Интересы расходятся. В России продолжает расти дефицит персонала

В условиях нехватки рабочих рук рынок труда Петербурга все больше поляризуется, а дефицит персонала нарастает: количество вакансий продолжает довольно быстро расти, в то время как активность соискателей ощутимо отстает. К тому же работодатели и незанятые специалисты нередко не могут найти общего языка.

Интересы расходятся. В России продолжает расти дефицит персонала | Вакансий в Петербурге хватает, но зачастую их хозяева и соискатели не готовы договариваться. / ФОТО Александра АРТЕМЕНКОВА/ТАСС

Вакансий в Петербурге хватает, но зачастую их хозяева и соискатели не готовы договариваться. / ФОТО Александра АРТЕМЕНКОВА/ТАСС

В целом по России ситуация на рынке труда довольно сложная: по экспертным оценкам, на одну вакансию в среднем приходится всего 1 – 2 активных резюме, что не позволяет работодателям осуществлять выбор. И хотя в Петербурге картина другая (у нас хозяин свободного рабочего места может выбирать из пяти резюме), откликов на предложения все равно не хватает. В результате работодатели снижают требования к кандидатам, а в некоторых случаях и повышают зарплату. О дефиците же кадров говорят все.

«Во многих отраслях нехватка персонала видна невооруженным глазом, а по ряду специальностей она становится хронической, – говорит независимый рекрутер Светлана Клейменова. – По разным причинам набрать нужное число сотрудников не удается. Одна из самых важных – нестыковка запросов работодателя и пожеланий соискателя».

Казалось бы, свободных рабочих рук у нас хватает: одних только официально зарегистрированных безработных больше 20 тысяч человек. Если к ним добавить тех, кто в Службу занятости не обращается (а таких, по экспертным оценкам, вдвое больше), они вполне могли бы заполнить те 56 тысяч вакансий, которые имеются. Но...

Все дело в том, что качество незанятой рабочей силы работодателей часто не устраивает. И их можно понять: по большей части в рядах безработных состоят те, кто по тем или иным причинам выпал из оборота рынка труда: потерял квалификацию, не знает современных технологий, не готов трудиться на тех условиях, что предлагают. Или, потеряв работу, не умеет ее грамотно искать.

По мнению Клейменовой, сейчас процесс заполнения вакансии нередко растягивается на месяцы. «Квалифицированные специалисты, как правило, без дела не сидят, – комментирует она. – Работодателю приходится выбирать из тех, что есть на рынке труда. И найти компромисс между интересами этих двух сторон подчас очень сложно».

С точки зрения соискателя, главный «тормоз» – нежелание представителя работодателя откликаться на резюме. Увы, но две трети кандидатов отмечают: после того как оно было направлено, от другой стороны процесса трудоустройства не последовало никакой реакции. А поскольку многие соискатели перезванивать и интересоваться судьбой резюме не привыкли, даже потенциально заинтересованные друг в друге компания и специалист порой расходятся как в море корабли. Ведь, по оценке hh.ru, не менее 40% ищущих работу, после того как им не ответили в течение двух-трех дней, попросту вычеркивают предприятие из списка поиска.

Еще одна важная причина отказа от конкретной вакансии – отсутствие четкой информации о размерах оплаты труда или ее низкий уровень. «Если компания скрывает данные об уровне зарплаты, при поиске работы я сразу ставлю ее во вторую-третью очередь, – делится опытом строитель Владимир Ефремов. – Для меня это означает, что предприятие либо платит «по-черному» или «по-серому», либо этот уровень не соответствует рыночному. Ведь если зарплата высокая, это только прибавляет вакансии привлекательности».

Впрочем, не только размер зарплаты и нежелание контактировать с теми, кто как бы не соответствует требованиям вакансии, снижают обоюдный интерес. В реальности значение имеют даже сугубо личностные факторы. Порой как представители предприятий, так и кандидаты не хотят продолжать общение только из-за того, что «он не понравился». То есть не из-за того, что соискатель не соответствует требованиям вакансии, а выглядит или ведет себя не так, как хотелось бы будущему начальнику. Причем это обоюдно: подчас квалифицированный работник, у которого есть выбор, просто не хочет связываться с тем, кто, на его взгляд, не должен занимать кресло управленца.

К проблемам в трудоустройстве ведут и «мутные» требования со стороны работодателя. Сами кандидаты уверены: если в предложении написано «работа в офисе» и нет никакой конкретики – жди сложностей. «Когда после декрета искала место, насмотрелась всякого, – пишет в одной из соцсетей администратор Кристина Каравайникова. – Порой сулят золотые горы и всячески уговаривают прийти на встречу. А потом оказывается, что это очередной лохотрон, в котором за трудоустройство надо заплатить, купить что-то или сделать документ, который не нужен». Она тоже уверена: перспективному работодателю скрывать нечего, поэтому и требования к соискателю должны быть четкими и понятными.

Дефицит кадров, скорее всего, в Петербурге будет только нарастать. И научиться не только искать, но и договариваться обеим сторонам все равно придется.


#работа #дефицит #персонал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7053) от 18.11.2021 под заголовком «Одни хотят, другие не могут».


Комментарии