Институт физиологии имени Павлова РАН представил проект по созданию открытого киноархива

В научном городке Института физиологии им. И. П. Павлова РАН в Колтушах состоялось представление проекта «Имени Розы и Рафаэля» по созданию открытого архива на базе материалов кинолаборатории института. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Институт физиологии имени Павлова РАН представил проект по созданию открытого киноархива | ФОТО автора

ФОТО автора

Мудрый Иван Павлов создал эту лабораторию одновременно с другими подразделениями научного городка. Ученые и киноинженеры фиксировали на пленку ход экспериментов, что помогало анализировать полученные данные. В последующие годы все достижения кинотехники использовались в Колтушах. В лаборатории дорабатывали, в частности, некоторые отечественные приборы для получения ценной информации. Например, о кровообращении в тканях животных в реальном времени.

С приходом цифровых технологий отпала необходимость в научной киносъемке. Лаборатория сократилась до группы научно-исследовательской кинематографии, но, что важно, в ней по‑прежнему трудятся опытные сотрудники — они знают все секреты кинокамер, проекционных аппаратов и другой техники, которая давно стала антиквариатом, следят за ее состоянием, проводят необходимые консервационные работы, ведут оцифровку фрагментов кинопленок для ученых института.

В то же время интересные материалы остаются недоступными широкому кругу исследователей и всем, кто интересуется историей отечественной науки. Это и стало причиной появление проекта «Имени Розы и Рафаэля».

Название дано в честь двух шимпанзе, которых в 1932 году подарили Павлову. Они участвовали в экспериментах знаменитого физиолога по изучению поведения приматов. Рафаэль стал легендой института. В декабре 1941 года по решению советского правительства (таков был уровень важности задачи) его в специальном утепленном боксе вывезли по льду Ладожского озера из осажденного Ленинграда. Животное было эвакуировано в Казань, где еще несколько лет служило науке.

Как рассказала на представлении проекта Ирина Актуганова, руководитель отдела научной коммуникации института, проект «Имени Розы и Рафаэля» стал продолжением сотрудничества ученых с кураторами и художниками из об­щественной организации «Техно-Арт-Центр». В 2018 году в Колтушах открыли постоянно действующую выставку «Новая антропология», в 2021‑м был обновлен Мемориальный музей Павлова в конструктивистском здании «Старой лаборатории». Оба проекта поддержал Фонд президентских грантов.

Еще пять лет назад, знакомясь с сотрудниками института и его историей, кураторы и художники узнали об уникальном киноархиве. Теперь появилась возможность заняться им вплотную. Как пояснила Анна Аполлонова, представитель отдела научной коммуникации, куратор проекта «Имени Розы и Рафаэля», необходимо в течение года провести оцифровку всех материалов архива на технике института, приобрести оборудование для хранения кинопленок и фотоматериалов (их тоже немало), организовать с помощью научных работников серию мастер-классов для студентов профильных вузов по монтажу кинопленки, а также создать три художественные выставки по материалам архива. Общая сумма гранта составляет 3 миллиона рублей.

Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о масштабах архива, Николай Мальцев, руководитель группы научно-исследовательской кинематографии, сообщил, что это примерно 50 часов кино и еще 3000 фотоотпечатков и негативов, и показал некоторые образцы. Самый ранний киносюжет снят на Колтушском озере к 1935 году и называется «Цель опытов: выяснить характер поведения шимпанзе в необычной для него обстановке». Тот самый Рафаэль после небольшой тренировки умело пользуется лодкой как паромом — он перемещает ее вдоль троса, а затем с помощью палки добывает угощение, когда переправа заканчивается.

На пленке 1958 года зафиксировано, как ученые изучают с помощью киносъемки скорость кровотока у белой крысы. К 1981‑му относятся исследования поведения гибридов осетровых — белуги и шипа. Мальков снимали в бассейнах с разными парамет­рами освещенности, солености воды, насыщенности кислородом и т. д. Завершил показ фильм 1982 года «Кто есть кто?» об эксперименте известного приматолога Леонида Фирсова, поселившего обезьян на два летних месяца на полное самообеспечение на острове в Псковской области, где они успешно адаптировались. Кино снимал режиссер Александр Згуриди на «Центрнаучфильме», чтобы его можно было с просветительскими целями выпустить в прокат.

Людмила Андреева и Вера Виноградова, старейшины группы научно-исследовательской кинематографии, имеющие большой опыт работы с аналоговой техникой, показали монтажные столы, старые проекционные аппараты, фотоувеличители и глянцеватели для сушки отпечатков. Вся старая техника «на ходу», рядом находится кинозал, где можно не только показывать, но и снимать кино, там же герметичная «сурдобудка» для озвучания.

Людмила Викторовна, прежде чем прийти в науку, работала контролером качества объективов на ЛОМО и специалистом по цветокоррекции на Ленинградской кинокопировальной фабрике. Как она вспоминает, приходилось изрядно потрудиться, «чтобы на всех нескольких сотнях копий ясное небо было голубым, а трава — зеленой».


#кино #архив #РАН

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7403) от 25.04.2023 под заголовком «Тот самый Рафаэль».


Комментарии