налоговых прав автономных сообществ. Союзник ИСРП лидер партии «Подемос» Пабло Иглесиас убежден, что «без перехода к полноценному федерализму судьба единой Испании будет под вопросом». В то же время и нынешнее правительство страны четко настроено против идеи одностороннего референдума в Каталонии.

#Испания #политика #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6259) от 17.08.2018 под заголовком «Интриги Мадридского двора».


Комментарии