Интеграционный потенциал. Какое будущее ждет СНГ?

В начале декабря 1991 года я улетела в заграничный отпуск из СССР. А вернулась через месяц уже в другую страну – Российскую Федерацию (прежнюю РСФСР). Такие вот были времена, все происходило стремительно и даже неожиданно для простых граждан. Тогда же после распада Советского Союза появилось новое политическое межгосударственное образование – СНГ (Содружество Независимых Государств). Сегодня оно отметит свое 30-летие.

Интеграционный потенциал. Какое будущее ждет СНГ? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

8 декабря 1991 года в правительственной резиденции «Вискули» Белорусской ССР было подписано соглашение о создании СНГ, вошедшее в историю как «Беловежское соглашение». Подписи под этим документом поставили от Республики Беларусь председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич, от РСФСР – президент Борис Ельцин, от Украины – президент Леонид Кравчук. В итоге договор о создании СССР от 30 декабря 1922 года был денонсирован, и такая страна перестала существовать...

21 декабря в Алма-Ате декларацию о создании СНГ поддержали 11 из 15 бывших советских республик (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина). Среди подписантов не было трех балтийских республик и Грузии, занятой гражданской войной. В 1993-м Грузия присоединится к СНГ, а в 2009-м выйдет из него. Украина практически не участвует в работе Содружества с 2014 года, постепенно выходя из ее уставных организаций.

СНГ изначально рассматривалось не как надгосударственное объединение, а как союз новых государств для решения общих задач во внешней политике, экономике, транспортной системе, экологии, в оборонной области, в исследовании космического пространства и так далее.

22 января 1993 года был принят Устав Содружества. В нем указывалось, что СНГ основано на праве государств на суверенное равенство и существование их в качестве равноправных субъектов международного права. Высшим органом СНГ является Совет глав государств. Координацию высших органов исполнительной власти в Содружестве осуществляет Совет глав правительств. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом определен исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве.

В марте 1992 года была образована Межпарламентская Ассамблея СНГ, ее местом нахождения стал Таврический дворец в Петербурге. Председателем этой структуры является спикер Совета Федерации РФ. Основная задача МПА – выработка модельных нормативно-правовых актов, которые создают единое законодательное поле на территории Содружества. За время своего существования МПА подготовила 611 модельных законодательных актов и других нормативных правовых документов.

В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила СНГ статус наблюдателя. Еще одним важным этапом становления Содружества стало Соглашение о создании зоны свободной торговли в апреле 1994 года.

Сейчас в рамках СНГ действует более 80 органов, свыше 60 органов отраслевого сотрудничества, среди них Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд Содружества (в целях обеспечения единообразного применения соглашений) и Экономический совет.

Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством – участником Содружества в течение года. В 2021-м председательствовала Белоруссия, с 1 января 2022-го этой работой займется Казахстан.

Есть ли будущее у СНГ? На этот вопрос у разных экспертов существуют разные ответы, в том числе пессимистические, особенно после появления других межгосударственных структур вроде Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), способных постепенно заменить СНГ.

Координатор проекта центра «Стратегия развития» Акрам Умаров (Узбекистан) считает, что развитие СНГ сдерживают высокие темпы создания правовых актов, что не способствует хорошей их проработанности. Часто такие документы содержат лишь декларативные заявления. А разница в политическом и экономическом потенциалах стран-членов порой усложняет нахождение взаимоприемлемых и обоюдовыгодных решений.

Многие политологи отмечают еще одну проблему СНГ: происходит смена поколений, а интеграция изначально основывалась на постсоветской идентичности. Однако за 30 лет выросло целое поколение людей, которые не помнят СССР.

Тем не менее сторонники «старой» организации видят в ней большой интеграционный потенциал. Так, спикер сената парламента Республики Казахстан Маулен Ашимбаев считает, что СНГ стало важным международным институтом, обеспечившим развитие отношений между государствами после политического и экономического кризиса 1990-х годов. «СНГ сыграло историческую роль в структурировании постсоветского пространства и сохранении культурного и цивилизационного единства наших стран», – уверен он.

Профессор МГИМО Станислав Чернявский также полагает, что Содружество «как зонтичное объединение постсоветских республик по-прежнему остается площадкой для диалога лидеров нового поколения».

Свои аргументы в пользу позитивного будущего СНГ приводит и сотрудник Института философии, политологии и религиоведения министерства образования и науки Казахстана Юрий Булуктаев, исходящий из кризиса процесса глобализации: многие страны создают партнерские отношения и блоки, и «блоковая система обретает большее значение в мире».

А госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота объясняет хорошие перспективы СНГ так: «Если бы это объединение не было востребовано, оно давно бы исчезло с политической карты».

Как отмечает политолог Игорь Шестаков, несмотря на пандемию и трудности национальных экономик стран Содружества, «в текущем году был отмечен рост торгово-экономических показателей, есть перспективы для наращивания промышленной кооперации, сотрудничества в преодолении пандемии». Еще одной объединительной темой он назвал безопасность на южных рубежах СНГ в связи с событиями в Афганистане.


#СНГ #развитие #будущее

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7076) от 21.12.2021 под заголовком «Диалог под зонтиком».


Комментарии